Переливание из города в пригород

Конкурентная борьба двух алматинских автовокзалов может привести к перераспределению междугородных пассажиропотоков

Переливание из города в пригород

Hа прошлой неделе стали известны подробности конфликта между владельцами двух алматинских автовокзалов – давно работающего «Сайрана» и недавно открытого неподалеку от Каскелена «Уш Коныра». Перемещению спора в публичную сферу предшествовала акция, предпринятая сотрудниками областного управления дорожной полиции ДВД. По данным «Эксперта Казахстан», 20 ноября на границе Алматы полицейские задержали междугородные, межобластные и международные пассажирские автобусы, приехавшие с южного направления. У водителей забирали техпаспорта и отправляли вместо автовокзала «Сайран» на вокзал «Уш Коныр», расположенный на 22-м километре трассы Алматы – Шымкент. При этом якобы документы обещали вернуть только после того, как перевозчики заключат договор с владельцами «Уш Коныра». По данным ТОО «Международный автовокзал “Сайран”», всего было перенаправлено около 80 автобусов.

К середине прошлой недели конфликт перешел в «фазу тишины» – но пока он, очевидно, не исчерпан. Цена вопроса – около 320 млн тенге в год.

Туда не езжай – сюда езжай

Идею переноса автовокзала из черты города («Сайран») в пригородную зону («Уш Коныр») активно лоббировал бывший аким Алматы Имангали Тасмагамбетов. Так, весной прошлого года в ходе одной из встреч с населением он заявил, что передислокация автобусов с «Сайрана» будет проведена с 1 июля 2007 года («Уш Коныр» сдали в эксплуатацию в апреле минувшего года). Власти ссылались на необходимость разгрузки транспортных магистралей города. Но тогда этого сделать не удалось по причине неготовности инфраструктуры и условий для отдыха водителей в «Уш Коныре». С другой стороны, отсутствовало регулярное автобусное сообщение между Алматы и «Уш Коныром». Поэтому реальной конкуренции между автовокзалами не получилось. Основной поток пассажиров и грузов по-прежнему шел на «Сайран» (по неофициальным данным, его собственником считается Есенгельды Мукужанов) – на этот автовокзал ежедневно заходит 100–120 междугородных и международных автобусов из 600, ежедневно приезжающих в Алматы (имеется в виду лицензированный транспорт). В пиковые моменты (например, под Новый год) поток доходит до 200 машин. Как нам рассказал управляющий директор ТОО МА «Сайран» Жасулан Касенов: «Автовокзал получает от перевозчиков до 15% от всего денежного потока – около 320 млн тенге в год». Стоит учесть, что территория вокзала сдается в аренду коммерческим предприятиям (в основном торговым) – данные по этой статье дохода не раскрываются.

Около 10 машин ежедневно приезжают на автовокзал «Саяхат» (реальный поток больше за счет нелицензируемого транспорта). Около пяти сотен автобусов, в основном перевозящих челноков и их грузы – товары народного потребления из Китая и Киргизии – рассредоточиваются по оптовым рынкам южной столицы. «Уш Коныр» для них малопривлекателен – слишком далеко находится. Рыночные механизмы сами по себе оказались неспособны реализовать планы городских властей по переносу транспортных потоков за город.

13 ноября 2008 года акимат Алматы принял постановление об упорядочении движения транзитного автомобильного транспорта, движущегося в междугородном, межобластном и международном сообщении по Алматы.

Согласно документу решено ограничить движение транспорта, идущего в северном, западном и северо-восточном направлениях до автовокзала «Уш Коныр», в восточном направлении – до автовокзала «Сайран». «Речь идет о транзитном транспорте, – подчеркнул руководитель пресс-службы акима Алматы Сергей Куянов, – не доставляющем пассажиров непосредственно в Алматы». Тем не менее спустя неделю от границы Алматы в сторону Каскелена были направлены автобусы, ехавшие именно на «Сайран».

Кто кому заморочил голову

«Постановление акима Алматы к тем автобусам, которые обслуживают “Сайран”, никакого отношения не имеет, – возмущается г-н Касенов. – Глава городской администрации имел в виду как раз те автобусы, которые заезжают в Алматы с коммерческими целями, и местом их парковки являются территории оптовых рынков в районе “Алтын орды” и универсальных рынков в черте города».

В неофициальных разговорах пострадавшие перевозчики говорят о том, что полиция действовала в интересах «Уш Коныра». В ДВД это отрицают. «Могу сказать однозначно – никаких указаний сотрудники дорожной полиции и департамента внутренних дел Алматинской области по заворачиванию водителей пассажирских автобусов на автовокзал “Уш Коныр” не получали», – заявил нам инспектор отдела языковой политики и информации ДВД Алматинской области Нурум Ивуллаев. В областном ДВД отрицают факт отъема их работниками документов у водителей. По словам г-на Ивуллаева, остановка автобусов, осуществляющих регулярные рейсы, «не входит в сферу компетенции нашей службы».

Получить комментарии руководителя ТОО «Уш Коныр» Серика Калиева не удалось – и в алматинском офисе, и в приемной в Каскелене на телефонных линиях работали лишь автоответчики.

После того как скандал вокруг автовокзалов стал достоянием общественности, перенаправление автобусов на «Уш Коныр» прекратилось. По всей видимости, стороны готовятся к дальнейшим действиям. Но некоторые последствия случившегося видны уже сейчас. «Сайран», по словам г-на Касенова, потерял от 50 до 70 автобусов. По мнению нашего собеседника, они могут уйти в теневой бизнес, возить людей нелегально, часть пассажиров уйдет на железную дорогу.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики