Платные километры

В Европе платные дороги введены в эксплуатацию уже давно. Как правило, это скоростная трасса, а рядом проходит бесплатная, так называемая альтернативная. Водитель вправе сам выбрать, по какой дороге ему ехать. Но наши автомобилисты лишены такого выбора

Платные километры

Еще в прошлом году правительством не раз поднимался вопрос о строительстве платных дорог. И только в 2013 году президент РК Нурсултан Назарбаев поручил строить дороги в трех направлениях: центр - юг, центр - восток, центр - запад. В настоящее время ведется разработка проектно-сметной документации на реконструкцию участков «Астана - Темиртау» и «Алматы - Капшагай». Дорожно-строительные работы на этих участках планируется начать во втором полугодии 2013 года и завершить в 2016 году.

По словам председателя Комитета автомобильных дорог МТК РК Замира Сагинова, такие  участки были выбраны по причине высокой интенсивности движения автотранспортных средств. В связи с этим по направлениям Астана - Караганды, Алматы - Капшагай планируется расширение автомобильных дорог под  первую техническую категорию с  4-х и шестиполосными трассами.

Цель оправдывает средства

Главной целью реализации проектов является повышение уровня безопасности и сохранности жизни людей. Улучшение дорог также положительно скажется на развитии инфраструктуры, в особенности на повышении транзитного потенциала страны, планируют в уполномоченном органе.

По данным представителя КАД, в  автодорожной отрасли страны прослеживается положительная динамика ремонтных работ. Так, в 2012 году 5,8 тыс км автодорог было охвачено всеми работами, из них на 5% увеличен охват по республиканской сети, по местной сети - до 18%, при этом состояние автодорог в результате проведенных работ улучшилось на 4%. Кроме того, строительство дорог в РК позволило увеличить транзит на 20% - с 960 тыс тонн до 1,15 млн.

Ранее министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев сообщил, что бюджетных средств для содержания дорог не хватает. По подсчетам министерства, только на одну магистраль требуется порядка 45 млрд тенге. Поэтому к работе по содержанию дорог решено привлечь автомобилистов. Тем более, что опыт в этом деле уже есть - это действующая автомагистраль Астана - Щучинск.

Астана–Щучинск - первый автобан в Казахстане, протяженностью 224 километра. Он был реконструирован в 2009 году под 1-ю техническую категорию с шестиполосным  движением. 24 декабря 2012 года в тестовом режиме на автомагистрали была введена система платности. Каждая тысяча метров водителям легковых авто обойдется в один тенге, автобусам 5-10 тенге/километр, грузовикам 5-20 тенге/километр.

«Для удобства водителей на этой автодороге внедрена гибридная система оплаты за проезд, - рассказал в интервью «Эксперту Казахстан» Замир Сагинов. - При въезде на участок платной автодороги система автоматически фиксирует факт въезда автотранспортного средства, затем по ходу следования подсчитывает количество пересеченных зон и на выезде определяет габариты автомобиля и размер оплаты. Произвести оплату можно на контрольных пунктах близ городов Астана и Щучинск».

Без права на выбор

То, что платить за дорогу будут все, стало понятно еще в 2008 году. Тогда в парламенте приняли поправки в закон, предусматривающие введение в стране платных дорог. Многие мажилисмены было возмутились тем, что альтернативы  платным магистралям нет, но  поправки все же утвердили.

Генеральный секретарь Союза Международных автомобильных перевозчиков РК (КазАТО) Теодор Каплан считает, что строительство платных дорог в республике - это доказательство того, что мы развиваемся в верном направлении. Но если платить за дорогу, то за качественную и современную.

«Почти весь мир вводит в практику использование платных дорог, уже и Россия последовала этому примеру. Пусть и Казахстан не отстает. Я считаю несправедливым то, что мы за границей платим за их трассу, а они у нас ездят бесплатно», - отметил он.

Говоря о загранице, следует отметить, что там платные автомагистрали идут параллельно с бесплатными. Средняя цена за проезд 100 километров по платной дороге составляет 5-10 евро.  Качество дороги, естественно, соответствует цене; бесплатные же качеством ниже, но каждый водитель может самостоятельно решить, какой путь выбрать.

О том, какого качества будут платные казахстанские магистрали,  пока остается только догадываться. Но в министерстве уверяют, что это будут самые конкурентоспособные дороги, по всем международным стандартам. «На автобане Астана - Щучинск впервые была применена технология цементобетонного дорожного покрытия. В результате этого смертность на участке снизилась в 8 раз, количество аварий уменьшилось в 3 раза», - сообщает Замир Сагинов.

 

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности