Имидж в одно касание

На рынке СНГ начали появляться сенсорные смартфоны. Производители, видя потенциал этого рынка, выпустили лучшие предложения, но в конкуренции победит тот, кто создаст себе лучший имидж

Имидж в одно касание

В 2008 году рынок СНГ переживает нашествие новых смартфонов с технологией Touch screen (сенсорный дисплей). Пока что эта тенденция коснулась в основном российского рынка, но в ближайшее время новинки начнут завоевание, в частности Украины и Казахстана. Одной из главных сенсаций стало начало продаж Apple iPhone 3G в ночь со 2 на 3 октября. В ноябре Nokia объявила о том, что в первых числах декабря начнутся продажи Nokia 5800 XpressMusic. Эти два телефона также в конце текущего года и в начале следующего должны продаваться официально уже по всему СНГ. Не отстают и другие производители. В конце лета появился Samsung SGH-i900. Благодаря более мягкой торговой политике Samsung SGH-i900 уже продается в СНГ и активно рекламируется в Казахстане еще до прихода основных конкурентов. Nokia и Apple очень тщательно выбирают страны, где начнутся продажи, и даже рынок СНГ разделен на части, и в каждой стране установлен свой срок выхода новинок на рынок. Конкуренты относятся к этим вопросам проще и если появляются в СНГ, то практически сразу на всех рынках.

На самом деле все новинки похожи между собой внешне, да и технические характеристики часто не имеют существенных отличий, и прежде всего это война не смартфонов как таковых, а брендов. Делая ставки на определенные особенности, производители пытаются нанести существенный удар по конкурентам, и борьба обещает быть жаркой.

Будущее – сегодня

Смартфоны Touch screen стали основным направлением развития рынка мобильных телефонов в ближайшее время. «Технология Touch screen предоставляет уникальный пользовательский опыт, который в первую очередь заключается в простоте и удобстве пользования девайсом, а также в быстром доступе к необходимым ресурсам. Все это и определяет популярность данной технологии», – говорит пресс-секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Ирина Осадчая. На сегодняшний день это самые совершенные сотовые телефоны. Но при этом они включают в себя такой функционал, что даже сами производители называют их не иначе как устройствами связи, но не телефонами. «Через несколько лет мы будем видеть в этой категории очень мощные устройства, которые практически ничем не будут отличаться от компьютеров. И, может быть, даже эти устройства будут локомотивом развития компьютерных технологий», – отмечает также Кай Остамо, директор подразделения Nokia Devices.

Телефонам, которые поддерживают только основные функции, остается только маленькая ниша на рынке, поскольку они не соответствуют современному тренду.

«Мы провели исследование на основе наших устройств N-серии (самое современное семейство телефонов Nokia) и выяснили, что более 80% времени использования устройств тратится не на звонки и передачу SMS, а на путешествия по Интернету, загрузку музыки, осуществление навигации и т.д.

Я считаю, что в будущем это будет самый популярный способ доступа в Интернет», – говорит руководитель «Nokia Евразия» Виктор Сайс.

От яблок к яйцам

Apple iPhone традиционно продается в партнерстве с крупнейшими операторами региона (в России – «Мегафон», «Вымпелком» и МТС). Продажи Apple iPhone 3G в РФ начались впечатляюще. В первую неделю было продано примерно 14 тыс. устройств. В октябре продавалось по тысяче штук в день. При этом операторы потратили на рекламу более 15 млн долларов. На самом деле iPhone от Apple не содержит чего-то сенсационного, однако рекламная кампания была так успешна, что появление этого устройства в России стало самым ожидаемым событием 2008 года на рынке смартфонов.

«Мы полностью удовлетворены объемом продаж iPhone 3G в наших салонах-магазинах, а также в розничной сети дилеров. Данная динамика соответствует плану продаж, разработанному МТС и Apple. Мы наблюдаем повсеместный активный интерес у потребителей к аппарату. Так, до официального начала продаж заявки на покупку iPhone на интернет-сайте МТС оставили более 34 тысяч пользователей, а первые партии iPhone 3G были реализованы в точках продаж за короткий срок», – говорит г-жа Осадчая.

«В ночь начала продаж наши офисы были открыты для клиентов. Первый iPhone 3G в России был продан в 00.02 (по местному времени) в Петропавловске-Камчатском. Также и в четырех московских офисах к полуночи собрались десятки желающих приобрести этот смартфон», – отмечает руководитель службы по связям с общественностью ТОО «КаР-Тел» (ТМ Beeline), входящего в группу «Вымпелком», Павел Родин.

«При продвижении iPhone 3G основной упор мы делали на нестандартные маркетинговые ходы, в том числе на так называемый вирусный маркетинг, – рассказывает Ирина Осадчая. – В частности, за месяц до старта продаж iPhone 3G мы на один уик-энд немного видоизменили наш логотип на главной странице сайта МТС. На протяжении двух дней посетители сайта видели надкушенное яйцо, что вызывало четкую ассоциацию с логотипом компании Apple. Помимо этого, в активность по продвижению iPhone 3G были вовлечены и сотрудники МТС, которые добровольно размещали на своих автомобилях объявления с предложением купить очередь на iPhone 3G или даже поменять собственный автомобиль на новый аппарат. Все это, безусловно, подогрело и без того сильный интерес со стороны потребителей».

Эксперты и многие продавцы этого телефона считают, что продажи могли быть выше. Одной из проблем стал ввоз iPhone по «серым» схемам. В СНГ официально так и не появился iPhone 2G, который по всему миру начал продаваться в конце 2007 года. Однако здесь он был так востребован, что его стали активно поставлять нелегально. По неофициальным данным в России нелегально было реализовано примерно 480 тыс. смартфонов, что составляет около 8% мировых продаж. Таким образом, этот регион стал одним из крупнейших рынков продажи iPhone. В Казахстане данный телефон уже полгода можно купить без каких-либо сложностей, а народные умельцы без проблем поставят нужную SIM-карту, проведут разблокировку и русифицируют телефон. Ввиду того что даже в России связь 3G еще слабо распространена, не говоря про другие страны СНГ, новый телефон iPhone 3G не намного превосходит прежнюю модель. Не всегда можно использовать весь его новый функционал. Другой проблемой с его широким распространением стала стоимость. Цена телефона составляет 23 тыс. рублей (768 долларов) за модель iPhone 3G 16Gb и 28 тыс. рублей (935 долларов) за модель iPhone 3G 8Gb.

По условиям соглашения «Мегафон», «Вымпелком» и МТС за два года должны реализовать 3,5 млн смартфонов, для сравнения: это 90% всех смартфонов и коммуникаторов, проданных в 2006–2007 годах в России. Эксперты полагают, что реальный объем продаж iPhone может быть в два-три раза ниже заявленного. В Украине и Казахстане этот телефон появится после внедрения сетей связи третьего поколения.

Одной из проблем, ограничивающих продажи, может стать появление сильного конкурента. Nokia 5800 XpressMusic в российских СМИ быстро окрестили «убийцей iPhone».

Финский ответ

Свой новый смартфон в Nokia стараются не называть ответом iPhone, однако, по некоторым данным, Nokia 5800 прошел ряд доработок после появления новинки Apple, в связи с чем на несколько месяцев были сдвинуты сроки начала продаж.

Nokia 5800 позиционируется как телефон для молодежи: функциональный, недорогой, кроме того, имеющий музыкальную направленность. Такое позиционирование не случайно.

«Здесь (СНГ) очень большая целевая аудитория, я имею в виду молодежь в возрасте 15–24 года, которые очень любят музыку и являются продвинутыми слушателями. Они хотели бы иметь хорошее устройство для этого, причем устройство не просто музыкальное, но еще и мультимедийное», – объясняет г-н Сайс.

Россия стоит в числе первых стран, где начнутся продажи Nokia 5800 XpressMusic. В компании подчеркивают, что этот рынок обладает большим потенциалом для данного телефона. А, например, Казахстан стоит на третьем месте в списке стран, где появится этот телефон.

«Потребители в России и Казахстане очень внимательно относятся к внешнему виду мобильного устройства, к тому имиджу, который оно дает. И этим российские и казахстанские пользователи отличаются от других рынков, где пользователи придают большее значение рациональным аспектам», – говорит Виктор Сайс.

Именно поэтому новые модели смартфонов обладают хорошими перспективами в СНГ.

Сегодняшнее молодое поколение в будущем обеспечит более продвинутое старшее поколение, что будет способствовать поддержанию спроса.

В российском «Эльдорадо» заявили, что планируют продать телефонов Nokia 5800 XpressMusic вдвое больше, чем устройств от Apple.

Nokia на данный момент имеет очень сильные позиции в СНГ. В России почти 60% продаваемых смартфонов приходится на Nokia, в Украине доля компании – 83%. Такой значительный удельный вес обычно оправдывают пассивностью конкурентов. Одним из важных конкурентных преимуществ Nokia 5800 XpressMusic станет его стоимость. На данный момент предполагается, что телефон появится на рынке по цене 16 тыс. рублей (593 доллара). Таким образом, при хороших технологических характеристиках телефон будет стоить значительно дешевле ближайших конкурентов.

«Это цена не демпинговая, просто она показывает нашу способность создавать новые технологии по конкурентным ценам. Мы демонстрируем понимание того, что от нас хотят потребители», – говорит г-н Остамо.

Азиатский выход

Samsung SGH-i900 WiTu вышел на рынок в сентябре, что стало определенным конкурентным преимуществом. Однако его дизайн слишком похож на дизайн iPhone, при этом телефон обладает средними техническими характеристиками. Из немногих преимуществ можно отметить 5-мегапиксельную камеру с механизмом стабилизации изображения, автофокусом и функцией распознавания лиц. Samsung тоже будет использовать ценовой фактор, новый телефон стоит от 593 долларов и выше.

Кроме того, в России и Украине до конца года ожидается появление HTC Touch HD от тайваньской корпорации High Tech Computer Corp. Пока ничего не известно о начале официальных продаж, поэтому возможно, что рынок увидит только «серые» телефоны известного тайваньского производителя. Этот телефон по характеристикам существенно превосходит Apple iPhone и уже считается одним из лучших в мире коммуникаторов. Мировая продажа началась 6 ноября, ориентировочная цена в СНГ составляет 900–1000 долларов.

 Конкуренты Nokia и Apple на рынке СНГ слишком слабы. Их доля и раньше была невелика (как правило, не более 10%), ановые модели не позволят существенно ее увеличить, поскольку лидеры явно не проявляют пассивности. Таким образом, основная борьба на рынке смартфонов разразится между финнами и новинкой от Apple.

Стенка на стенку

Битва новых телефонов – это не только конкуренция брендов, но и конкуренция операционных систем. На долю платформ Symbian (принадлежит Nokia), по данным SmartMarketing, приходится 73,1% беспроводных информационных устройств (КПК, коммуникаторы, смартфоны), из них 90% – смартфоны Nokia. Основным конкурентом устройств на Symbian всегда считались устройства на Windows Mobile (в том числе на нем работают Samsung SGH-i900 и HTC Touch HD). iPhone работает на операционной системе Mac OS от Apple. Операционная система Mac OS X занимает второе место на мировом рынке операционных систем, опережая Linux и уступая Windows. Можно также отметить, что платформа S60 Taco, на которой работает Nokia 5800, по требованию производителя стала открытой для других компаний, то есть любой может программировать для нее. В то время как Apple сама создает и продает приложения для своих устройств.

Телефонам, которые поддерживают только основные функции, остается только маленькая ниша на рынке

Несмотря на разные платформы, ни один из новых телефонов не обладает какими-то выдающимися техническими характеристиками.

Телефон Nokia 5800 XpressMusic должен стать началом новой линейки телефонов подобного типа этого производителя. Учитывая особенности выстраивания линейки продуктов, сравнение объемов продаж новой Nokia с iPhone не совсем корректно. Последний предпочитает очень узкий набор устройств, которые потом просто обновляются. Nokia же намерена предложить целое семейсто устройств различного функционала и различных направлений. И сравнивать в будущем объемы продаж одного телефона от Apple и целое семейство телефонов, начатое с Nokia 5800, было бы неправильно. Остальные производители, в частности Samsung, также пока не планируют создавать обширных серий телефонов.

Apple iPhone – имиджевый продукт, и это его главное отличие. Его особенности – престижный дизайн, в нем больше анимации, мультисенсорный экран и т.п., при этом и ограниченный набор функционала. Этот имидж, который так ценят в СНГ, iPhone может обеспечить как никто другой. В то же время Nokia 5800 XpressMusic – телефон для среднего потребителя со средними запросами и соответствующей ценой. Таким образом, каждый имеет свою нишу и свою целевую аудиторию, хотя иногда они пересекаются. Остальные новинки выглядят скорее попыткой найти что-то среднее и ухватить долю от зарождающегося рынка смартфонов Touch screen.

[inc pk='235' service='table']
Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности