Расширение банкротством

Казахстану придется решать, согласиться ли с предложением «Транснефти» обанкротить Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) либо проложить рядом c магистралью новую ветку вместо ранее планировавшегося расширения мощностей КТК

Расширение банкротством

Расширение системы КТК остается одним из самых актуальных вопросов для участников консорциума, поскольку трубопровод (используя снижающие трение реагенты) работает практически за пределами своих возможностей. В прошлом году объем прокачки по КТК составил 32,6 млн тонн, в нынешнем году из-за ремонта работал в ослабленном режиме, и за 10 месяцев экспорт нефти снизился на 6,3%. Тем не менее условия расширения по-прежнему остаются предметом дискуссии.

Напомним, что акционеры консорциума, основываясь на прогнозных данных по добыче и поставкам нефти, еще в октябре 2004 года согласились с необходимостью расширения мощности КТК до 67 млн тонн ежегодно к 2008 году и начали обсуждение конкретных условий. Но в начале мая 2008-го было объявлено о договоренности по увеличению пропускной способности КТК уже к 2012-му.

Собственно, труба позволяет прокачивать такие объемы уже сегодня – но необходимо строительство еще 10 перекачивающих станций, резервуаров для хранения дополнительных объемов нефти, причального устройства. На это нужно потратить 3,5 млрд долларов (ранее предполагалось 1,8 млрд) – вопрос в том, где взять эти деньги.

Реалии…

Участники консорциума постоянно дискутируют о путях финансирования развития проекта КТК. British Petroleum (ВР) настаивает на привлечении внешних заимствований. Остальные акционеры полагают, что КТК вполне может обойтись собственными средствами. Не встретив поддержки, ВР в середине сентября заявила о возможности продажи своей доли – 6,6% – в проекте, которой владеет через два совместных предприятия: LUKARCO B.V. (СП с ЛУКОЙЛом – 46%) и Kazakhstan Pipeline Ventures (СП с «КазМунайГазом» – 19%) за 2,5 млрд долларов.

Из-за неэффективности проекта в марте текущего года из КТК решил выйти владевший 7% акций консорциума Оман. В начале ноября стало известно, что всю долю султаната выкупила Россия (по неофициальным данным – за 350 млн долларов). После завершения сделки (она, по словам руководителя АК «Транснефть» Николая Токарева, произойдет в ближайшее время) Россия станет владельцем пакета в 31%. Однако не исключена возможность продажи некритичной для российской стороны доли в 3% Казахстану, о чем уже ведутся переговоры, что положительно скажется на сотрудничес-тве двух стран.

На управлении проектом перераспределение акций не скажется – для принятия решений акционерам требуется консенсус. Но теперь увеличилась доля российской стороны в дивидендах, а значит, и заинтересованность в развитии проекта. Между тем затягивание переговоров привело к решению «Тенгизшевройла» направить свои дополнительные объемы нефти через Каспий в Баку и далее в трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан – хотя именно в расчете на тенгизскую нефть КТК и строился.

…и перспективы

По словам руководителя пресс-службы российской АК «Транснефть» Игоря Демина, поскольку «со стороны ВР идет затягивание решения любых вопросов по расширению КТК, нам придется выходить на принципиально новые решения, которые в некотором смысле противоречат интересам акционеров “Транснефти”, но отвечают интересам государства». Речь идет о том, что если акционеры консорциума до конца года не примут решения о расширении трубы, то возможно развитие ситуации по двум вариантам. Первый – запуск процедуры банкротства консорциума (из-за того что тарифы на транспортировку нефти были низкими, а ставки по кредитам, привлеченным компанией для строительства трубопровода, высокими, возникла задолженность по займам, на начало октября составившая 4,72 млрд долларов), второй – строительство нефтепровода, параллельного системе КТК.

В первом случае, поясняет представитель российской транспортной монополии: «Мы получаем внешнего управляющего на трубопроводе, который не перестанет прокачивать нефть. С этой точки зрения государство не получит страшных геополитических ударов, но акционеры лишатся собственности, в том числе и мы, а нам бы этого не очень хотелось. Другой кажется самым дорогим, но если учитывать необходимость реконструкции КТК, то это может быть вполне нормальный вариант с точки зрения финансов и владения собственности».

Рядом аналитиков заявления и ВР, и «Транснефти» рассматриваются как взаимные угрозы с намерением добиться своих целей. Таким образом, проект КТК в очередной раз переходит из экономической в политическую плоскость. А может, и в судебную. Когда верстался номер, стало известно, что в середине декабря акционеры КТК планируют подписать меморандум о расширении мощности трубопровода. Как заявил Игорь Демин, если BP его не подпишет, акционеры смогут, воспользовавшись британским законодательством, потребовать от BP возмещения ущерба, нанесенного им позицией этой компании, через британский же суд.