От транша до транша

Деньги из Нацфонда – не последние, в зависимости от ситуации в экономику будут влиты новые средства, считает президент Института развития Казахстана Магбат Спанов.

От транша до транша

– Магбат Уарысбекович, насколько своевременно решение о выделении денег из Нацфонда? Действительно наша экономика нуждается в этих средствах или это копирование шагов правительств других стран, в частности аналогичных мер в России?

– Конечно, выделение средств – нужная мера. Но если говорить о ее своевременности, то нужно признать, что эти деньги опоздали как минимум на полгода. Деньги экономике нужны, предприятия испытывают большую нехватку оборотных средств. Но в то же время нужно отметить, что 10 миллиардов – сумма недостаточная.

В докризисный период мы много говорили о том, как у нас в стране развита финансовая, банковская система, какие феноменальные темпы роста она демонстрирует, но сейчас настал период собирать камни. Сейчас пришло время переходить на неокейнсианскую модель экономического развития, то есть государство должно регулировать рынок.

– Вы сказали, что этой суммы недостаточно. Почему?

– Эта сумма составляет около 40 процентов Национального фонда, и это, конечно, немало, если учесть, что большая часть денег, накопленных за время высоких цен на нефть, будет израсходована. Но я считаю, это только первая часть выделяемых денег. То есть в зависимости от ситуации за этим траншем последует и дальнейшее выделение средств. Те деньги, которые были выделены до этого, не дали ожидаемого эффекта и не были направлены на решение насущных проблем нашей экономики. Все пытаются поймать золотую рыбку в мутной воде. Я думаю, еще придет время громких скандалов, связанных с использованием выделенных средств.

– Значит, вы считаете, что целевая поддержка строительного сектора и малого и среднего бизнеса были неэффективны?

– Вопрос эффективного и рационального распределения финансовых средств превратился не столько в экономический, сколько в политический. Та ситуация, которую я и многие казахстанцы видят сейчас, показывает, что меры не были эффективными. Сама схема выделения денег через банки второго уровня была неправильной. Банки, получив достаточно дешевые средства, практически монополизировали рынок. Та же участь постигла капиталы, выделенные в рамках программы по защите дольщиков. У меня много знакомых, которые пострадали от долевого участия, и я не знаю ни одного, кто получил бы квартиру благодаря этой программе. Причем разговоры по поводу защиты дольщиков ведутся постоянно, называются какие-то суммы, но в реальности счастливчики, получившие квартиры, – скорее исключение, чем правило.

Если же говорить про малый бизнес, то многие заметили, что ассортимент товара на прилавках наших магазинов значительно сократился, а это один из признаков нехватки оборотного капитала. Таким образом, можно резюмировать, что лишь часть выделенных денег дошла до конечного потребителя.

– В связи с этим возникает логичный вопрос, каким должен быть механизм использования средств НФ, чтобы они дошли до тех, кому они наиболее необходимы, и кто он, этот конечный потребитель?

– На мой взгляд, государство должно напрямую, а не через банки направлять эти средства. Кроме того, над вопросами распределения должны думать не только министр финансов и министр экономики, а все высшее руководство страны.

– А каким должен быть механизм контроля над использованием этих средств?

– Мне кажется, контроль над выделенными средствами должен осуществляться Счетным комитетом. Но для этого нужно принципиально пересмотреть его статус. Сейчас его роль незаслуженно принижена. Счетный комитет должен функционировать при парламенте. Для того чтобы сделать систему распределения максимально прозрачной, необходимо устранить его зависимость от исполнительной системы власти. Нужно расширить полномочия комитета, дать ему возможность определенного влияния на принятие решений. Второй важный момент – необходимо усилить ответственность руководителей за использование этих средств, вплоть до уголовной.

– Возможны три способа пополнения ликвидности компаний и банков: адресная помощь, выработка критериев, которым должен соответствовать реципиент, и поддержка малого и среднего бизнеса. По какому пути необходимо пойти правительству, выделяя эти средства?

– Думаю, необходимо сочетание всех вышеперечисленных способов. Правительству следует определить, кому должны пойти средства, и в зависимости от специфики конечного потребителя определять метод. Вообще, мне кажется, что правительство еще не до конца осознало всю серьезность положения. А пока это сознание не придет, будет сложно решать данный вопрос. Могу отметить лишь то, что за последний месяц начались позитивные изменения, и правительство предпринимает конкретные шаги.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом