Джаз с широко закрытыми глазами

Джаз с широко закрытыми глазами

В альбоме «Blue» грузинская певица Нино Катамадзе вместе с группой Insight попыталась объединить джаз и симфоническую музыку. Новая работа может стать самой коммерчески успешной в карьере артистки

На Западе женщина, поющая джаз, – явление вполне рядовое. Пластинки исполнительниц получают престижные музыкальные награды, продаются миллионными тиражами, песни с них занимают верхушки хит-парадов. При этом сами джазовые дивы имеют среди поклонников не только зрелых людей, интересующихся Гершвиным и Эллингтоном, но и обычных подростков, увлекающихся поп-музыкой. Имена Норы Джонс, Дайаны Кролл, Кейти Мелуа, Кассандры Уилсон и многих других певиц значатся в списках крупнейших звукозаписывающих лейблов, часто ориентированных совсем не на джазовую музыку. Причина такого успеха в том, что женский джаз нового поколения – это некая смесь лирических поп-баллад, легкого соул-джаза и фолк-музыки. Он написан на языке, понятном каждому слушателю, вне зависимости от его возраста и уровня культурной подготовленности.

По такому же пути идет Нино Катамадзе: она старается максимально приблизить джаз к популярной музыке, используя чистый звук и мягкие гармонии. При этом она обладает незаурядными вокальными данными и хорошо владеет теорией джазового пения  – в свое время Катамадзе окончила Батумский музыкальный институт. Сразу после поступления певица стала участвовать в выступлениях любительских коллективов, а в 2000 году начала карьеру профессиональной джазовой вокалистки. К этому времени к ней присоединился грузинский инструментальный ансамбль Insight. Музыканты начали активно гастролировать, в том числе и по Европе – в 2002 году в рамках дней грузинской культуры в Великобритании Нино Катамадзе пела в прямом эфире радио BBC в Лондоне. После этого были туры по Франции, Австрии, Украине, России. И уже через несколько лет песни Катамадзе обосновались в кофейнях, магазинах, такси и эфирах радиостанций.

Комфортный, расслабленный джаз Нино Катамадзе основан на фанке, роке, народной грузинской музыке, психоделии – теперь к этому списку добавится еще и симфоническая музыка. Альбом «Blue» был записан как продолжение «цветной» линии певицы, открытой в 2006 году двумя пластинками Black и White. «Я считаю, что давать название альбому словами трудно, – объясняет Нино выбор названия пластинок. – Музыка с закрытыми глазами – это цвет». Первая «цветная» пластинка родилась в студии буквально с первого дубля – это импровизационная, жесткая, напоминающая концерт запись. На втором альбоме вместо акустики используются электронные эффекты, он намного спокойнее и светлее «черного» собрата. При этом часть песен на обоих дисках совпадала – однако разница в подходах к аранжировке делала их кардинально отличающимися друг от друга. Практически сразу после двойного релиза Катамадзе решила составить концертную программу с оркестром и записать семь новых песен в симфоническом сопровождении. Постепенно идея трансформировалась в запись номерного альбома. Свежий материал дополнили кавер-версии на саму себя – новые прочтения уже знакомых слушателям композиций Once In The Street, Olei и Violets.

Работа над новым альбомом шла, когда певица ожидала первенца – и музыка в какой-то мере отражает ее личные переживания. Запись полна эмоциональных спадов и взлетов, динамики, напряжения; в обрамлении симфонического оркестра (киевского Collegium Musicum под управлением композитора Звиада Болквадзе) ее драматическая глубина воспринимается еще более остро. «Blue» – альбом контрастов. Умиротворенные, лиричные композиции соседствуют с плотным джаз-роком, наполненным колючим звуком электрогитар. Простой аккомпанемент акустической гитары контрастирует с насыщенной вокальной партией. Жаркая боссанова сопровождается классическими струнными пассажами. Но главное осталось тем же, что и раньше: стихийный, страстный и вместе с тем очень нежный поток гортанного голоса Катамадзе – голоса, ради которого иные слушатели бросали все дела и покупали билет в Тбилиси на концерт певицы.

Объединение джазовой и симфонической основ – эксперимент довольно смелый. С одной стороны, нужно избежать искушения залезть на территорию легкомысленных шлягеров, которыми грешили джазовые оркестры 70-х, с другой – не уйти в академизм, от которого публика может отшатнуться. Нино Катамадзе удалось найти некий баланс: оркестр появляется на альбоме порционно, чаще всего тактично ограничиваясь скрипками и флейтами. Строго расписанные для каждого оркестранта партии органично уживаются с вокальными импровизациями певицы. Оркестр придает нужную силу звучанию, дополняет энергичный напор голоса или тонко подчеркивает его. Альбом Blue звучит как всеобъемлющий призыв к миру, особенно сейчас. Хотя  записывался он значительно раньше августовского конфликта между Россией и Грузией, да и сама певица не раз подчеркивала свою аполитичность.

Единственным минусом новой записи является ее чрезмерная сладость: своей музыкой Нино Катамадзе несет свет и покой, лирику и нежность – и от этого пластинка периодически начинает походить на голливудский ретро-мюзикл. Внеси певица в этот отполированный джаз толику хаоса, на мой взгляд, можно было бы говорить о лучшем альбоме Катамадзе.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее