В дружной семье народов

В дружной семье народов

Эксплуатация темы советского прошлого в постсоветском кинематографе – дело обычное. Отшумели годы перестройки и первые годы независимости, разоблачающие тоталитарный режим. Но казахский кинематограф по-прежнему испытывает потребность снимать своих «утомленных солнцем». На общем фоне молодого растущего кино Казахстана можно выделить картины Рустема Абдрашева. Пожалуй, это единственный из молодых режиссеров, способный снимать полнометражные широкоэкранные картины. Его дебютный фильм «Остров возрождения» – дань советскому прошлому и, как отметил сам режиссер, сыновний поклон родителям. Потом появилось «Курак корпе» («Лоскутное одеяло») – попытка поговорить о современности. В нем красной нитью проходит тема семьи народов. Она же становится лейтмотивом последнего, идущего сейчас на экранах наших кинотеат-ров фильма Абдрашева «Подарок Сталину». Это картина о том, как люди разных национальностей пытаются выжить под пятой государственного режима. Но, к сожалению, она не находит современного решения. По сути, мечта Сталина о многонациональной коммуналке в фильме получает реальное воплощение и дальше в современность не двигается. Герои картины: путевой обходчик казах Касым (по замыслу режиссера – главный персонаж картины, роль исполнил Нуржаман Ихтимбаев), еврейский мальчик Саша, русская Верка, поляк Ежи и дунганин Фата сопротивляются тоталитарной власти в лице потерявших нравственные ориентиры прислужников режима: местного милиционера-казаха (Бахтияр Кожан) и урода-начальника из Москвы (Александр Баширов), которому, заметим, роли моральных уродов удаются лучше некуда. К слову, образ контуженного путевого обходчика, созданный Нуржаманом Ихтимбаевым, взят прямо из снятых в 2006 году «Записок путевого обходчика» Жанабека Жетируова, с этим же актером в главной роли.

Идея Абдрашева понятна: какой бы национальности человек ни был, он по природе добр. Чтобы утвердить идею нерушимого гуманизма, режиссер демонстрирует, как в плохом милиционере и уродливом начальнике пробуждаются добрые чувства при виде невинного ребенка, на которого даже такие негодяи не смогли поднять руку. Стремление режиссера понятно, но передать его художественными средствами не удалось. Сцены нарушили целостность образов и вызвали вопросы. Передать многогранность образа героя, когда он не только либо хороший, либо плохой, говоря по-советски – не наш и не немец, не вышло. Ценность истории в том, что благодаря ей мы понимаем настоящее. У Абдрашева же попытка сказать о современности терпит фиаско, а возвращение к советскому прошлому в «Подарке Сталину» выглядит как поворот на 90 градусов.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?