Сделано в Казахстане

Беспрецедентная по сумме сделка Сбербанка России и ENRC была логически предопределена стратегией развития дочернего «Сбера» в Казахстане

Сделано в Казахстане

Cообщение о том, что головной Сбербанк при организационной поддержке своей «дочки» в Казахстане заключил сделку о предоставлении кредита на 2 млрд долларов группе ENRC (Eurasia  Natural Resources Corporatio  PLC), опубликовали многие информационные агентства как в Казахстане, так и в России. Уникальность этой сделки в том, что, пожалуй, впервые металлургический гигант привлек кредитную линию крупнейшего российского банка. Детали соглашения стороны не раскрывают. Известно лишь, что кредит предоставлен на пять лет.

До сих пор группа ENRC финансировалась за счет привлечения средств с международных рынков, а также за счет кредитов по межгосударственным соглашениям. Напомним, что в 2010 году группа заключила кредитный договор с Банком развития Казахстана на 400 млн долларов, который был профинансирован за счет займа государственного Эксимбанка Китая. Деньги были предоставлены на 15 лет под 4% годовых. Тогда же кредитную линию группе открыл ФНБ «Самрук-Казына» на сумму 500 млн долларов сроком на 10 лет под 7,5%. В феврале прошлого года президенты РК и КНР Нурсултан Назарбаев и Ху Цзиньтао подписали соглашение о предоставлении китайским Банком развития Казахстану кредита в 2 млрд долларов на развитие казахстанских активов ENRC — ССГПО и «Казхром». По некоторым сведениям, эти деньги пока до металлургического холдинга не дошли.

Вместе с тем, по словам старшего аналитика Visor Capital Лейлы Кулбаевой, стоимость глобальной инвестпрограммы группы ENRC оценивается в 12 млрд долларов. Так что деньги группе нужны. «Хотя у корпорации и нет затруднений с фондированием, в связи с долговым кризисом в Европе занимать деньги там сейчас невыгодно — слишком дорого. Заем Сбербанка по условиям, я думаю, более привлекательный по сравнению с теми, что могут сейчас предложить европейские банки», — отметила г-жа Кулбаева.

Для Сбербанка России, возможно, эта сделка одна из многих, но уникальна для ДБ АО «Сбербанк», благодаря усилиям которого она и состоялась, да и в целом для Казахстана. Еще ни разу столь крупный заем не предоставлял у нас ни один фининститут. Так ее оценил и председатель правления дочернего Сбербанка Олег Смирнов: «Для нас это одна из крупнейших сделок. Ее по праву можно назвать сделкой года. Наши сотрудники готовили ее в течение шести месяцев, была проведена огромная работа. Мы очень рады, что доказали всем и себе в первую очередь, что нам по плечу контракты такого уровня. Приятно, что 2012 год начался для нас таким масштабным событием, мы намерены продолжить эту тенденцию. В этом году планируем заключить ряд крупных договоров с казахстанскими компаниями».

Названным шести месяцам непосредственной работы с клиентом предшествовала вся пятилетняя деятельность «Сбера» в Казахстане.

Большие клиенты для маленького банка

ДБ АО «Сбербанк» пришел на казахстанский рынок в 2007 году, но активную работу начал в 2008-м, в самый разгар кризиса. Начинать в период экономического спада, снижения спроса на кредитные ресурсы и оттока депозитов было очевидно тяжело. Но, с другой стороны, в этом были и свои плюсы. В частности, у банка на этот момент не было старых проблемных займов, больших активов в недвижимости. В самые тяжелые кризисные годы удалось сохранить на низком уровне долю просроченных кредитов (4% на начало 2009 года и около 3% на 1 января текущего года, при общей рыночной доле 10% и 34% соответственно). Качество ссудного портфеля не пострадало даже при высоких темпах роста кредитной деятельности.

Небольшой по размеру ДБ АО «Сбербанк» — в 2007 году он входил во вторую десятку по активам — сразу заявил о своих планах войти в первую пятерку. Нужно учесть, что «Сбер» выделялся среди своих коллег отсутствием множества дочерних структур, что было понятно на первых порах деятельности, но он и сегодня остается «одиночкой» и занимается исключительно банковской деятельностью. Причем банк растет без всяких слияний и поглощений — только благодаря увеличению клиентской базы.

Изначально стратегия развития банка предусматривала привлечение в качестве клиентов ключевых игроков из всех значимых отраслей экономики. Штат был небольшой (кстати, и за пять лет он увеличился не намного), и такая позиция позволяла не распылять силы, тем более в условиях интенсивного роста. Как уже было сказано, этот финансовый институт поставил перед собой задачу войти в пятерку крупнейших игроков по активам. Эта цель уже близка. По результатам 2011 года он стал седьмым, а в январе нынешнего даже занял шестую позицию.

«Банк старается привлекать крупнейшие компании из разных отраслей экономики. В прошлом году мы приросли на 104 процента по ссудному портфелю. Рост на 80 процентов обусловлен взаимодействием с крупнейшими компаниями страны», — говорит директор департамента корпоративных клиентов ДБ АО «Сбербанк» Нурсултан Таскаранов. Сбербанк работает преимущественно с частными, рыночными, компаниями, потому что они более прагматичны: их интересует в первую очередь стоимость и условия. Они заимствуют там, где дешевле и удобнее.

Для банковской системы Казахстана характерна кэптивность, у банков уже сложился круг клиентов, который традиционно у них обслуживается, большое значение имеют связи — родственные, дружеские. Программа лояльности присутствует в той или иной степени во всех фининститутах, но в «Сбере» считают, что расти только благодаря связям не получится. Неаффилированность дочернего Сбербанка ни с одной финансово-промышленной группой импонирует клиентам, особенно крупным. Конфиденциальная информация таковой и остается, не передается другим лицам, которые могут быть заинтересованы в этом бизнесе, уверяют в банке.

Такой подход себя оправдал. Чтобы в этом убедиться, достаточно проанализировать динамику показателей деятельности Сбербанка (см. графики).

Как говорят сотрудники, для банка нет приоритетных отраслей. В Казахстане принято считать, что крупные и крупнейшие компании работают в основном в нефтянке и других добывающих отраслях, но Сбербанк находит интересные проекты и в добывающей, и в обрабатывающей промышленности, и в ретейле. Это и сельскохозяйственные предприятия, и сфера услуг, и нефтесервис, и обслуживающие добычу компании, и сбытовые торгово-посреднические. В банке говорят: «Нам важен каждый клиент». Любой проект интересен, если он окупается в сроки реализации, имеет адекватные риски и банк может разместить с понятной доходностью средства клиентов. В то же время дефицит хороших проектов и заемщиков, что уже стало общим местом в сетованиях банкиров не только в Казахстане, ощущают, конечно, и в Сбербанке. Нельзя сказать, что таких компаний вообще нет, просто их не становится больше. Поэтому происходит их перераспределение между банками.

«Сложился такой дисбаланс: во всем мире ставки растут, а у нас они стоят. Идет борьба за крупных клиентов. И она в основном ценовая. Мы цены снижаем не бездумно, четко рассчитываем экономику каждой сделки, потому что должны обеспечить доходность нашим вкладчикам — они нам доверяют, размещая свои депозиты в Сбербанке. У нас есть затраты по предоставлению кредитов, затраты на формирование резервов, все сбалансировано. Мы очень оперативно управляем своей ликвидностью. Можем прикупить бумаг, больше раздать краткосрочных займов, если появляется больше ликвидности, направить ее в инвестпроекты, и так далее», — рассказывает г-н Таскаранов.

Вместе с тем Сбербанк может получать более дешевое фондирование по сравнению с коллегами. И это не потому, что за его спиной стоит богатая материнская компания, которая ссужает его дешевыми деньгами, говорят в банке, а благодаря высокому рейтингу «ВВВ-». Рейтинг позволяет размещать свободные средства в Сбербанке накопительным пенсионным фондам, нацкомпаниям, страховщикам. Все эти игроки обладают избыточной ликвидностью. А последнее размещение на фондовом рынке облигаций обновило минимум банка по привлечению: средняя ставка составила 6,75.

Работать с крупными и средними компаниями достаточно сложно. Если малому бизнесу Сбербанк предлагает стандартный комплекс продуктов, то взаимодействие с более крупными предприятиями идет на персональном уровне. Таких клиентов не привлечешь рекламными клипами. Крупные и крупнейшие компании отбирают, с ними ведут долгие переговоры, обговаривают условия. Это штучный товар, и подход к ним только индивидуальный.

Каким образом молодому банку удалось собрать портфель хороших заемщиков? «Мы провели несколько крупных сделок в разных отраслях. Клиентам понравилось обслуживаться в банке. Создается информационное поле, об этом узнают другие компании, и так образуется цепочка клиентов», — рассказывает Нурсултан Таскаранов. В кризис в «Сбер» пришли клиенты других банков, которые испытывали трудности с ликвидностью, за рефинансированием. Многие так и остались в банке, который способен удовлетворить потребности каждого своего клиента. 

 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики