Хуже не будет

Усиление клиентоориентированности киргизских туркомпаний не поможет им преодолеть стагнацию в отрасли, но, как надеются участники рынка, поможет пережить период кризиса

Хуже не будет

Туристический сезон-2008 оказался для Киргизии приятным во всех отношениях – природа баловала погожими днями, политики и общественность взяли тайм-аут на проведение революций, митингов и перекрытие дорог, и даже экономика, придя в себя от весенних веерных отключений электроэнергии, смогла обеспечить иссык-кульских курортников бесперебойным электропитанием.

В прошлом году, по оценке Государственного агентства по туризму при правительстве Киргизии, количество иностранных граждан, посетивших Кыргызстан, составило 1,2–1,3 млн человек. 2008 год, вероятно, не превысит прошлогодних показателей. Об этом в беседе с «Экспертом Казахстан» сообщил заместитель директора Госагентства по туризму Айбек Молдокадыров: «По предварительным данным пограничной службы, количество туристов в этом году в Киргизии будет не меньше, чем в прошлом… Сезон выдался вполне нормальным. Бума не было, но и заметного спада не наблюдалось».

С чиновником согласны и представители туристических фирм. «Этот год был не так хорош, как предыдущий... но и не плох», – считает директор туристической компании Celestials Mountains Ян Клейтор. Остальные опрошенные нами участники рынка в целом согласились с ним. «Сезон прошел для членов нашей ассоциации без проблем», – подытожил исполнительный директор Киргизской ассоциации туроператоров (КАТО) Владимир Петров.

При этом специалисты отмечают, что в нынешнем году четко обозначились некоторые тренды, которые скажутся на развитии отрасли в ближайшие годы. Это снижение общего количества приезжих из-за рубежа, изменение региональных пропорций туристов из ближнего зарубежья, уменьшение числа туристов из стран дальнего зарубежья и изменение их качественного состава, а также смещение рекреационных потоков с традиционного северного берега озера Иссык-Куль на южный.

Русские идут

Самым тревожным трендом является снижение общего количества отдыхающих впервые за последние годы (хотя денег они оставили больше – см. справку). Связано это, по мнению экспертов, не столько с внутренними проблемами отрасли (стоимость и качество туристического продукта), сколько с факторами, внешними по отношению к киргизскому рынку. Айбек Молдокадыров считает: «Ипотечный кризис, угроза задержки на границе за невыплаченный кредит, удорожание авиаперелетов и транспортных услуг – все это негативно повлияло на количество туристов, прибывших к нам на отдых в этом году. Кроме того, ужесточилась конкуренция на международном рынке». По наблюдениям г-на Клейтора: «Уменьшилось и число туристов из стран дальнего зарубежья. В этом случае свою роль сыграл как финансовый кризис, вынуждающий жителей развитых стран сокращать расходы на отдых, так и растущее число людей, которые не хотят путешествовать на большие расстояния из-за того экологического влияния, которое производит на окружающую среду транспортная инфраструктура, в первую очередь, конечно, авиаперевозки».

Серьезные изменения, судя по предварительному анализу, произошли в пропорциональном представительстве интуристов из СНГ. Если в 2007 году 70–75% от посетивших составляли граждане Казахстана и около 20% – граждане России (на туристов из-за пределов СНГ пришлось около 2%), то летом этого года ситуация изменилась. Как отмечает директор санатория «Киргизское взморье» на озере Иссык-Куль Рахимбек Бахтияров: «Среди наших отдыхающих было заметно меньше казахстанцев – если в 2006–2007 годах они составляли не меньше 70% от общего числа наших гостей, то в этом – примерно треть... А вот количество жителей России возросло. Я бы сказал, что с каждым годом россияне все больше и больше открывают для себя Иссык-Куль».

Уменьшение «казахской доли», считают эксперты, связано, помимо развертывающегося ипотечного кризиса, с активизацией деятельности на казахстанском рынке компаний, представляющих турецкие, египетские, болгарские и другие места отдыха, которые по ценам вполне сопоставимы с отдыхом на Иссык-Куле. Кроме того, начинают приносить свои плоды усилия казахстанских властей по развитию и маркетингу собственных центров отдыха, в первую очередь на Капшагайском водохранилище, в котором многие жители Южного Казахстана видят бюджетную и менее стрессовую альтернативу отдыху на Иссык-Куле.

Меняется и структура потребителей, прибывающих из дальнего зарубежья. Растет объем так называемых независимых путешественников (для них, как и для тех, кто едет по путевкам, в большинстве случаев Киргизия – один из этапов поездки по Великому шелковому пути). Ян Клейтор подчеркивает: «Их число растет во всем мире, и обслуживание их нужд, в частности, обеспечение визовой и транспортной поддержки становится заметным направлением нашей деятельности». Директор «Небесных гор» обращает внимание на увеличение в числе западных туристов доли «молодых пенсионеров» поколения бэби-бумеров (рожденных в первое послевоенное десятилетие). «Киргизскому туризму пора присматриваться к обслуживанию запросов тех, кому за 60... У них есть время, средства, опыт путешествий. Многие из них разделяют «зеленые» взгляды, и для них экологически чистые регионы Киргизии представляют особый интерес».

«Не выдерживает никакой критики…»

Одной из ярких особенностей иссык-кульского туризма в прошлом сезоне стало смещение интереса отдыхающих с традиционной северной рекреационной зоны на освоение южного побережья. Похоже, киргизским властям и местным участникам отрасли удалось убедить потенциальных клиентов в том, что создаваемый с начала 1990-х годов образ южного берега как зоны экологической катастрофы и урановых отходов имеет мало общего с реальным положением дел. Сегодня гостей республики привлекает на юге нетронутость природных ландшафтов и меньшее количество отдыхающих.

Директор фирмы «Достук-Треккинг» Николай Щетников убежден, что ближайшая перспектива отрасли – развитие курортного потенциала южного берега озера Иссык-Куль. Северный берег, по отзывам многих экспертов, умер в рекреационном отношении. Одна из главных проблем северного берега, по мнению руководителя «Достук-Треккинг», – ухудшающаяся экология: проблемы с утилизацией отходов и мусора, ветшающая инфраструктура общего пользования. «Отрицательное влияние на качество рекреационного опыта оказывает и хаотичная застройка, часто варварская по отношению к окружающему ландшафту и его экологическим потребностям. Более того, многое из строящегося не выдерживает никакой критики ни в плане качества, ни в плане дизайна».

Есть и другие проблемы, мешающие развитию отрасли, традиционные для Кыргызстана. В сезон-2008, как и раньше, со стороны отдыхающих раздавались жалобы на то, что на базаре многие продукты продаются без учета санитарных норм и правил, а условия, в которых готовят пищу, продолжают вызывать у гостей множество вопросов. Все еще полно примеров, когда делают уборку и меняют полотенца в номере только тогда, когда попросишь об этом администрацию. Характерными чертами многих из недавно построенных иссык-кульских отелей отдыхающие называют отсутствие зелени и неухоженность территории. А киргизские дороги все так же отвратительны. Одним словом, все, что связано с природой, – великолепно, а вот остальное...

По словам г-на Петрова: «Из бытовых проблем... на первом месте – плохое качество инфраструктуры. Транспортной (дороги), гостиничной (дефицит недорогих качественных мест отдыха), санитарно-гигиенической (места общего пользования по-прежнему повергают в шок иностранцев)».

Работа киргизской дорожной полиции также оценивается неоднозначно. «ГАИ почти никого из иностранцев не останавливала, во всяком случае, никто из наших гостей на это не жаловался», – говорит г-н Бахтияров. А вот у сотрудников Celestials Mountains сложились несколько иные впечатления: «Из проблем, с которыми сталкивались наши клиенты в этом сезоне, самая серьезная – грубое поведение сотрудников дорожной полиции». Г-н Щетников наиболее горячим участком считает киргизско-китайскую границу: «В этом году особенно острая ситуация сложилась на переходе Иркештам, где местные пограничники заставляли иностранных туристов пересаживаться с собственных автомобилей на какие-то левые «КамАЗы»-такси, чтобы проехать через полосу отчуждения. Естественно, за дополнительную плату... перед иностранными гостями было просто стыдно».

Среди главных проблем отрасли участники рынка называют недостаточный маркетинг услуг киргизских туроператоров, в том числе и со стороны государственных органов, ответственных за развитие отрасли. По мнению специалистов, направление, на котором местные туроператоры могли бы получить реальную помощь от государства без особых материальных затрат со стороны последнего, – это улучшение качества пребывания на территории Киргизии туристов из дальнего зарубежья. Визы, визы, и еще раз визы – вот проблема, с которой сталкиваются все без исключения киргизские турфирмы. По словам г-на Петрова, КАТО уже выступила с инициативой о предоставлении льготного визового режима для туристов из стран дальнего зарубежья, которые осуществляют сквозные туры через страны Центральной Азии.

Оттенить – положительно

Участники туррынка пытаются нивелировать влияние негативных факторов с помощью клиентоориентированного подхода. Хозяйка небольшого гостевого дома в городе Чолпон-Ата рассказала «Эксперту Казахстан»: «Если раньше частникам, в общем-то, было безразлично, как о них отзываются клиенты, потому что всегда можно было найти новых, то сегодня все больше и больше хозяев понимают, что отдыхающих надо ублажать, создавать базу постоянных клиентов». Рахимбек Бахтияров говорит, что готов «встречать отдыхающих непосредственно на киргизско-казахской границе и в сопровождении ГАИ доставлять прямо в санаторий... И по ценам тоже можно договориться – летние не будут отличаться от зимних».

Расширяется гамма туристического продукта. Сегодня, по словам г-на Молдокадырова, в отрасли идет формирование устойчивого рынка туристического продукта. Это значит, что местные туроператоры смогут включать национальные фестивали (они всегда пользуются спросом у туристов) в свои предложения и программы. «И мы обязательно проведем Второй зимний фестиваль Санта-Клаусов», – заверил он.

Ожидаются изменения и на нормативном уровне. С учетом того, что в этом сезоне в горах Киргизии несколько раз приходилось искать и спасать самодеятельных туристов и альпинистов из стран ближнего и дальнего зарубежья, Федерацией экстремального туризма и альпинизма был подготовлен и вынесен на рассмотрение заинтересованных сторон проект об общих требованиях безопасности, предъявляемых к туристическим фирмам. Госагентство по туризму инициировало рассмотрение новой редакции Закона о туризме. «В него будет введено понятие “качество туристического продукта”, ужесточены требования к безопасности», – подчеркнул г-н Молдокадыров. Также можно отметить работу Министерства иностранных дел КР по созданию механизма получения иностранными гражданами электронных виз с использованием специализированного интернет-портала.

Особые надежды возлагают киргизские туроператоры на возможные изменения в Кодекс о земле. Предполагается, что он разрешит продажу земли в собственность иностранцев. «Если это произойдет – это будет революционный шаг, который, без сомнения, привлечет в отрасль крупных зарубежных инвесторов», – надеется г-н Щетников.

Кроме того, идет активная работа по возрождению Координационного совета по туризму при правительстве КР, во главе которого будет стоять премьер-министр. Его создание (а совет существовал до 2002 года) продиктовано необходимостью объединить усилия частного бизнеса и государства для превращения туризма в ведущую отрасль экономики Киргизии. Впрочем, эта реанимация встречается некоторыми туроператорами с заметным скептицизмом: «Дело, в общем-то, не в совете. Дело в том, что нет ничего нового, что на нем необходимо обсуждать. Ожидание участников отрасли от правительства одно – и оно не меняется уже столько лет – вкладывайте деньги в инфраструктуру туризма! Только на уникальности природы и самобытности культуры далеко не уедешь. Стране нужна зрелая, работающая инфраструктура. Она и будет оттенять культуру в положительную сторону».

Законодательные новации и изменения в работе турфирм должны сыграть свою роль не только в долгосрочной, но и в ближайшей перспективе – они могут смягчить негативные последствия глобального финансового кризиса. Безусловно, он скажется на количестве отдыхающих и объеме средств, которые они будут готовы потратить. По оценкам специалистов, следующий сезон должен быть не хуже прошедшего. «Ситуация в отрасли в следующем году будет складываться по тому же сценарию, что и в этом, может быть, с небольшим улучшением. Главные факторы, вызвавшие снижение числа клиентов туроператоров в этом году, прежде всего финансовый кризис, будут продолжать играть определяющую роль», – считает Ян Клейтор. «От следующего сезона ничего особенно замечательного не ждем. Надеюсь, это тоже будет обычный сезон», – говорит Николай Щетников.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее