Дым в Такамацу

Авиастроительная компания Boeing закрыла 2012 год с увеличением общей выручки и ростом поставок коммерческих самолетов. Однако 2013 год для компании начался неудачно: 17 января Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) и Федеральная авиационная администрация США (FFA) приняли решение временно приостановить использование самолетов модели Boeing 787 Dreamliner

Дым в Такамацу

Авиастроительная компания Boeing 30 января опубликовала пресс-релиз, согласно которому общая выручка концерна по итогам минувшего года увеличилась на 19% и составила 81,7 млрд долларов против 68,7 млрд, полученных в 2011 году. Ключевую роль в росте сыграло увеличение поставок коммерческих самолетов.

А прибыль все меньше

Операционная прибыль компании в 2012 году достигла 6,3 млрд долларов, что на 8% выше аналогичного показателя предыдущего года. Прибыль на акцию компании за минувший год составила 5,11 долларов против 5,34 долларов в 2011 году. Но согласно данным, содержащимся в отчете компании, чистая прибыль Boeing в прошлом году сократилась на 3% по сравнению с 2011 годом и составила 3,9 млрд долларов. Если говорить только о четвертом квартале прошлого года, чистая прибыль авиаконцерна оказалась на треть ниже, чем по итогам аналогичного периода предыдущего года.

Выручка от поставок коммерческих самолетов Boeing по итогам прошлого года увеличилась на 36% - до 49,13 млрд долларов. В минувшем году Boeing поставил клиентам 601 борт, что на 26% больше прошлогоднего. И это рекорд для компании с 1999 года. Boeing обошел своего ключевого конкурента – Airbus, выпустившего 588 самолетов.

Дымлайнер 787

Однако этот год для Boeingа начался явно неудачно. Boeing 787 Dreamliner 16 января совершил экстренную посадку в японском аэропорту Такамацу из-за задымления в салоне. Это стало седьмым инцидентом в мире, связанным с лайнерами этого типа за январь 2013 года.

Напомним: первый инцидент произошел 7 января этого года в американском аэропорту города Бостон. Тогда также произошло возгорание одной из аккумуляторных батарей, в результате чего кабина пилотов была задымлена. Но на борту уже не было пассажиров и членов экипажа - самолет находился на стоянке.

На следующий день у Boeingа 787 перед самым взлетом была обнаружена утечка топлива. Рейс задержали, но спустя 4 часа, потраченных на устранение поломки, его отправили.

Третьим январским инцидентом стала неисправность тормозной системы - рейс был отменен. Следующие две поломки пришлись на 11 января. Так, после приземления лайнера в аэропорту Миядзаки на юге Японии была обнаружена утечка масла в районе левого двигателя. В этот же день обратный рейс одного из самолетов, успешно приземлившихся в аэропорту Мацуяма, был отменен по причине образования трещины в одном из стекол кабины пилотов.

Шестой инцидент произошел 13 января в международном аэропорту Нарита: также была обнаружена утечка топлива на судне Boeing 787. Причиной последнего инцидента стало возгорание батареи на лайнере All Nippon Airways.

После этого Европейским агентством авиационной безопасности и Федеральной авиационной администрацией США было принято решение временно приостановить использование самолетов указанного типа. Напомним: такой же запрет вводили в Штатах лишь в 1979 году. Кроме того, аналогичные меры по модели Boeing 787 ввели в Японии, Чили, Польше и Индии, то есть почти во всех странах, где Dreamliner уже эксплуатируется.

Дальнейшая судьба самолета Boeing 787 Dreamliner пока неизвестна, но в компании надеются, что скоро власти стран снимут наложенное ими вето на эту модель. Такую точку зрения поддерживают и источники газеты The Wall Street Journal из Национального совета по безопасности на транспорте США: они убеждены, что полеты возобновятся в ближайшие дни.

А вот аналитик из консультационной фирмы Hudson Crossing Генри Хартевельдт в беседе с Bloomberg высказал мнение, что технические коррективы, которые следует внести Boeingу, потребуют много времени и дополнительных ресурсов.

Самолет с ускорением

Генеральный директор Boeingа Джим Макнирни выступил с официальным заявлением, в котором пояснил, что компания “полностью поддерживает FAA и постарается ответить на возникшие вопросы как можно скорее”. Но в то же время он убежден, что самолет «абсолютно безопасен». С таким заявлением могут не согласится пользователи Сети по всему миру, наблюдавшие записи с видеокамер в аэропорту Такамацу, выложенные в Сеть.

Убытки, которые может понести компания Boeing из-за приостановки полетов лайнера модели 787 Dreamliner, по мнению аналитика из Jefferies & Co. Говарда Рубеля, составят от 125 млн долларов до 5 млрд - в зависимости от того насколько растянутся расследования. При этом вероятность столь значительных убытков мала, так как уже сейчас специалисты из Boeingа заменяют практически все батареи на всех лайнерах модели 787, которые, по мнению г-на Макнирни, являются “единственной слабой стороной самолета Dreamliner”. Как только компания устранит неполадки, она планирует возобновить производство этой модели, но уже в увеличенном объеме, чтобы покрыть невыполненные в прошлом году заказы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики