Microsoft вошел в облачность

Бывший бесспорный лидер IT-индустрии, компания Microsoft, находится в глубочайшем кризисе. Ее главные продукты - Windows и Office - большинству потребителей уже совершенно незачем покупать. Более того: то, что сделав платный апгрейд программного обеспечения до новой версии, они упростят себе жизнь - далеко не факт

Microsoft вошел в облачность

Про Windows 8, кажется, все уже знают. Microsoft вслепую пошла на поводу у всей отрасли и сделала из своей операционной системы - сегодня уже единственного генератора почти всей прибыли корпорации - совершенно странный продукт. Позиционируется он, в первую очередь, как программная платформа для планшетных компьютеров. Что делать пользователям традиционных ПК, не совсем понятно: если экран большой, то управлять им при помощи пальцев решительно неудобно, это знают почти все. А если экран маленький, как у планшетов, то за компьютером совершенно невозможно просидеть весь рабочий день, как того требует корпоративная культура современности. Для тех, кому новый пальцеориентированный интерфейс Microsoft не нравится, компания предлагает пользоваться привычной версией ОС, без нового Metro. Но тогда теряется весь смысл апгрейда компьютера для тех пользователей, у кого уже есть старая Windows 7.

В итоге получилось то, что получилось. Планшеты Microsoft Surface на базе новой "восьмерки" продаются плохо, а рынок ПК пережил свой худший год за последних 12 лет. И это - при в общем-то небольшом подъеме мировой экономики.

Сенсор, да и только

С пакетом Office 2013, как ни странно, может получиться ровно та же история. Продукт, прямо скажем, недешевый: Office Home and Student отпускается по цене 139,99 долларов, за Office Home and Business просят 219,99 долларов, а Office Professional компания готова продать только за 399,9 долларов. Преимущества того, что на выходе получает потребитель, не очень очевидны. Функционально все программы очень близки к своим аналогам из прошлой версии пакета. Интерфейс был переработан очень сильно, но западные специалисты, тестировавшие продукт, не пришли к единому мнению относительно того, стало ли новой программой пользоваться удобнее. Тут также необходимо отметить, что большинство корпоративных пользователей офисных пакетов от Microsoft - люди крайне консервативные и неохотно привыкающие к новым способам выполнения старых задач, даже если программистам из Редмонда кажется, что так удобнее.

Office 2013 стал поддерживать сенсорные экраны. Это вполне логично для Microsoft, но не очень нужно для традиционных пользователей. Как работать в программе Word на миниатюрной, плоской или виртуальной клавиатуре? А как редактировать по 10 часов кряду электронные таблицы на небольшом экране планшета? А если подключить планшет к внешнему монитору, то как тогда не запутаться с тем, что управляешь объектами на одном дисплее, а информация выводится на другой? В этом свете реальные полезные изменения в Office - возможность обработки PDF, улучшенные алгоритмы работы с большими массивами данных в Excel и так далее - выглядят как-то особенно блекло. К тому же новый офис не смогут приобрести люди, продолжающие работать на Windows XP или Vista. Их новый пакет попросту не поддерживает.

Еще более странная история получилась с облегченным "облачным" сервисом Microsoft Office 365. Он представляет собой классический сервис для работы с документами прямо из браузера, причем его функциональность в сравнении с настольным пакетом несколько обрезана. Сюда входят веб-версии программ Word, Excel, PowerPoint, OneNote, Outlook, Publisher и Access. Работать с ними можно только от пяти разных устройств. И все они обязаны работать под Windows. Стоит это удовольствие порядка 100 долларов в год. В России цена несколько меньшая - 2599 рублей (85 долларов). За эту сумму вам выдадут пространство на 20 гигабайт в облачном хранилище SkyDrive. Кому адресовано это предложение в мире, в котором есть доступный для всех платформ Google Docs или масса аналогичных, пусть и не таких функциональных предложений, тоже не очень понятно.

Пора уходить

В общем и целом складывается впечатление, что Microsoft совершенно запуталась в том, что делает, и не имеет какой-либо внятной стратегии развития своих ключевых продуктов. Добавьте к этому ничуть не уменьшающиеся гигантские расходы компании на интернет-сервисы вроде Bing, неясные перспективы мобильной платформы Windows 8 и постоянно усиливающееся давление со стороны конкурентов - и начнет казаться, что долгосрочные перспективы компании выглядят не очень-то радужными.

Что в этой ситуации делать менеджменту, аналитики посоветовать тоже не могут. Момент, когда Microsoft доминировала на большинстве рынков, в создании которых принимала непосредственное участие, упущен. Догнать конкурентов за счет таких предложений и полного отсутствия революционных идей не представляется возможным. Так что вряд ли кто-то удивится, если лет через пять-десять такой компании, как Microsoft, может не стать вовсе. Свободную нишу на рынке ОС и офисных продуктов преспокойно поделят между собой Apple и Google. Или ряд компаний поменьше.   

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики