Поспешили обвинить

Экспертная комиссия республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП “Нур Отан” обвинила МЧС РК в покупке вертолетов Eurocopter ЕС-145 по завышенной цене. Кроме того, комиссия посчитала, что эти вертолеты непригодны для спасательных операций. Однако в МЧС резко отвергли критику, заявив, что цена высока из-за дополнительного оборудования, а качество Eurocopter ЕC-145 признано высоким по всему миру

Поспешили обвинить

Как сообщил КазТАГ, на видео, показанном на заседании комитета по борьбе с коррупцией, отмечали, что EC-145 не рекомендуется использовать в горной местности; также у них отсутствует антиобледенительная система, и с ними невозможно выполнять полеты при радиусе действия более 300 километров.

А еще комиссия по коррупции, созданная при правящей партии, обратила внимание на то, что Министерство по Чрезвычайным Ситуациям (МЧС) вертолеты ЕС-145 закупило по цене, значительно превышающей сумму за те же Eurocopter, купленные Министерством обороны (МО). Так, в 2011 году МЧС приобрело 4 вертолета ЕС-145 по цене 8,9 млрд тенге. Таким образом, МЧС заплатило на 323 млн больше, чем МО.  “Приобретенные на столь громадные суммы машины оказались непригодными для использования в аварийно-спасательных целях”, - рассказали представители комиссии по коррупции.

Поклеп на спасателей

Позже глава МЧС Владимир Божко заявил, что обвинения эти беспочвенны. Он возмутился тем, как на скорую руку сформулировали обвинения, даже не выслушав противоположную сторону. По каждому пункту он предоставил свои разъяснения, с которыми, как оказалось, еще неделю назад согласились в финполиции, решив не заводить уголовное дело против МЧС.

“Проверка проведена, и на прошлой неделе уже принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, то есть доводы Счетного комитета не нашли подтверждения”, - заявил начальник департамента по борьбе с коррупцией Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Марат Сексембаев.

Г-н Божко сообщил, что хоть ЕС-145 и непригодны для работы в горах, и есть ограничения дальности полетов, такие вертолеты признаны во всем мире  и используются спасателями в разных странах. По поводу различия в ценах министр пояснил, что МЧС закупило вертолеты, которые дополнительно оснащены необходимым для работы медицинским и радиоэлектронным оборудованием.

“Вот эта очень эффектная фраза, что Министерство обороны купило дешевле, совершенно не учитывает, что Eurocopterы, которые мы купили, нашпигованы медицинским оборудованием, далеко не дешевым. Это раз. И в цену входит аэродромное оборудование, которое Министерство обороны не закупало”, - уточнил Владимир Божко. Также глава МЧС сообщил, что поставщиком ЕС-145 для его министерства является казахстанский производитель вертолетов ТОО “ Eurocopter Казахстан Инжиниринг”.

Из-за шести бортов

Как сообщили “Эксперту Казахстан” в пресс-службе “Eurocopter Казахстан Инжиниринг”, на сегодня в Казахстане летают уже 14 вертолетов ЕС-145, произведенных компанией. В 2012 году завод собрал и передал 6 вертолетов МЧС и 2 вертолета Министерству обороны. Помимо этого, было передано дополнительное оборудование и запасные части, а также проведено обучение 42 человек, включая механиков, авиоников и пилотов.

“Вертолеты для Министерства обороны адаптированы для операций общего назначения, а  для Министерства по чрезвычайным ситуациям они адаптированы для операций неотложной медицинской помощи, а также для летных отделений интенсивной терапии и поисково-спасательных работ”, - говорится в пресс-релизе предприятия. Таким образом, очевидно, что разброс цен вертолетов для двух министерств объясним, и нападки комиссии по коррупции были необоснованными.

На заводе утверждают, что вертолеты Eurocopter ЕС-145 являются одними из самых безопасных среди предлагаемых на рынке, они способны осуществлять самые сложные поисково-спасательные операции. “Могу компетентно заявить, что текущая модель превосходит все предыдущие: суперсовременная система управления и компьютерные системы делают эту машину простой и очень маневренной”, – ссылается завод в своем пресс-релизе на майора Сергея Меримбаева, пилота Министерства обороны с десятилетним стажем.

Артем Кореняко, обозреватель российского национального аэрокосмического журнала “Взлет”, склонен считать постановку проблемы, поднятой комиссией, надуманной. Эксперт сообщает, что в то время как в МЧС цена одной машины составила около 14,8 млн долларов, согласно справочнику BellHelicopterTextron за 2011 год базовая стоимость Eurocopter EC-145 - 6 млн долларов.

Для сравнения г-н Кореняко привел в пример поставку EC135Т2 в медицинской версии в конце декабря прошлого года для Краснодарского края, где максимальная цена контракта составила 13,1 млн долларов, в то время как изначальная стоимость вертолета по подсчетам эксперта равна 7,6 млн долларов. Несмотря на то, что есть определенные различия в этих вертолетах, включая массу машин и количество мест, эксперт отмечает, что из приведенного примера видно: даже при первом приближении стоимость медицинского варианта ощутимо отличается от стоимости его базовой версии”.

“В любом случае - из-за того, что мы не знаем спецификацию дополнительного оборудования (включая медицинское, которое весьма дорого), установленного на вертолёты EC145 для МЧС Казахстана, голословно утверждать, что ведомство переплатило, некорректно”, - говорит г-н Кореняко.

По поводу работы ЕС-145 в горных условиях эксперт замечает, что практический потолок этого вертолета составляет 5485 метров. Таким образом, поскольку в Алматы высота гор не превышает 5000 м, то Eurocopter EC-145 возможно эксплуатировать в условиях этих высот.

Г-н Кореняко отмечает, что ЕС-145 является одним из самых популярных вертолетов в среднем классе. Например, в 2012 году компания Eurocopter получила заказ на 81 вертолет такой модели. Кроме того, недавно был поставлен 500-й вертолет этого семейства. “Ситуация с недовольством ряда кругов (я так понял - в первую очередь политических) вокруг EC145 выглядит поверхностной. Не разобравшись, не зная всей специфики эксплуатации авиационной техники, люди ввязались в спор, оперируя необъективными данными”, - подытожил эксперт.

И в Монголию ходят

Напомним, что совместное предприятие “Eurocopter Казахстан Инжиниринг” является единственным производителем таких вертолетов во всем СНГ, начиная с декабря 2011 года, и может поставлять свою продукцию в соседние страны. Например, уже в сентябре прошлого года компанией был подписан меморандум с Монголией.

“Предприятие будет проводить техническое обслуживание вертолетов ЕС-145 на территории Монголии, оказывать консультативную помощь и техническую поддержку, а также обучать летно-технический персонал”, - сообщила тогда пресс-служба национального агентства по экспорту и инвестициям “Kaznex Invest”.

Предприятие было создано в 2010 году в соответствии с договоренностью президентов РК и Франции. Завод находится в районе Международного аэропорта в Астане. Его производительная мощность составляет до 12 вертолетов в год.

ТОО “Eurocopter Казахстан Инжиниринг” входит в АО “НК Казахстан Инжиниринг”, созданное в 2003 году и предназначенное для решения вопросов по оборонно-промышленной части. В свою очередь, нацкомпания является дочкой ФНБ “Самрук-Казына” и находится под управлением Министерства обороны Казахстана.

“Эксперт Казахстан” связался с пресс-службой МЧС, однако там сообщили, что информация уже дана на заседании совета. В министерстве не стали отвечать на дополнительные вопросы - видимо, посчитав, что тема исчерпана.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности