Пациент скорее жив, чем мертв

Государство готово предпринять ряд мер для поддержки малого и среднего бизнеса, но выживание компаний будет зависеть только от менеджерского таланта руководителей, умения оптимизировать расходы и искать новые направления для развития

Пациент скорее жив, чем мертв

Предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) остро ощущают ухудшение экономического климата в стране. Часть предпринимателей вынуждена приостанавливать свою деятельность. Главный научный сотрудник Института мировой экономики и политики при Фонде президента Канат Берентаев уверен, что платежеспособный спрос населения является главным стимулом развития МСБ. Население проявляет все меньше желания покупать, ощущая ухудшение экономического климата. Последствия падения платежеспособного спроса испытали все сферы деятельности МСБ – производство, торговля, услуги. Кроме того, резко ужесточились условия выдачи кредитов банками. В сложившейся ситуации бизнесмены надеются на помощь государства. Но по-настоящему они могут помочь себе лишь сами.

Первая волна

Первым удар кризиса на себя принял строительный сектор. По данным Агентства РК по статистике, на 1 октября 2008 года количество активных предприятий, занятых в этой сфере, составило 40% от числа действующих – остальные находятся в «спящем» состоянии. Данных за прошлый год нет, но очевидно, что сильнее всего неурядицы на рынке сказываются на малом бизнесе. В этом сегменте активны только 39% игроков (10,4 тыс. из 26,2 тыс. компаний), в то время как среди средних и крупных этот показатель равен 72%.

Малый бизнес, не обладающий финансовыми резервами крупных предприятий, вынужден приостанавливать свою деятельность. «Вокруг строительной отрасли работало очень много предприятий МСБ: производители, импортеры, экспедиторы и продавцы строительных материалов, производители и продавцы мебели, сантехники, – рассказывает вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов, – спад в отрасли ощутил на себе каждый. Например, в одной экспедиторской компании из 50 машин, работавших в прошлом году, осталось только 10».

Сотрудник отечественной компании по производству мебели, попросивший не упоминать ее названия, ситуацию обрисовал так: «Сейчас основная проблема для нас – это недостаток финансирования со стороны покупателей ввиду отсутствия у них денег. Наша норма прибыли уменьшилась, мы не можем поднять цену». Со схожими трудностями столкнулись практически все производители и продавцы мебели. Исключение составляют лишь предприниматели, выполняющие эксклюзивную работу. В этом сегменте предложение пока не превышает спроса. «Мы изготавливаем на заказ мебель и предметы интерьера из дерева. Категория наших клиентов, наверное, живет стабильно, потому что количество заказов осталось прежним, – говорит индивидуальный предприниматель Михаил Кулькин, – однако объем продаж массовой мебели в магазинах упал процентов на 30». Приостановила свою деятельность часть риелторских фирм, относимых к МСБ.

«Фирмы, занимавшиеся коммерческой недвижимостью, смогли удержаться на плаву, а те, кто занимался потребительской или жилой недвижимостью, рухнули в первую очередь», – считает г-н Назханов.

Когда нет желания покупать

Вслед за строительным сектором спад потребительского спроса ощутила торговля – особенно в самом емком регионе – Алматы (см. график). Неустойчивость малых предприятий объясняется нехваткой оборотных средств, пополнение которых с помощью банковских кредитов было затруднено и общим снижением продаж на фоне ухудшения макроэкономического климата. Работник фирмы по производству и дистрибуции детской одежды, пожелавший остаться анонимным, заявил: «Из разговоров с коллегами, партнерами и конкурентами можно сделать вывод, что в супермаркетах, где продается еда, падение продаж составило порядка 40%, а в супермаркетах, где продаются другие виды товаров – около 20–30%».

«Люди стали меньше покупать одежды, практически во всех магазинах проводятся акции-распродажи по сниженным ценам», – поделился наблюдениями г-н Берентаев. Компании вынуждены устраивать распродажи, чтобы привлечь покупателей и запастись оборотными средствами на следующий сезон. Снизился спрос и на продукты питания. Директор компании по производству сэндвичей Voka Людмила Пак рассказала: «Продажи упали на 30 процентов по сравнению с прошлым годом». В компании по выпечке ржаного хлеба нам анонимно рассказали, что объемы продаж в магазинах не снизились, но супермаркеты стали задерживать выплаты. «Если производители хлебной продукции могут получить оплату с опозданием в один-два месяца, то производители консервов или соков могут ожидать оплаты еще дольше», – поделился директор алматинской пекарни. По мнению предпринимателя, розничные сети, испытывая трудности с получением банковских кредитов, направляют эти денежные средства на расширение торговых точек и пополнение оборотных средств.

Ухудшение экономического климата влечет за собой и снижение спроса на услуги. «Рестораны, салоны красоты, парикмахерские, то есть предприятия, удовлетворяющие потребности населения, уже недосчитываются клиентов», – считает г-н Назханов. Инфляция и медленная динамика роста доходов населения закономерно привели к спаду потребительского интереса к услугам этих организаций. Согласно результатам исследования, проведенного статагентством среди различных потребительских групп, лишь 13% респондентов отметили вероятность увеличения семейного бюджета в течение следующих 12 месяцев.

Затянем потуже пояса

Для преодоления кризиса многие предприниматели проводят ряд стандартных мероприятий. Прежде всего руководства компаний пытаются сократить издержки и оптимизировать расходы. Сокращение издержек чаще всего заканчивается увольнениями сотрудников и уменьшением зарплат. Это самый распространенный среди предпринимателей способ срезать расходы. Г-жа Пак рассказала, что ее компания пытается снизить себестоимость продукции, договариваясь с поставщиками об уменьшении цен на сырье. «Кризис-то в первый раз, и прописанных инструкций нет. Мы пытаемся предложить новый продукт, более востребованный в условиях кризиса, поэтому запустили производство хлеба. Пока он еще не пользуется большим спросом, а находится на стадии становления и узнавания, покупатели всегда настороженно относятся к новым продуктам», – поведала директор компании Voka.

Производственно-торговые компании урезают бюджеты отделов продаж и маркетинга. Среди предпринимателей распространено мнение, что польза от маркетинга эфемерна, поэтому расходы на него уменьшаются в первую очередь. Существует и другая, менее популярная стратегия – агрессивно рекламироваться, чтобы занять устойчивую позицию на рынке, но для этого необходимы гарантированные финансовые резервы.

Эксперты полагают, что кризис встряхнет сектор МСБ, сделает его более конкурентоспособным и эффективным. Падение потребительского спроса на отдельно взятый продукт можно приостановить, предлагая клиенту более высокое качество товаров или услуг. Например, рестораны в борьбе за посетителя задумаются об улучшении качества обслуживания. «Я думаю, что после кризиса появятся более качественные и конкурентоспособные проекты, потому что сейчас предприниматель семь раз отмеряет, прежде чем отрезать», – считает председатель совета правления казахстанской ассоциации предпринимателей Казка Жумабек Жаныкулов.

Выживает пытающийся

По мнению других экспертов, кризис может не просто встряхнуть МСБ, но вытряхнуть из него последний дух, и государство должно помочь ему устоять на ногах. «Необходимо принять срочные меры по активизации бизнеса, а в Алматы (где всего 25% предприятий остались активными), речь даже идет о его сохранении», – заявила исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунновар Палташева. Она предлагает ряд действий для развития действующего бизнеса и стимулирования нового. Предложенные меры связаны с административной реформой (например, изменение контролирующими органами характера проверок с карательного на консультативный), с использованием инструмента государственных закупок и упрощением процесса выдачи кредитов. Генеральный директор центра обслуживания предпринимателей «Секрет+Сервис» Владимир Ермаков солидарен с г-жой Палташевой в том, что государство должно создавать условия для легализации бизнеса и его дальнейшего развития. «У нас, в Алматы, 45% самозанятого населения. Нужно выводить предпринимателей из тени, не мешать развитию бизнеса и предоставлять финансовую поддержку, к примеру, через развитие инфраструктуры», – считает г-н Ермаков.

Другого мнения придерживается г-н Берентаев: «Раньше больше внимания уделялось техническим аспектам государственной помощи МСБ – финансированию, снятию административных барьеров для развития, снижению налоговой нагрузки. Однако малый бизнес работает с населением, следовательно, зависит от его платежеспособного спроса». По его мнению, государство должно поддержать совокупный потребительский спрос, который начинает уменьшаться. Однако пока оно не торопится этого делать (см. «Миллиарды под рукой», «Эксперт Казахстан» № 42 от 27 октября 2008 года). Г-н Берентаев считает, что ситуация кардинально не улучшится и вялотекущий кризис продолжится. «Но надо отметить, что президент говорил о необходимости менять модель развития экономики, так как американская модель изжила себя. Если действительно изменится приоритет развития экономической политики, тогда все будет зависеть от того, как правительство сможет разработать эту новую модель», – добавил он.

Заместитель председателя правления АО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта» Сауле Ахметова считает, что дело государства создать условия для развития экспортного производства, но конкурентоспособность страны в конечном счете определяют предприятия. «Предварительная диагностика экспортной готовности предприятий выявила целый комплекс проблем как общего (институционального) характера, так и проблем самих предприятий. Причем эти проблемы тесно взаимосвязаны друг с другом. При этом предприятия зачастую демонстрируют низкий уровень знания рынков и их требований, смутное представление о маркетинговых исследованиях, слабую организацию закупок сырья и комплектующих. Замкнутый круг может помочь разорвать государство, финансируя требуемые предприятиям услуги», – рассказывает г-жа Ахметова.

В ситуации кризиса предпринимателям нельзя целиком и полностью надеяться на помощь государства, им необходимо улучшать бизнес-процессы, работать над контролем качества, развивать эффективный менеджмент и использовать маркетинговые инструменты для продвижения товаров и услуг. Как говорил отец японской системы управления качеством и автор книги «Выход из кризиса» американец Эдвард Деминг, «выживание – дело добровольное».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики