Кризис всех испытает

– считает коммерческий директор туроператора «Казтур» Салтанат Омарова. По ее мнению, спрос изменился не только количественно, но и качественно – турист сегодня голосует кошельком. Главное же – на рынке обострилась конкуренция, и ряд игроков может не выдержать накала борьбы.

Кризис всех испытает

– Салтанат, уменьшилась ли рентабельность бизнеса туркомпаний?

– Рентабельность достаточно снизилась по сравнению с прошлым годом. Это связано с тем, что наша маржа зависит от стоимости тура, а клиенты стали выбирать туры дешевле. Кроме того, мы платим комиссию турагентствам. Но жаловаться я бы не стала, так как ожидания у меня были еще хуже.

– Изменился ли размер комиссии турагентств?

– Нет, так как между туроператорами идет достаточно сильная конкуренция, это провоцирует нас улучшать условия работы для турагентств. Наша программа премирования зависит от количества отправленных людей. Могу сказать, что по сравнению с прошлым годом комиссия возросла на 2–3%. 

– Велико ли было падение спроса летом?

– Спрос на услуги нашей компании, к счастью, не упал. Основное отличие в структуре спроса в этом году – выбор отелей. Если в прошлом году наши клиенты, не задумываясь, выбирали самые качественные и дорогие варианты, то в этом они  отдавали предпочтение более экономичным отелям. Спрос на люксовые услуги упал минимум в два раза. Спад спроса затронул в первую очередь агентства. Количество их клиентов оказалось на порядок ниже, чем в прошлом году. Но я не связываю это только с кризисом. Самих турагентств стало очень много, они растут просто как грибы после дождя. Среди наших партнеров около 40%  – открывшиеся в этом году компании. С одной стороны, это хорошо – увеличивается конкуренция, с другой – новое агентство не имеет еще опыта, и от этого может пострадать наш клиент.

– Развиваете ли вы новые направления?

– Летом в связи с кризисом мы начали развивать Иссык-Куль, но и там недосчитались клиентов. Почему? Плохой сервис и высокие цены. В этом году мы по очень выгодным ценам предложили Болгарию как массовое направление. Поставили чартерный перелет. Но ориентированность клиентов на Турцию и сильный конкурент в лице Bulgarian VIP Tours не позволили стать этому направлению для нас рентабельным. Но следующим летом мы продолжим его развивать. Это прекрасная альтернатива дорогостоящим Италии, Испании и Франции, в которые довольно трудно получить визу. Мы отправляли туристов регулярными рейсами и в эти страны, но Европа – довольно проблематичное и трудоемкое направление и для нас, и для клиента. На Новый год мы запускаем еще одну программу – Алматы–Бангкок–Куала-Лумпур. Договорились с нашим национальным перевозчиком «Эйр Астаной» и выкупили блок, размером в 100 мест, на регулярном рейсе. Серьезно занялись Китаем – потому что это одно из самых многочисленных туристских направлений.

– Как вы считаете, что будет происходить на рынке?

– Может быть, в течение пяти лет произойдет изменение рынка – более сильные агентства останутся, а более мелкие уйдут. Кризис всех испытает. По поводу туроператоров я считаю, что останутся три крупных – это «Тезтур», «Гульнар тур» и «Казтур». Думаю, что все туроператоры будут расширяться в регионах. Именно там будет борьба за клиента. Мне кажется, что самая слабая позиция у «Гульнар тура». В туризме сложно стоить планы. Может произойти что-то от нас независящее – стихийные бедствия, забастовки, столкновения, из-за которых нам придется оперативно менять программы. Ежегодно в ноябре мы проводим слет директоров «Интуриста», и после этого я буду точно знать о наших стратегических планах. Возможно, мы разовьем сеть своих агентств, возможно, пойдем в регионы.

– Каковы основные трудности для развития?

– Первая трудность – у нас нет нормальных авиаперевозчиков, занимающихся чартерными рейсами, с современными бортами – экономичными, безопасными, комфортабельными и доступными. Все казахстанские авиакомпании используют советскую технику. Даже если техника иностранная, она не подходит для чартерных рейсов. «Эйр Астана» с туроператорами не работает. То, что мы смогли взять блок мест на регулярном рейсе – это прорыв в отношениях между национальным перевозчиком и туроператором. Поэтому нам приходится искать самолеты за рубежом. Мы очень хотим договориться с нашим национальным перевозчиком, это будет выгодно не только нам, но и им, так как повысит загрузку рейсов.

Кроме того, сейчас заметна нехватка «наземки» – отелей, гостиниц. Поток туристов вырос по всему миру настолько, что крупные операторы выкупают места в отелях практически на весь год. А если их не выкупить заранее, то твой турист туда не полетит.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее