Вековая мечта колонизаторов

Панафриканская свободная экономическая зона должна защитить страны Черного континента от глобальных кризисов – но, чтобы ее создать, африканским государствам сначала нужно найти защиту от внутренних проблем

Вековая мечта колонизаторов

Сбылась вековая мечта европейских колонизаторов – в Африке договорились о создании общеконтинентальной зоны свободной торговли», – такие ироничные комментарии последовали в африканской печати по итогам Трехстороннего саммита, завершившегося в конце октября в столице Уганды Кампале. В нем приняли участие представители трех региональных экономических блоков: Восточноафриканского сообщества (EAC), Сообщества по развитию стран Южной Африки (SADC) и Общего рынка Восточной и Южной Африки (COMESA).

Основным итогом саммита стало подписание «принципиального» соглашения о создании Африканской зоны свободной торговли (African Free Trade Zone – AFTZ), на формирование которой в окончательном виде должно уйти два года. О своем желании войти в объединение заявили 26 государств (из 53). Среди них как двигатели африканской экономики (ЮАР, Египет), так и страны с откровенно депрессивными экономиками (Судан, Демократическая Республика Конго).

 Договоренность о создании AFTZ некоторые африканские политики расценивают как важнейший шаг на пути создания «Соединенных Штатов Африки». Правда, на пути к этой цели нужно будет сделать ряд не менее важных шагов: загасить полыхающие уже не одно десятилетие конфликты и преодолеть громадные разрывы в уровнях развития экономик стран континента.

Упростить и объединить

До сих пор все попытки запустить интеграционные процессы в Африке заканчивались созданием неработоспособных структур. Ни один из трех блоков, подписавших соглашение о создании AFTZ, не вышел на этап создания общего рынка. Свободная экономическая зона (СЭЗ) и таможенные союзы созданы в рамках Восточноафриканского сообщества и COMESA; в пределах Сообщества по развитию стран Южной Африки пока функционирует только зона свободной торговли. При этом состав блоков, объединяющихся в AFTZ, отчасти пересекается: так, Кения с 1981 года входит в состав COMESA, а с 2001-го является участником EAC. По мнению экспертов, подобное экономическое мультичленство отрицательно сказывается как на динамике развития отдельных стран, так и на экономике материка в целом. Устранение этого параллелизма является одной из целей создания AFTZ. Как считает министр торговли Кении и председатель совета министров COMESA Ухуру Кеньятта: «Новая СЭЗ поможет нам смягчить негативные последствия многократного членства, что активизирует внутрирегиональную торговлю». Это в свою очередь должно помочь континенту пережить экономический кризис. По словам председателя Восточноафриканского делового совета Регинальда Менги: «AFTZ поможет Африке усилить внутреннюю торговлю и активизирует ее развитие… Текущий финансовый кризис непременно окажет влияние на нашу экономику. Прежде всего, снизится экспорт в Европу. Компенсировать эти потери можно за счет увеличения емкости внутреннего рынка».

Создание СЭЗ – это лишь первый этап развития региональной экономической интеграции. За ней последует создание единого таможенного союза, затем общего рынка, который завершается формированием экономического союза и позднее политического. Каждая из ступеней подразумевает устранение определенных экономических барьеров между странами, начавшими интеграционный процесс. На начальной стадии формирования AFTZ будут проводиться мероприятия по слиянию уже существующих зон – снижение таможенных пошлин между блоками, отказ стран-участниц блоков от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами в рамках AFTZ. При этом все страны, которые войдут в новую СЭЗ, сохранят свой экономический суверенитет и право на установление собственных внешних тарифов по отношению к странам, не входящим в AFTZ.

Как заявили участники саммита, конечная цель октябрьского соглашения – преобразование СЭЗ в единый таможенный союз с унифицированными внешними тарифами и единой внешнеторговой политикой. Это позволит африканским странам защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство, а также выступать на международном рынке в качестве монолитного торгового блока. По мнению аналитика Института бизнеса стран Южной и Восточной Африки Одуора Онгвена, необходимость в создании единой СЭЗ на территории Африки уже давно назрела: «С точки зрения экономики у Африки нет альтернативы созданию AFTZ. Усиление интеграционных процессов происходит во всем мире».

Горячие барьеры

Правда, на пути интеграционных процессов стоит ряд препятствий. Во-первых, это собственно организационные проблемы, возникающие при объединении таких разнокалиберных участников (см. график). По словам исполнительного директора Экспортного совета США Дэвида Альтмана, африканским странам необходимо сформулировать и последовательно проводить в жизнь политику, которая улучшит не только торговлю и кооперацию между странами, но и прозрачность, а также налоговую и социальную ответственность».

Более сложным будет процесс стабилизации горячих точек, которые сегодня есть в каждом из экономических блоков. Как только AFTZ начнет обретать реальные формы, локальные проблемы станут проблемами всех участников объединения. К примеру, это ситуация в Сомали. Хотя эта страна оставлена за пределами вновь создаваемого союза, угрозы, которые генерируются этим государством (гражданская война, гуманитарная катастрофа, пиратство), оказывают самое непосредственное влияние на ее соседей. Или другая проблемная страна – Зимбабве, являющаяся членом Сообщества по развитию стран Южной Африки. Галопирующая инфляция, политическая нестабильность, массовый исход населения в соседние страны – все это уже сегодня угрожает стабильности сообщества.

Немало хлопот может доставить Демократическая Республика Конго. Стабильность и развитие в этой стране (некоторые эксперты называют ее самым большим нереализованным потенциалом в мире) являются обязательными условиями для жизнеспособности панафриканской СЭЗ. Вооруженный конфликт назревает и внутри COMESA: буквально за несколько дней до того, как в Кампале было подписано соглашение, один участник Общего рынка – Джибути – заявил другому участнику – Эритрее, что их отношения развиваются в сторону войны.

С политической точки зрения максимальные последствия для процесса формирования и последующего функционирования AFTZ может иметь ситуация в более экономически развитой стране Африки, ЮАР. Эксперты считают, что она стоит на пороге полномасштабного политического кризиса, вызванного отставкой в сентябре этого года президента Табо Мбеки.

Будет как всегда?

Скептики опасаются, что внутриблоковые конфликты могут поставить крест на будущем AFTZ. «Если сегодня блоки не могут наладить партнерские отношения внутри самих себя, то где гарантии, что они смогут сделать это завтра, объединившись? Если местные бизнесмены не в состоянии успешно торговать на локальных рынках, как они смогут конкурировать на региональном уровне?» – задается риторическими вопросами профессор экономики танзанийского Университета Дар-эс-Салам Сембодже Хаджи. Характерно, что на встрече в столице Уганды присутствовало всего шесть из 26 лидеров стран-подписантов. Как заявил во время саммита президент Кении Даниель Арап Мои: «Вместо того чтобы работать вместе для достижения единой цели, мы работаем над тем, чтобы подорвать экономики друг друга».

Несмотря на то что в Африке уже не один год действует более десятка различных экономических блоков, каждый из которых имеет «впечатляющие» программы, рядовые африканцы не ощущают на себе эффектов от их реализации. По мнению экспертов, главное препятствие, о которое разбиваются экономические амбиции африканских политиков, – отсутствие развитой транспортной и энергетической инфраструктуры. Даже то, что есть, находится в состоянии заброшенности и постепенно ветшает.

Не разделяют оптимизма своих лидеров и местные предприниматели. Пресс-секретарь Ассоциации трейдеров города Кампала Исса Ссекито заявил, что, хотя идея сама по себе хороша для развития межгосударственной торговли, маловероятно, что сами предприниматели получат от нее прибыль в обозримом будущем. «Наши руководители очень быстро все подписывают, но очень медленно воплощают подписанное в жизнь», – посетовал пресс-секретарь. Он напомнил, что Уганда уже почти 15 лет является членом COMESA, «но не имеет от этого никаких положительных результатов, потому что страны-участники так и не смогли наладить механизм общего рынка.

По результатам октябрьской встречи была создана трехсторонняя комиссия, перед которой поставлена задача в шестимесячный срок разработать стратегию внедрения AFTZ. После окончательной доработки проекта он будет представлен на подпись главам 26 стран. Возможно, на этот раз африканским странам удастся справиться, по словам президента Уганды Йовери Мусевени, «со своим самым беспощадным врагом – разобщенностью и низким уровнем политической и экономической интеграции».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?