Переложили с частной головы на государственную

Переложили с частной головы на государственную

Ситуация с невыплатой АО «Дос-жан темир жолы» (ДТЖ) (строит железнодорожную линию Шар–Усть-Каменогорск) купонного вознаграждения развивается предсказуемо. Премьер-министр Карим Масимов поручил профильным министерствам, АО «СамрукКазына», АО «Казахстан темир жолы» (КТЖ), АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (ИФК, контролируется государством) и ДТЖ приступить к реализации мер по преодолению дефолта, в результате которых проект станет государственным.

Напомним, что деньги на строительство линии, которая в 2028 году, по окончании срока концессии, должна перейти государству, были привлечены посредством размещения инфраструктурных облигаций на Казахстанской фондовой бирже (KASE). ДТЖ получила в общей сложности 28,5 млрд тенге от пенсионных фондов, с учетом дисконта и накопленного купона – 26,4 млрд. Общая заявленная стоимость проекта составляла сначала 30 млрд тенге, затем выросла до 35 млрд. Соответственно, возросли и объемы финансирования. Вдобавок из-за высоких темпов инфляции существенно выросло купонное вознаграждение по облигациям (в проект был заложен уровень годовой инфляции в 8–9%, по итогам 2007 года – более 18%). В результате летом возникла задолженность перед держателями облигаций, которую не смогло погасить ДТЖ. Еще раньше, в мае, расценив проект как высокорисковый, ИФК заявил о выходе из него (доля в ДТЖ – 48,93%).

С момента возникновения угроз по дефолту концессионер надеялся на помощь со стороны государства. Согласно поручению премьера КТЖ и ИФК должны увеличить оплаченный акционерный капитал ДТЖ на 3,1 млрд тенге, а Министерство финансов и ДТЖ принять меры по увеличению размера поручительства для приведения его в соответствие с объемом выпущенных облигаций.

В ДТЖ сообщили, что в настоящее время принимается решение о продаже неразмещенных акций и выпуске новых бумаг на общую сумму 3,1 млрд тенге. Завершение процедуры размещения планируется ориентировочно на середину декабря. Акции должны быть выкуплены КТЖ и ИФК. После этого компания приступит к погашению задолженности по купонам.

Проект фактически станет государственным. Что на самом деле означает – в настоящее время Казахстан не готов эффективно использовать механизмы государственно-частного партнерства, первенцем которого и был данный проект.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?