Отпуск им только снится

Спрос на услуги турфирм в Казахстане падает. Нестабильностью отрасли могут воспользоваться иностранные операторы, активно продвигающиеся на рынке

Отпуск им только снится

«Когда в стране экономический кризис, людям лучше всего спасаться от него в теплых странах, развалившись на песчаном пляже под ласковым солнышком», – грустно шутит пожелавший остаться неизвестным директор турагентства. После подведения итогов летнего туристического сезона директорам турагентств остается только фантазировать, как именно казахстанцы должны были реагировать на финансовый кризис. Ибо реальность для туристической отрасли неутешительна – спрос на турпродукт упал по всем направлениям и во всех ценовых категориях. Особенно заметно падение на фоне предыдущих тучных лет. 2006 год и летний сезон 2007-го были очень продуктивными для казахстанской туристкой отрасли. Однако осень 2007-го и последующий зимне-весенний сезон, когда наиболее популярны страны Юго-Восточной Азии, показали неготовность казахстанцев отдыхать и путешествовать. Негативная тенденция продолжилась и летом. При этом всплеска интереса к казахстанским курортным районам среди населения не произошло – турпоток не переориентировался.

«Что в первую очередь человек отменит, когда возникает проблема нехватки денег? Конечно, отдых», – говорит глава Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова.

Клиентов меньше…

«Поток туристов уменьшился по всем странам, – сетует директор туристской организации Bell Company Султан Суртобаев. – Кроме того, если в прошлом году ездили отдыхать разные слои населения, то сейчас уже не каждый может себе позволить отдых на побережье моря». С ним солидарны практически все представители опрошенных нами турфирм. «Летом обычно наиболее популярны Турция и Иссык-Куль. Эти направления и почувствовали острее остальных нехватку туристов», – говорит г-жа Шайкенова. По словам сотрудника небольшого агентства, попросившего не называть его имени, спрос на отдых в Турции упал практически в два раза: если в прошлом году организации удалось отправить на турецкие курорты более одной тысячи человек, то в этом году только около 500. По данным КТА, в первом полугодии 2007 года в Турции отдохнуло порядка 55 тыс. казахстанских граждан, а за январь-июнь 2008-го – около 30 тыс. О снижении количества туристов говорит и снятие чартерных программ туроператорами во время сезона. «В результате анализа КТА осенне-зимнего сезона мы предполагали однозначный спад по всем трем видам туризма и ознакомили весной Комитет гражданской авиации с тем, что в летний сезон  выдача большого количества  разрешений  на  чартерные программы необоснованна. Однако некоторые компании не учли рыночную ситуацию и поставили на популярные летние направления, превышающее количество чартеров. В результате в летний сезон возникли проблемы с чартерными перевозками. Вплоть до полного банкротства некоторых компаний и испорченный отдых десятков туристов. Более дальновидные туроператоры успели снять некоторые чартерные программы», – рассказывает г-жа Шайкенова. Неприятно завершился летний отпуск для клиентов авиатур-агентства «Евротур классик». Компания не смогла выполнить обязательства перед своим партнером-авиаперевозчиком, занимавшимся чартерными рейсами, и скандально закрылась. В июле авиаторы неожиданно для туристов отказались перевозить клиентов «Евротура», а группа отдыхающих, приехавших в аэропорт Антальи с купленными билетами, была вынуждена приобретать билеты на другие рейсы. Еще около 500 человек так и не смогли вылететь на курорты из Алматы.

Падение спроса на массовых направлениях можно объяснить не только снижением благосостояния населения, но и повышением стоимости самого турпродукта. В первую очередь это связано с повышением цен на авиатопливо, что привело к увеличению цены на авиабилет. Кроме того, повысили стоимость за свои услуги и гостиницы. «В этом году та же Турция повысила цены, а некоторые хорошие отели даже процентов на 30–40», – рассказывает генеральный директор туроператора «Тезтур» Талгат Даиров. В результате средняя стоимость турпутевки в Турцию колеблется от 1,3 тыс. до 1,5 тыс. долларов – в прошлом году за аналогичный отдых платили от 800 до 1,2 тыс. долларов. Повсеместный рост цен на гостиничные услуги в отрасли объясняют мировой инфляцией.

Туры дешевле…

Работники туристских организаций отмечают еще одно печальное для себя изменение – кошелек среднестатистического казахстанского туриста заметно похудел. Если еще в прошлом году для казахстанских туристов основным критерием было качество гостиничных услуг, то в этом году – их стоимость. «Не то чтобы изменился класс туристов, просто туристы снизили планку требований, скажем, упал спрос на дорогостоящие виллы», – рассказывает директор туркомпании Sanat Марат Бейсенбаев. Директор «Тезтура» считает, что казахстанский турист стал более разборчивым. «В этом году мы в первый раз практиковали раннее бронирование. В апреле стали продавать турпакеты со скидкой на все лето. Эта кампания у нас прошла успешно. Кроме того,  увеличился срок пребывания на Анталийском побережье. Если года 2–3 назад мы ставили рейсы во второй половине июня и в июле, то в этом году у нас первый рейс улетел 30 апреля, а последний прилетит 13 октября. Сезон продлился. Люди начинают понимать, что во время пика сезона, в июле-августе, и стоимость выше, и жарче, а в сентябре – время снижения цен», – рассказывает г-н Даиров. 

Правда, не все категории туристов задумались об экономии. На фоне падения спроса на массовые направления, такие как Турция, Иссык-Куль и отчасти Болгария, интерес к европейским странам сохранился, хотя поток отдыхающих из РК все же уменьшился. «Спрос на Европу не изменился. Мы отправили около 100–120 человек. Были популярны комбинированные туры – допустим, Франция и Италия в одну поездку», – рассказывает директор Sanita tour Зарема Бадельбаева.

Европа занимает небольшую нишу среди направлений выездного туризма, оттого и падение спроса здесь менее заметно. К тому же в Европу едут более обес-печенные люди. В одном турагентстве нам рассказали популярную среди русскоговорящих гидов в Италии байку – будто все казахстанские туристы приезжают на Апеннины тратить исключительно пятисотевровые купюры. Количество таких туристов уменьшилось незначительно. Для сравнения: по данным КТА, в Италию в рекреационных целях в 2007 году выехало 1800 туристов, а за этот же период 2008-го – 1200 человек. Однако стала менее популярна Испания – за первое полугодие 2007 года туда отправилось 1900 человек, а в первом полугодии 2008-го – лишь 500. Средняя стоимость путевки на родину Данте, как и отечество Пабло Пикассо, обойдется примерно в три тысячи долларов.

Пирог – меньше, едоков – больше

По итогам летнего сезона не все тур-агентства смогли достичь высокой прибыльности. Согласно исследованию Агентства РК по статистике, опросившего 200 туристских организаций,  во II квартале 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась доля туркомпаний, у которых возрос объем оказанных услуг, также уменьшилось число отметивших рост доходов. «Многие компании испытывают трудности. На основе моего общения с компаниями, с членами нашей ассоциации, судя по общей ситуации на рынке, многие компании завершили сезон не очень успешно. Мы это ощущаем очень остро и в ассоциации. Так как 55% ее жизнедеятельности обеспечивается за счет членских взносов, то по ним мы чувствуем эту ситуацию», – рассказывает г-жа Шайкенова.

Снижению нормы прибыльности способствовало несколько факторов: общее падение спроса, популярность более экономичных туров и большое количество турагентств. Так, на вопрос статагентства о факторах, ограничивающих рост объема услуг, 56% респондентов ответили: возросшая конкуренция на внутреннем рынке. Самая острая конкуренция наблюдается среди турагентств в Алматы – здесь их около 800, когда всего в Казахстане турфирм чуть больше 1200. Глава КТА утверждает: «Сейчас, когда в квадрате квартала умещаются шесть агентств, они борются даже не за клиента, а за его внимание». При такой тесной конкуренции агентства не могут увеличивать маржу, дабы компенсировать для себя падение спроса – клиент тут же уйдет к соседу. Работники туристкой отрасли называют турагентства продавцами воздуха, так как они предлагают чужие услуги: продают билеты авиакомпаний, реализуют пакеты туроператоров, получая комиссию с каждой проданной путевки. «Турфирмы – предприятия малого бизнеса. У нас просто единицы, которых можно было бы назвать представителями среднего бизнеса, имеют  более 50 человек сотрудников. В среднем в компаниях работают три-пять, ну максимум 10 человек. Турагентства сидят на маленьких оборотах», – добавляет г-жа Шайкенова.

Практически все турагентства и тур-операторы выбирают процентное цено-образование, то есть стоимость услуг турфирмы зависит от цены турпродукта. Поэтому падение спроса в целом, а особенно спад популярности дорогих турпакетов, не позволили агентствам насладиться высокой нормой прибыли. Туроператоры выбирают другую тактику – они ставят на массовость. По словам гендиректора «Тезтура», маржа туроператора может составлять от 3 до 5%. «Мы немного зарабатываем в туризме, только если за счет больших объемов», – добавляет г-н Даиров. Некоторые операторы, пожелавшие остаться неизвестными, сообщили, что маржа может доходить до 10-15%. Турагентства увеличивают стоимость путевки еще на 12-15%.

Битва туроператоров 

Когда закончится спад в туристической отрасли, пока никто прогнозировать не берется. Однако эксперты уже сейчас полагают, что часть турагентств перейдет на сезонный режим деятельности. Между туроператорами борьба за рынок обострится. Возможно, наиболее слабыми окажутся позиции отечественных компаний. В Казахстане не много  крупных туроператоров. Однако здесь уже присутствуют два российских игрока – «Тезтур», работающий самостоятельно с 2003 года, и «Интурист», владеющий с 2007 года 51% «Казтура». «Тезтур» проводит довольно агрессивную политику по завоеванию рынка. «Это достаточно сложная ситуация для наших туроператоров. Те цены, которые иностранные компании выбрасывают на рынок, вызывают вопросы, потому что очень часто они ниже себестоимости», – говорит г-жа Шайкенова.

Действительно, «Тезтур», выступающий на местном рынке как оператор, активно расширяет свой бизнес. «Мы работаем с 480 турагентствами. Несмотря на негативные изменения в туристской отрасли, мы в этом году увеличили частоту рейсов в два раза», – делится г-н Даиров. «Казтур» также рапортует о стабильности спроса на свои услуги на фоне общего спада. В планах операторов расширяться в регионах и предлагать новые массовые направления. В минувшем сезоне «Тезтур» осуществлял по 18 чартерных рейсов в месяц из Алматы, Караганды и Астаны в Анталью.

Продвижению этих игроков помогает конъюнктура. Спад в отрасли наиболее болезненно ударил по отечественным операторам, не обладающим финансовыми возможностями крупных иностранных холдингов. Крупнейший казахстанский консолидатор, «Гульнар тур»,  совершает вылеты чартерных рейсов из Алматы, Астаны, Актобе, Актау и Атырау. В этом году он свернул часть своих чартерных программ. Битва за рынок впереди – участники рынка не ждут чудес и всплеска интереса к путешествиям в летнем сезоне 2009 года. Если иностранные операторы решат агрессивно продвигаться на рынке, то велика вероятность, что отечественным операторам останется лишь воспользоваться своими услугами и отправиться в отпуск.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности