Бодхисатвы нет в отечестве своем

Отказ далай-ламы от борьбы за автономию Тибета может привести к расколу в тибетском обществе

Бодхисатвы нет в отечестве своем

В конце октября духовный лидер тибетских буддистов и глава правительства Тибета в изгнании далай-лама сделал два сенсационных заявления. Во-первых, он сообщил, что отказывается от дальнейшей борьбы за независимость Тибета в силу ее бесперспективности. Во-вторых, он выразил намерение покинуть свой пост духовного и одновременно светского лидера Тибета. «Я сдаюсь», – так обычно переводят его слова. На английском это звучит как «я отказываюсь от этого». Официальный представитель далай-ламы Тензин Таклха прокомментировал это заявление так: «Его святейшество потерял надежду добиться решения проблемы в переговорах с нынешним китайским руководством».

Во-вторых, он выразил намерение покинуть свой пост духовного и одновременно светского лидера Тибета. Поскольку далай-лама получил этот пост не путем избрания или наследования, а в процессе реинкарнации, такое заявление не могло не взволновать буддистов. Впрочем, тот же Тензин Таклха поспешил уточнить журналистам, что «некоторые СМИ исказили суть его заявления» и «речи о уходе <с поста> нет». Сам лидер тибетских буддистов заметил, что проблема горной провинции касается не только его одного, и обратился с просьбой к правительству Тибета в изгнании «определить дальнейший курс действий».

Спустя несколько дней после этого заявления два специальных посланника далай-ламы – Лоди Гьялцен Гьяри и Келсанг Гьялцен, которые участвовали и в прошлом, июльском раунде переговоров, снова направились в Китай. Пока они пытались сдвинуть с мертвой точки процесс переговоров в Пекине, британский министр иностранных дел Дэвид Милибенд сделал заявление, встреченное в Дхарамсале с глубоким разочарованием. Хотя фактически Великобритания признавала принадлежность Тибета КНР, но формально никогда не делала официальных заявлений об этом. И вот это случилось. Глава британского внешнеполитического ведомства объявил прежнюю позицию своей страны анахронизмом и произнес те самые слова, которых так долго ждали в Пекине: «Соединенное Королевство признает Тибет частью Китайской Народной Республики».

Как можно убедить целый народ, что его боги и святые должны назначаться в Пекине?

В Форин-офисе считают, что заявление Милибенда носит технический, уточняющий характер. Однако для сторонников независимости Тибета оно весьма важно, если вспомнить, что до сих пор их претензии строятся на утверждениях о том, что до прихода коммунистов в 1950 году Тибет был не частью Китая, а самостоятельным государством. Утверждения эти подтверждаются, в частности, наличием дипломатических контактов между Британской Индией и Тибетом, включая заключение соглашений. Заявления далай-ламы и британских властей серьезно ослабляют позиции сторонников отдаления Тибета от Пекина – и они же способны привести к росту числа сторонников радикальных мер среди населения неспокойной китайской провинции.

Перерождения не будет?

Строго говоря, далай-лама в последние годы не говорил о полной политической независимости, какой когда-то обладал Тибет. Скорее речь шла о более широкой автономии в области духовной и культурной жизни, пусть и в составе Китая. Дословно далай-лама называл это в буддистском стиле «серединным путем». Тем не менее фактически это было требование консервации на уровне средневековых традиций и практик жизни огромного района страны, стремительно двигавшейся по пути модернизации. Неудивительно, что для коммунистической партии и правительства Китая оно было абсолютно неприемлемым (см. «Горькие плоды модернизации», «Эксперт Казахстан» № 12 от 24 марта 2008 года).

В свою очередь для далай-ламы неприемлемы попытки Пекина продвинуть на пост светско-духовного главы Тибета своего ставленника. Речь идет об одиннадцатом панчен-ламе (в переводе – «великий ученый») – втором после далай-ламы лидере в тибетской иерархии, являющемся в то же время его духовным наставником. Панчен-лама считается реинкарнацией Будды Амитабы, а далай-лама – бодхисатвы Авалокитешвары. Причем на далай-ламе лежит функция выявления человека, ставшего очередным панчен-ламой. Десятый панчен-лама, оставшийся в Тибете после его перехода под контроль коммунистов, через некоторое время был заключен в тюрьму. После десятилетнего заключения он был помещен под домашний арест в Пекине, и вплоть до своей смерти в 1989 году находился под контролем китайских властей.

14 мая 1995 года нынешний, четырнадцатый далай-лама распознал очередную реинкарнацию своего учителя – одиннадцатого панчен-ламу, шестилетнего Гедхуна Чокьи Ньима. Пекин заявил о несостоятельности и незаконности этого выбора. Через несколько дней китайские власти арестовали ребенка и всю его семью, о их местонахождении до сих пор ничего не известно. В декабре 1995 года Пекин объявил о том, что панчен-ламой признан другой ребенок – Гьяйлцэну Норбу. Он и занимает этот высший (в отсутствие далай-ламы) пост в настоящее время. А начиная с сентября прошлого года все реинкарнации подлежат утверждению Госуправлением по делам религий КНР.

Строго говоря, процесс поиска монахами ребенка, в которого воплотился умерший далай-лама, существовал не всегда, а лишь начиная с XIV века, так почему бы ему и не закончиться? Впрочем, поиски в любом случае начнутся лишь после смерти нынешнего далай-ламы, его «отставка» для бодхисатвы – еще не повод для перерождения. В одном из интервью далай-лама не исключил вероятности того, что перерождений больше не будет, оставив, впрочем, вопрос об институте живого Будды на усмотрение тибетского народа. Известно также его предположение о том, что следующий далай-лама будет рожден не на территории Тибета.

 ВВП – это еще не все

Китайские власти не ограничиваются стремлением контролировать религиозную верхушку тибетского общества. Китайский президент Ху Цзиньтао (в конце 80-х годов он был секретарем парткома Тибетского автономного района – ТАР), продолжает курс на модернизацию Тибета. В частности, предполагается построить серию гидроузлов на горных реках, которые обеспечивали бы район дешевой и экологически чистой электроэнергией объемом до 1,8 млрд киловатт. Чтобы привлечь туристов, принято решение о снижении цен на билеты – от 20 до 50% на посещение наиболее популярных монастырей. В этом году около 52 тыс. семей земледельцев и скотоводов переселились в новые дома, в прошлом году таких семей было 58 тыс., а к 2010 году 80% тибетцев получат доступное жилье.

Во всех 74 уездах автономного района введено обязательное 6-летнее образование, благодаря чему здесь в основном ликвидирована неграмотность среди молодого сельского населения. В 2007 году коэффициент охвата образованием тибетских детей школьного возраста достиг 98,2%. За первые девять месяцев текущего года расходы на нужды образования выросли на 44% против аналогичного периода прошлого года, а всего за последние пять лет на эти цели израсходовали 8,22 млрд юаней.

В 2007 году внешнеторговый оборот Тибета достиг 393 млн долларов при росте на 19,8%. В частности, экспорт составил 326 млн долларов (рост на 46,8%), импорт – 67,1 млн долларов (рост на 36,8%). Наконец, ВВП района в январе–сентябре вырос на 9% по сравнению с тем же периодом 2007 года, а среднедушевой доход земледельцев и скотоводов – на 14,1%, достигнув 2001 юаня.

Но Далай-лама говорит не о росте инвестиций в Тибет, а о том, что тибетцам приходится жить в условиях военной оккупации, что древний народ и его культура умирают.

От автономии – к независимости?

В начале ноября далай-лама направился с неофициальным визитом в Японию. Выступая в национальном пресс-клубе в Токио, он возложил на китайские власти ответственность за отсутствие результатов на переговорах его посланников с китайским правительством.

Он повторил, что в таком возрасте не может больше вести переговоры с Китаем, и подтвердил свое намерение провести 17 ноября в Дхарамсале, где находится его резиденция, консультации со всеми тибетскими организациями в эмиграции. Ожидается своего рода конференция движения за независимость Тибета, в которой примут участие около 300 человек из разных стран мира.

Какое решение будет принято участниками, предсказать трудно, по словам официального представителя далай-ламы Тензина Таклха: «Единственное, что не подлежит обсуждению – это то, что движение останется ненасильственным».

Учитывая, что молодое поколение тибетцев склонно требовать не автономии, а именно полной независимости, можно ожидать если не радикализации движения в целом, то его раскола. Опыт Косово, Южной Осетии и Абхазии не может не вдохновлять. Разумеется, он не может быть скопирован буквально, но наверняка будет учтен. И Конгресс тибетской молодежи, отказа от поддержки которого летом этого года Пекин потребовал от далай-ламы и его правительства, будет действовать без оглядки на своего духовного лидера, устранившегося от политического процесса.

По мнению директора Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД России Александра Лукина, китайский план по развитию Тибета при одновременном насаждении там китайских ценностей и дискредитации живых Будд, которых сами тибетцы считают истинными духовными лидерами, с самого начала таил в себе противоречия: «Новообразованная элита оказалась еще более радикальной, чем возглавляемые далай-ламой умеренные эмигранты, которые не выступают за независимость, а лишь требуют реальной автономии, подобной той, что была гарантирована соглашением 1951 года. Недовольство тибетцев понятно – как можно убедить целый народ, что его боги и святые должны назначаться в Пекине? Еще труднее убедить в этом буддистов из других стран, которые к Пекину вообще не имеют никакого отношения».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики