Кризис всех испытает

– считает коммерческий директор туроператора «Казтур» Салтанат Омарова. По ее мнению, спрос изменился не только количественно, но и качественно – турист сегодня голосует кошельком. Главное же – на рынке обострилась конкуренция, и ряд игроков может не выдержать накала борьбы.

Кризис всех испытает

– Салтанат, уменьшилась ли рентабельность бизнеса туркомпаний?

– Рентабельность достаточно снизилась по сравнению с прошлым годом. Это связано с тем, что наша маржа зависит от стоимости тура, а клиенты стали выбирать туры дешевле. Кроме того, мы платим комиссию турагентствам. Но жаловаться я бы не стала, так как ожидания у меня были еще хуже.

– Изменился ли размер комиссии турагентств?

– Нет, так как между туроператорами идет достаточно сильная конкуренция, это провоцирует нас улучшать условия работы для турагентств. Наша программа премирования зависит от количества отправленных людей. Могу сказать, что по сравнению с прошлым годом комиссия возросла на 2–3%. 

– Велико ли было падение спроса летом?

– Спрос на услуги нашей компании, к счастью, не упал. Основное отличие в структуре спроса в этом году – выбор отелей. Если в прошлом году наши клиенты, не задумываясь, выбирали самые качественные и дорогие варианты, то в этом они  отдавали предпочтение более экономичным отелям. Спрос на люксовые услуги упал минимум в два раза. Спад спроса затронул в первую очередь агентства. Количество их клиентов оказалось на порядок ниже, чем в прошлом году. Но я не связываю это только с кризисом. Самих турагентств стало очень много, они растут просто как грибы после дождя. Среди наших партнеров около 40%  – открывшиеся в этом году компании. С одной стороны, это хорошо – увеличивается конкуренция, с другой – новое агентство не имеет еще опыта, и от этого может пострадать наш клиент.

– Развиваете ли вы новые направления?

– Летом в связи с кризисом мы начали развивать Иссык-Куль, но и там недосчитались клиентов. Почему? Плохой сервис и высокие цены. В этом году мы по очень выгодным ценам предложили Болгарию как массовое направление. Поставили чартерный перелет. Но ориентированность клиентов на Турцию и сильный конкурент в лице Bulgarian VIP Tours не позволили стать этому направлению для нас рентабельным. Но следующим летом мы продолжим его развивать. Это прекрасная альтернатива дорогостоящим Италии, Испании и Франции, в которые довольно трудно получить визу. Мы отправляли туристов регулярными рейсами и в эти страны, но Европа – довольно проблематичное и трудоемкое направление и для нас, и для клиента. На Новый год мы запускаем еще одну программу – Алматы–Бангкок–Куала-Лумпур. Договорились с нашим национальным перевозчиком «Эйр Астаной» и выкупили блок, размером в 100 мест, на регулярном рейсе. Серьезно занялись Китаем – потому что это одно из самых многочисленных туристских направлений.

– Как вы считаете, что будет происходить на рынке?

– Может быть, в течение пяти лет произойдет изменение рынка – более сильные агентства останутся, а более мелкие уйдут. Кризис всех испытает. По поводу туроператоров я считаю, что останутся три крупных – это «Тезтур», «Гульнар тур» и «Казтур». Думаю, что все туроператоры будут расширяться в регионах. Именно там будет борьба за клиента. Мне кажется, что самая слабая позиция у «Гульнар тура». В туризме сложно стоить планы. Может произойти что-то от нас независящее – стихийные бедствия, забастовки, столкновения, из-за которых нам придется оперативно менять программы. Ежегодно в ноябре мы проводим слет директоров «Интуриста», и после этого я буду точно знать о наших стратегических планах. Возможно, мы разовьем сеть своих агентств, возможно, пойдем в регионы.

– Каковы основные трудности для развития?

– Первая трудность – у нас нет нормальных авиаперевозчиков, занимающихся чартерными рейсами, с современными бортами – экономичными, безопасными, комфортабельными и доступными. Все казахстанские авиакомпании используют советскую технику. Даже если техника иностранная, она не подходит для чартерных рейсов. «Эйр Астана» с туроператорами не работает. То, что мы смогли взять блок мест на регулярном рейсе – это прорыв в отношениях между национальным перевозчиком и туроператором. Поэтому нам приходится искать самолеты за рубежом. Мы очень хотим договориться с нашим национальным перевозчиком, это будет выгодно не только нам, но и им, так как повысит загрузку рейсов.

Кроме того, сейчас заметна нехватка «наземки» – отелей, гостиниц. Поток туристов вырос по всему миру настолько, что крупные операторы выкупают места в отелях практически на весь год. А если их не выкупить заранее, то твой турист туда не полетит.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности