Кочующие соотечественники

Разработанный Министерством труда и социальной защиты национальный проект «Нурлы кош» («Светлое кочевье») должен взять под контроль миграцию населения. Но правительство не готово идти на финансирование масштабных переселенческих программ

Кочующие соотечественники

В начале сентября министр труда и социальной защиты населения РК Бердибек Сапарбаев презентовал в Астане новую разработку министерства – национальный проект «Нурлы кош».

До настоящего времени миграционная политика государства была направлена лишь на небольшой сегмент миграционных потоков – этнических казахов (оралманов). По предложению Минтруда, базу миграции предлагается существенно расширить. Практически в один миграционный поток объединяются оралманы, казахстанцы, покидающие депрессивные регионы в рамках внутренней миграции, и соотечественники – люди, родившиеся в Казахстане и по различным причинам его покинувшие.

Мигрантов предполагается расселять в местах, где потребность в специалистах и рабочей силе максимальна. А конкретно – в регионах, где в рамках госпрограммы «30 корпоративных лидеров» сосредоточат новые производства. Сверхзадача «Нурлы кош» – сделать миграционные потоки прозрачными и управляемыми, направить их именно в те регионы страны, где ожидается бурный экономический рост.

Презентованный проект от Минтруда – это обновленная версия действующей программы расселения репатриантов. Концептуальные идеи и приоритеты прежние – Казахстан готов принять и ждет возвращения на историческую родину всех желающих, но теперь предлагает расселять новых граждан, опираясь на интересы социально-экономического и демографического развития регионов.

Из депрессивных районов уже выехали все, кто имел какие-то перспективы

Уязвимое место «Нурлы кош» – отсутствие в стране механизмов эффективного контроля за расходованием денег, которые выделяются на подобные проекты. Поэтому, даже если в ближайшее время «Нурлы кош» будет одобрен, его реализация может затянуться на неопределенный срок.

Призыв соотечественников

«Нурлы кош» – составная часть разрабатываемой Государственной программы развития системы управления миграцией. Как пояснили «Эксперту Казахстан» в Минтруде: «Он является одним из механизмов реализации государственной миграционной политики. В частности, отраслевой программы миграционной политики на 2001–2010 годы».

Согласно документу основными зонами расселения станут Северная, Южная и Центральная оси территориального развития. Расселять участников проекта предполагается вокруг городов-лидеров и опорных городов, формируя современные агломерации – сети малых городов-спутников со своей экономической специализацией и развитыми локальными рынками труда. В Минтруде убеждены, что мигранты ждут такой возможности. «О готовности мигрантов стать участниками проекта, – говорит представитель Минтруда Тамара Дуйсенова, – свидетельствует не только изучение и анализ их потребностей, но накопленный к сегодняшнему дню опыт строительства мест компактного проживания (“Байбесик” в Алматинской области и “Асар” в Южно-Казахстанской области)».

По предварительным данным Министерства экономики и бюджетного планирования, потребность в трудовых ресурсах для реализации 30 прорывных проектов составляет 390 тыс. человек. Частично данную потребность планируется покрыть за счет местного населения соответствующих макрозон, большую часть – до двух третей – за счет мигрантов. Расселение предусмотрено проводить исключительно на добровольной основе. «Регулирование миграционных потоков не носит в настоящее время административного характера, и проект не предусматривает безусловной регламентации действий мигрантов», – подчеркивает г-жа Дуйсенова.

Мигрантов планируется расселять также в сельских населенных пунктах с высоким и средним потенциалом развития. По данным Министерства сельского хозяйства РК, потенциальная емкость таких населенных пунктов составляет по Северной оси территориального развития – 342,2 тыс., Южной оси – 898,6 тыс., Центральной оси – 77,7 тыс. человек.

Отметим, что впервые в проекте наряду с термином «этнические казахи» используется понятие «соотечественники». «Касательно содержания, вкладываемого в понятие “соотечественники”, проживающие за рубежом, – уточняет г-жа Дуйсенова, – оно распространяется на выходцев (эмигрантов) из Казахской ССР, Республики Казахстан, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства либо имеющими вид на жительство или ставшими лицами без гражданства». Естественно, они должны иметь желание вернуться в Казахстан и, если посчитают нужным, стать участниками проекта.

«Включение трех категорий – этнических мигрантов (оралманов), бывших граждан страны и граждан Казахстана, проживающих в депрессивных регионах страны, – разъясняет г-жа Дуйсенова, – связано не только с интересами самих мигрантов, но и заинтересованностью принимающей стороны в укреплении демографической устойчивости и преодолении прогнозируемого дефицита трудовых ресурсов в период с 2012 по 2020 год».

Объем финансирования программы «Нурлы кош» еще не определен. По словам г-на Сапарбаева, в 2008 году для обустройства оралманов из госбюджета выделили 15 млрд тенге, в следующем планируется выделить 17. Он заверяет, что в бюджете 2009 года необходимые средства предусмотрены. В ближайшие годы государство планирует увеличивать финансирование миграционных проектов ежегодно на два миллиарда тенге. Власти обязуются подготовить соответствующую инфраструктурную базу. Предполагается, что в местах переселения появятся новые жилые районы с детскими садами, школами, больницами и прочими объектами первой необходимости.

Новый миграционный порядок

Бердибек Сапарбаев утверждает, что внутренняя миграция в настоящее время хотя и стабилизировалась на уровне 300 тыс. человек в год, но продолжает носить стихийный характер. Чтобы хоть как-то минимизировать этот хаос, Минтруда впервые использовал предложенный Всемирным банком целевой подход к организации соцзащиты в форме управления социальными рисками.

Внимание сконцентрировано на таких видах социальных рисков, как риск потери (отсутствия) работы, нарушение трудовых прав, неуправляемая миграция населения, уязвимость вследствие наступления старости, инвалидности и потери кормильца и риск снижения дохода ниже установленного порогового минимума.

Одновременно министерство планирует заняться повышением качества привлекаемой рабочей силы. К 2011 году число безработных, направленных на подготовку и переподготовку, предполагается увеличить на 11% по сравнению с прошлым годом. В следующие три года запланировано открытие более восьми тысяч социальных рабочих мест.

По словам г-на Сапарбаева, для развития трудовых ресурсов будет воссоздана и расширена система профессионально-технического образования, также увеличится госзаказ на подготовку кадров по дефицитным профессиям и специальностям. Выпускники профессиональных учебных заведений будут обеспечиваться работой после окончания учебы.

Критическая масса

Представители делового сообщества признают необходимость реформирования порядка привлечения трудовых ресурсов. По мнению представителей государственных органов, введенные с 1 июня 2008 года новые Правила определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы сыграют позитивную роль. Эксперты не согласны с такой оценкой. «Новые правила усложнили условия найма трудовых мигрантов, – говорит исполнительный директор Конфедерации работодателей РК Наджат Кадыров. – Если работодатель хочет нанять рабочую силу из-за пределов Казахстана, то обязан заранее предоставить список лиц с указанием профессии, образования, стажа работы и других данных, при этом надо доказать, что в своем регионе он не смог найти данных специалистов, и согласовать список на всех уровнях».

Такой порядок вполне устроит, например, нефтяников, нанимающих достаточно большие группы зарубежных специалистов. Что касается основной массы работодателей, то они, мягко говоря, игнорируют эти правила и предпочитают нанимать нелегальную рабочую силу, благо ее на рынке хватает.

«В условиях усложненной процедуры найма на работу иностранной рабочей силы, – уверен г-н Кадыров, – в официальную отчетность попадает максимум 20% от всей имеющейся на казахстанском рынке иностранной рабочей силы. Значит, восемь из 10 мигрантов работают в нашей стране нелегально».

Однако в эффективности программы «Нурлы кош» в деловых кругах сомневаются. «По сути, это утопия, – утверждает вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимур Назханов. – Из депрессивных районов уже выехали все, кто имел какие-то перспективы. Там в основном остались представители местной национальности с низкой профессиональной квалификацией. Вытаскивать оттуда людей, чтобы расселить в центрах развития, – далеко не оптимальное решение проблемы. Лучше строить дороги и создавать придорожную инфраструктуру. Это позволит оживить в депрессивных районах бизнес, сделать их привлекательными для жизни и работы».

Экспертов пугает перспектива объединения трех миграционных потоков и их консолидация в зонах компактного проживания. «Если идти таким путем, то получится довольно опасный коктейль людей с разной ментальностью, – убежден г-н Назханов. – Все помнят, что произошло в “Шаныраке”, который к депрессивным районам в целом не отнесешь. Там в основном проживают казахи, которые по большей части перебиваются случайной работой. Постоянной приличной работы у них нет по причине отсутствия прописки. Поэтому им приходится идти на базар таскать тележки. Представьте состояние людей, фактически ограниченных в своих правах. И не случайно именно в “Шаныраке” происходили наиболее острые социальные конфликты. Думаю, новый проект создаст условия для массового появления в стране “шаныраков”».

Также эксперты опасаются, что средства, выделяемые на новую программу, будут расходоваться неэффективно – как это происходит с финансированием переселения оралманов. «Достаточно много бюрократических процедур, и практически каждый что-то значащий чиновник пытается с этого получить материальную выгоду. С другой стороны, часто деньги, выделяемые государством для обустройства оралманов, просто-напросто съедаются в госорганах. Поэтому многие из потенциальных оралманов, наслышанные об этих проблемах, не торопятся возвращаться на историческую родину», – поясняет г-н Назханов.

Нужен центр

«Даже если проект будет утвержден, – продолжает он, – где гарантия, что чиновничество вновь не выстроит бюрократические редуты перед теми, кто должен стать участником проекта. А в условиях сильно запутанных процедур присваивать государственные деньги довольно легко. Полагаю, что в ближайшие 20 лет такого масштаба проект в нашей стране неосуществим. Госаппарат не готов работать эффективно и прозрачно, в силу чего веру в проект потеряют и те, кто хотел бы в нем участвовать».

Опрошенные нами эксперты предлагают свои способы расшивки узких мест миграционной политики. «Думается, что настало время и в Казахстане, по примеру передовых стран, создавать центры защиты прав трудящихся-мигрантов, – советует Наджат Кадыров. – В Казахстане уже имеется порядка 10–15 таких центров, созданных за счет средств международных организаций, но их явно недостаточно».

Еще одним немаловажным фактором успешного управления миграционными потоками является координация работы из единого центра. «Работу с мигрантами необходимо координировать посредством одного уполномоченного органа, – заявляет г-н Кадыров, – а в Казахстане этим занимаются порядка шести государственных структур. В той же России проблемами мигрантов занимается один Комитет по миграции РФ. В качестве первого шага Конфедерация работодателей РК предлагает создать общественную Национальную комиссию по вопросам миграции. Она займется координацией работы уже имеющихся шести органов с перспективой создания единого государственного комитета по миграции».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности