Миллиарды под рукой

Выделение 10 млрд из Национального фонда – давно ожидаемая мера по стабилизации экономики. Но пока нет единого мнения, как израсходовать эти деньги с максимальной пользой для страны

Миллиарды под рукой

Впервые о возможности использования денег из Нацфонда (НФ) заявил Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства в середине октября. Хотя президент подчеркнул, что деньги будут выделены только в том случае, «если мы будем знать, куда мы направляем средства и что это даст для экономики», можно не сомневаться – судьба стабилизационной части НФ (те самые 10 млрд долларов) уже решена. А куда направить деньги, правительство придумает, ведь глава государства дал ему «карт-бланш на реализацию программы стабилизации экономики и финансовой системы, широкие полномочия для принятия нестандартных решений в этих условиях».

Выделение огромной суммы (10 млрд долларов – это 10% от ВВП и третья часть от поступлений республиканского бюджета на 2009 год) – ответ властей на углубляющийся глобальный кризис. Банки в поисках дополнительной ликвидности давно уже обратили взгляды на Национальный фонд, по их мнению, именно нефтяные деньги могли бы насытить деньгами экономику, оказавшуюся на голодном пайке из-за снижения объемов кредитования вследствие дефицита ликвидности. Хотя еще в сентябре во время межбанковской конференции председатель Национального банка Анвар Сайденов заявил, что НФ и так работает на экономику. «В бюджете закладываются обратные трансферты из Нацфонда, и в этом году лимит выбран полностью: в бюджет были направлены 380 миллиардов тенге. Эти средства используют и на инвестиционные, и на социальные программы. С этой точки зрения Нацфонд задействован в экономике», – сказал он.

Потрясения начала октября нынешнего года все же заставили руководство страны задействовать НФ на полную мощность. Действия правительства Казахстана лежат в русле общемировых тенденций. По словам начальника отдела макроэкономики и отраслевого анализа БТА Банка Шамиля Дауранова, при существующей единой системе функционирования финансового и товарных рынков сбои в ней отразятся на всех странах, поэтому правительства принимают одинаковые шаги по смягчению ситуации от катастрофических последствий. «Разумеется, в развитых странах финансовые потери будут гораздо выше, но последствия финансового кризиса вызовут снижение мирового спроса на товары и услуги, что приведет к падению мировых цен до критических отметок, а это негативно скажется на странах с развивающимся рынком, особенно на экспортерах нефти, газа, черных и цветных металлов. Все это приведет к сокращению доходов предприятий и населения, усилению макроэкономических диспропорций и в конечном итоге – к снижению темпов экономического роста», – поясняет эксперт.

Казахстан в целом смог адаптироваться к потрясениям прошлого года, если не считать существенного замедления роста экономики. Разрастающийся мировой кризис может отбросить нас на несколько лет назад. На этом фоне деньги из Нацфонда при правильном использовании могут помочь удержать хотя бы положительную динамику роста.

Неожиданное совпадение

Концепцией Национального фонда предусматривается использование стабилизационной части в случае неблагоприятных внешних воздействий на экономику Казахстана (см. «Два крыла Нацфонда»), при этом подразумевается, что эти деньги компенсируют падение мировых цен на нефть. Сегодня цены на сырье действительно падают, хотя и не столь радикально, чтобы послужить поводом для расконсервирования Нацфонда. Более весомы для экономики негативные последствия мирового кризиса. Поэтому решение о выделении 10 млрд долларов можно считать обоснованным. Вместе с тем сберегательная часть должна оставаться неприкосновенной, так как по определению является фондом будущих поколений.

С момента создания Нацфонда большая доля поступлений аккумулировалась в сберегательном портфеле. В 2006–2007 годах две части НФ находились в соотношении примерно один к пяти. По итогам прошлого года в стабфонде было накоплено 3,2 млрд долларов, в сберегательном – 17,8 млрд долларов. По словам Анвара Сайденова, на сегодняшний день объем стабилизационной части достиг 10 млрд долларов, сберегательной – чуть более 17 млрд, всего в Нацфонде к октябрю 2008 года накоплено 27,6 млрд долларов (см. график 1). Понятно, что пополнение фонда шло за счет высоких цен на нефть, которые держались более полугода, однако возникает вопрос, почему стабфонд вырос в три раза, тогда как для будущих поколений буквально ничего не откладывалось. Ответ на него дал глава Нацбанка, заметив, что «сейчас произошло перераспределение: в стабфонде, краткосрочном и ликвидном, чтобы всегда находиться под рукой, находится около 10 миллиардов долларов». Добавим, это именно та сумма, которую назвал президент.

Некоторые эксперты сомневаются, удастся ли избежать потерь при конвертации ценных бумаг, в которые инвестированы средства стабфонда, в наличные деньги. Однако г-н Сайденов отверг эти сомнения: «Все поступления в Нацфонд нынешнего года вкладывались в инструменты денежного рынка, краткосрочные, которые могут конвертироваться в иностранную валюту в течение суток. Это казначейские бумаги США, по которым потерь нет». Он также не подтвердил слухи о том, что в портфелях Нацфонда есть ипотечные бумаги. По его словам, еще в 2006 году, то есть до ипотечного кризиса в США, фонд вышел из бумаг Fannie Mae и Freddie Mac. И вообще, с этого времени Нацфонд стал проводить очень взвешенную инвестиционную политику, ограничив вложения в акции.

Основную опасность для доходности и сохранности средств Нацфонда представлял рынок акций, что показало падение фондовых индексов летом и осенью этого года (см. график 2 и график 3). «Мы сознательно ограничили портфель акций на том уровне, который был на начало года. Если бы мы в соответствии с существующими правилами по-прежнему вкладывались в акции, то потеряли бы в течение этого года эквивалент одного миллиарда долларов, – признался глава Нацбанка. – За год мы избежали существенных потерь, которые могли бы наступить в случае нашего вхождения в акции. При этом портфель акций в рамках всего Нацфонда сократился на 10 процентов и составляет сейчас 17 процентов от общего объема. В сберегательном портфеле, который вложен в долгосрочные инструменты, акции составляют порядка 20 процентов».

Согласно новой схеме пополнения Национального фонда из него ежемесячно перечисляются трансферты в бюджет на проекты развития, причем их объем постоянно растет (см. график 4). Можно предположить, что, выбрав стабфонд, правительство лишит подпитки бюджет, причем нужно учитывать падение цен на нефть. На 2009 год размер трансфертов запланирован исходя из цены на уровне 60 долларов/баррель. Если они упадут ниже, то, по словам г-на Сайденова, понадобится корректировка бюджета.

Посеешь деньги, пожнешь жалобы

Судьба половины денег, выделяемых из Нацфонда, уже определена: пять миллиардов долларов пойдут на увеличение капитала Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» (ФНБ), созданного путем слияния холдинга по управлению государственными активами «Самрук» и фонда устойчивого развития «Казына».

Остальные пять миллиардов должны инвестироваться в экономику (еще почти пять миллиардов долларов должно поступить за счет снижения минимальных резервных требований к банкам и из фонда стрессовых активов). Конкретных планов по расходованию этих денег пока нет. Они могут быть направлены, по весьма расплывчатому определению президента, в финансовую систему, банки, малый бизнес, сельское хозяйство. По словам главы Нацбанка, вопрос использования второй части выделенных денег пока наименее проработан правительством. Как это будет, пока неясно, но уже можно сказать, чего следует опасаться, вливая в экономику большие деньги.

Практика других стран, да и уже наработанный опыт Казахстана, показывает, что существует по крайней мере три способа поддержки компаний и банков – адресная помощь, выработка критериев, которым должен соответствовать реципиент, и поддержка малого и среднего бизнеса (МСБ).

Начиная с прошлого года, в Казахстане выделялись целевые бюджетные средства на поддержку строительных компаний и МСБ. Сейчас уже можно сказать, что программа помощи предпринимателям через банки оказалась малоэффективной. По данным фонда развития предпринимательства «Даму», основная часть выделенных из бюджета по первой программе 48 млрд тенге осела в четырех крупных регионах страны, в том числе в Алматы и Астане, хотя деньги предназначались для предприятий всей республики. Причем 60% этой суммы были направлены банками на кредитование предприятий из сферы торговли. По словам заместителя председателя фонда «Даму» Мурата Иманкулова, банки не были ограничены в выборе заемщиков и регионов и, как он предполагает, руководствовались прежде всего коммерческой выгодой. Позже фонд начал программу софинансирования МСБ с акиматами.

О том, что и строительный сектор не оживили вливания бюджетных средств, говорит тот факт, что с начала кризиса ликвидности больше всего закрылось бизнесов, связанных со стройиндустрией. «В основном это предприятия, которые обслуживали строительство, средние поставщики стройматериалов, вообще производства, ориентированные на рынок строительства. Я не могу сказать, что все они закрылись, но наблюдается определенный спад», – отметил г-н Иманкулов.

По словам Анвара Сайденова, много жалоб на медленное освоение средств, выделенных для МСБ. «В правительстве считают, что этот процесс должен быть максимально прозрачным и быстрым. Выделенные в конце прошлого года средства были освоены, но вопросов к эффективности освоения достаточно много», – сказал он.

Двигатель экономики – население

Пока правительство определяется с тем, куда направить деньги Нацфонда, эксперты предлагают свои варианты их использования. Шамиль Дауранов считает, что в рыночных условиях государство не несет ответственности за финансовое состояние частных предприятий. И если уж помогать, то только структурообразующим организациям, банкротство которых может тяжело сказаться на населении или приведет к утрате государством присутствия на важных рынках. Исходя из этого, он предлагает поддержать структурообразующие коммерческие банки, финансовые организации, активы которых сформированы за счет взносов населения, например пенсионные фонды, или за счет средств государственного бюджета – крупные производственные корпорации и национальные компании, составляющие основу экспортного потенциала страны, а также ее производственной и социальной инфраструктуры. «В зону государственной поддержки также входят широкие массы населения страны, которые с проникновением в страну кризиса утрачивают возможность обеспечить свои насущные прожиточные потребности», – добавляет он.

Остаются вопросы к эффективности освоения выделенных в прошлом году бюджетных средств

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и политики при Фонде президента Канат Берентаев настаивает на том, что экономике, в частности малому бизнесу, можно помочь, поддержав платежеспособный спрос населения. «Нужно повысить доходы населения в два раза, – заявил эксперт. – Я прикидывал, что при увеличении пенсий и зарплат бюджетников (а они у нас составляют большее количество занятых) вдвое уровень инфляции у нас повысится на два-три процента, но при этом платежеспособный спрос вырастет в два раза. Нужно определить для себя приоритеты: увеличить платежеспособный спрос, что благотворно повлияет на состояние малого бизнеса, или держать низкий уровень инфляции. На мой взгляд, политика Нацбанка и правительства по сдерживанию инфляции – не очень правильная, точнее, неадекватна ситуации».

Если бы инвестиционная политика не изменилась, Нацфонд мог потерять в 2008 году 1 млрд долларов

В его трактовке схема использования денег Нацфонда выглядит следующим образом: «Первая часть – это стабилизационная, размер которой должен составлять два-три процента ВВП, чтобы в случае каких-то катаклизмов покрыть дефицит бюджета. Вторая часть должна быть направлена на инвестиционные проекты – развитие инфраструктуры, производства и так далее. И еще одна часть, соразмерная количеству населения, должна быть использована в качестве самостоятельного бюджета для органов местного самоуправления».

Решение об использовании средств, выделяемых из стабфонда, должно быть принято в ближайшее время. Возможно, оно уже будет известно к моменту выхода этого номера журнала. Некоторые эксперты полагают, что, какое бы решение не было принято, оно уже запоздало (см. «Определить дно и двигаться дальше»). В любом случае панацеей от кризиса деньги Нацфонда не станут. Ведь главная причина проблем национальной экономики лежит за ее пределами, и развитие ситуации в Казахстане будет зависеть от самочувствия мирового финансового рынка. Но смягчить последствия кризиса, не допустить перехода от сокращения темпов роста ВВП к стагнации мы вполне способны. На большее рассчитывать не стоит.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?