Сон разума рождает идиотов

Сон разума рождает идиотов

Человеческая глупость не имеет границ. Переходя их, она превращается в форменный идиотизм. Вроде бы это дело каждого идиота в отдельности. Но когда их становится много, они взаимодействуют друг с другом, совершают бессмысленные поступки, глупость за глупостью, и возводят ее в бесконечную степень – это выглядит апокалиптично.

Бытовой, обывательской глупости посвящен новый фильм братьев Джоэла и Этана Коэнов. «По прочтении сжечь» – ирония над среднестатистическим обывателем, критика общественного уклада жизни, в котором идиотизм превращается в атрибут современной социальной системы. В «Большом Лебовски» эта тема звучала как «Боже, храни идиота». В новом фильме – хранить уже некому, потому что жизнь абсурдна.

Дураки Коэнов не любят никого, не думают о других. Нравственные ориентиры потеряны, никого не пугает наказание за грехи и угроза общественного осуждения. Это еще одна история о тупых американцах, только теперь не о фермерах или провинциальных обывателях, а о благополучных жителях мегаполиса (по сценарию действие фильма должно было происходить в Вашингтоне, но снимался он в Нью-Йорке). Герои фильма – аналитик ЦРУ, детский врач, агент казначейства, адвокаты. В качестве отдельных персонажей выведены всевидящее око ЦРУ и до смешного зловещее российское посольство. Зачинщиками событий становятся работники сферы обслуживания – тренеры по фитнесу. Если «Старикам тут не место» было пародией на эксплуатацию темы убийства в голливудских триллерах, то «По прочтении сжечь» отдает дань шпионскому кино, являясь одновременно и пародией на американское общество.

«Несмотря на то, что события происходят в Вашингтоне, на самом деле это фильм о потрясающе тупых людях, занимающихся потрясающе тупыми вещами, сдобренный сексом и разными забавными ситуациями. А еще интереснее то, что они даже не политики. Как только мне позвонили, я понял, что соглашусь. Что может быть лучше? В конце концов, это же братья Коэны. Они дают вам такие роли, которые, по мнению других, вы просто не в силах сыграть. А потом они сказали, что написали роль специально под меня, и тут я уже встревожился», – рассказывает снявшийся в фильме Джордж Клуни.

Несмотря на невеселые выводы, кино получилось забавным. Во многом благодаря игре актеров, мастерски создавших неповторимые образы своих героев. Спивающийся психопат аналитик ЦРУ Осборн Кокс в исполнении Джона Малковича, агент казначейства, бабник и параноик Гарри (Джордж Клуни), жена Кокса и любовница Гарри, жесткая и расчетливая педиатр Кэйти (Тильда Суинтон), тренерша спорт-клуба, дама бальзаковского возраста, помешанная на своей внешности (Фрэнсис Макдорманд), а также ее туповатый, вечно жующий, с бананами в ушах коллега, инструктор Чэд, которого блестяще сыграл Бред Пит. Сюжет завязывается лихо: агента ЦРУ Кокса увольняют за пьянство, и он решает заработать на жизнь мемуарами о своей бывшей работе. Его жена, собирающаяся развестись с ним, крадет диск, полагая, что там банковские счета. Диск теряет в раздевалке фитнес-клуба секретарша ее адвоката, который затем попадает в руки двум непутевым тренерам Чэду и Линде. Линда, вознамеривающаяся получить деньги на подтяжку лица, липосакцию ягодиц и увеличение груди, подбивает Чэда отнести найденный в раздевалке клуба диск с тайными записями уволенного за пьянство из ЦРУ Кокса в русское посольство господину Кропоткину…

Клубок событий закручивается еще более нелепым образом из-за среднестатистической американской привычки сидеть в Интернете, лазания по сайтам знакомств и поиска сексуальных партнеров. Эпизод со свиданием по Интернету – черная сатира на современное американское общество. «Они все друг с другом спят», – докладывает начальнику агент ЦРУ. Один нечаянно застрелил другого из пистолета, третий в приступе алкогольного синдрома набросился с топориком на четвертого, пятый сходит с ума…В выигрыше остается Линда, и ее мечта о пластической операции должна осуществиться. И за всей этой кутерьмой следит ЦРУ. Все записывается со спутника, документирующего человеческую глупость в космическом масштабе. Почти шпионская история и черная комедия, без пафоса, героизма, предательства, в которой дураки избавляются сами от себя. Еще раз убеждаешься: в обществе, где есть сатира и рефлексия, не все потеряно. Героям фильма под пятьдесят, и у знаменитых актеров далеко не глянцевые лица. На экране вы не встретите привычной голливудской молодости и красоты. Коэны специально подчеркивают возраст героев, выпячивая их морщины. В картине нет детективного сюжета, великих комбинаторов и супершпионов, коварных красоток и роковых мужчин. Он посвящен лузерам.

Пьяный Кокс посылает шантажистов, вымогающих деньги, и ломает нос герою Чэду. Закатывает пьяные истерики, обвиняя окружающих в идиотизме. «Всю жизнь я боролся с вами, идиотами», – произносит он в эпилоге сакраментальную фразу. «В Голливуде вы в какой-то степени являетесь продуктом. А продукт – это то, что лучше всего продается, а продается то, на что публике интересно смотреть – если ей вообще интересно. Я, кстати, не уверен, что публика обязана смотреть, как я что-то там играю, может, ей больше хочется увидеть меня падающим с крыши. Это все пресса решает, что кому надо и кто что должен. Просто, если ты снялся в 80 фильмах и в 10 сыграл плохого парня, то они решают, что ты плохой – и все, будут это повторять снова и снова», – рассказывает о своей роли в кино играющий Кокса Джон Малкович. Нужно отметить хорошую операторскую работу, талантливую режиссуру и качественный саундтрек, создающий нужную атмосферу. Главный вывод: кризис среднего возраста, помноженный на психологию потребительства, лишают персонажей разума, а их жизнь смысла. Несмотря на название, сжигать в фильме нечего – злополучный диск с цэрэушной ахинеей никому не нужен.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?