Переложили с частной головы на государственную

Переложили с частной головы на государственную

Ситуация с невыплатой АО «Дос-жан темир жолы» (ДТЖ) (строит железнодорожную линию Шар–Усть-Каменогорск) купонного вознаграждения развивается предсказуемо. Премьер-министр Карим Масимов поручил профильным министерствам, АО «СамрукКазына», АО «Казахстан темир жолы» (КТЖ), АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (ИФК, контролируется государством) и ДТЖ приступить к реализации мер по преодолению дефолта, в результате которых проект станет государственным.

Напомним, что деньги на строительство линии, которая в 2028 году, по окончании срока концессии, должна перейти государству, были привлечены посредством размещения инфраструктурных облигаций на Казахстанской фондовой бирже (KASE). ДТЖ получила в общей сложности 28,5 млрд тенге от пенсионных фондов, с учетом дисконта и накопленного купона – 26,4 млрд. Общая заявленная стоимость проекта составляла сначала 30 млрд тенге, затем выросла до 35 млрд. Соответственно, возросли и объемы финансирования. Вдобавок из-за высоких темпов инфляции существенно выросло купонное вознаграждение по облигациям (в проект был заложен уровень годовой инфляции в 8–9%, по итогам 2007 года – более 18%). В результате летом возникла задолженность перед держателями облигаций, которую не смогло погасить ДТЖ. Еще раньше, в мае, расценив проект как высокорисковый, ИФК заявил о выходе из него (доля в ДТЖ – 48,93%).

С момента возникновения угроз по дефолту концессионер надеялся на помощь со стороны государства. Согласно поручению премьера КТЖ и ИФК должны увеличить оплаченный акционерный капитал ДТЖ на 3,1 млрд тенге, а Министерство финансов и ДТЖ принять меры по увеличению размера поручительства для приведения его в соответствие с объемом выпущенных облигаций.

В ДТЖ сообщили, что в настоящее время принимается решение о продаже неразмещенных акций и выпуске новых бумаг на общую сумму 3,1 млрд тенге. Завершение процедуры размещения планируется ориентировочно на середину декабря. Акции должны быть выкуплены КТЖ и ИФК. После этого компания приступит к погашению задолженности по купонам.

Проект фактически станет государственным. Что на самом деле означает – в настоящее время Казахстан не готов эффективно использовать механизмы государственно-частного партнерства, первенцем которого и был данный проект.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее