Медиатрансформер

Партия «Нур Отан» и фонд «СамрукКазына» создают медиахолдинг – он станет рычагом партии власти в борьбе за информационные и финансовые ресурсы

Медиатрансформер

Всередине ноября заместитель председателя правящей партии «Нур Отан» Дархан Калетаев сообщил, что в партии рассматривают возможность создания собственного медиахолдинга. Вероятнее всего, он будет называться «Нур-медиа», и его учредителями станут Фонд национального благосостояния (ФНБ) «СамрукКазына» с долей в 51% и собственно «Нур Отан», которой будет принадлежать 49%. Какие СМИ войдут в его состав, г-н Калетаев не пояснил, сославшись на то, что этот вопрос еще окончательно не проработан. На данный момент партия имеет две газеты: «Страна и мир» и «Дала мен кала». В ряде казахстанских СМИ сообщалось, что в новую структуру могут войти газеты «Литер», «Айкын», телеканал «Астана» и радио NS, а также представительства крупных российских газет – «АиФ», «Известия», «Комсомольская правда».

Потенциальные кандидаты на вхож-дение в полупартийный-полугосударственный холдинг прояснить ситуацию не смогли. В пресс-центре «СамрукКазыны» нам сообщили, что сами узнали о создании холдинга из прессы. Редактор «АиФ Казахстан» Сергей Кузовников сообщил только, что на данный момент никаких переговоров о вхождении в медиахолдинг не ведется. Управляющий региональной сетью «Комсомольской правды» в Москве Альфред Хакимов о создании медиахолдинга и вхождении в него казахстанского представительства газеты впервые услышал от «Эксперта Казахстан»: «В Казахстане наша газета юридически представлена франшизой. Если они планируют войти в холдинг, то им, конечно, придется согласовывать с нами. Мы же будем исходить из того, выгодно ли это нам. Но в любом случае франшиза – независимое юридическое лицо и вправе самостоятельно определять свою хозяйственную деятельность». Так что решение будут принимать местные собственники. Информация о них не раскрывается – по неофициальным данным, местные издания российских СМИ, которые предположительно войдут в холдинг, контролируются зятем президента Тимуром Кулибаевым, который является также зампредом фонда «СамрукКазына».

Без монополии на бренд

Создание нового медиахолдинга вызывает целый ряд вопросов. В Казахстане партии могут создавать свои печатные издания и объединить их в единую структуру. Это не запрещено. Другое дело: могут ли политические партии создавать медиахолдинги, чтобы контролировать независимые СМИ?

«Нашим законодательством этот вопрос не оговаривается. В прошлом году бывший министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев высказывался против монополизации <медиапространства>, и мы были с этим согласны. Но когда дошло до дела и журналистские организации предложили внести общую позицию в законопроект о СМИ, что монополизация информационного пространства недопустима, – власти это проигнорировали», – рассказала нам президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева. Отметим, что г-н Ертысбаев, ныне занимающий пост советника президента РК, комментируя планы «Нур Отана», публично высказался против создания партийных медиахолдингов.

«В проекте закона о свободе слова, который в свое время выдвигал министр культуры и печати Алтынбек Сарсенбаев, четко прописывалась пропорция: один собственник может владеть только одним республиканским и одним региональным каналом. Сейчас в правительстве об этом даже слушать не хотят. Мы постоянно пытаемся пролоббировать этот пункт. Но в итоге его убирают из опубликованного проекта. Мы, как представители рабочей группы, не ощущаем желания госорганов работать с нами», – пожаловалась г-жа Калеева.

Медиахолдинг – еще и способ перераспределить средства в пользу убыточных изданий

Следует заметить, что на бренд «Нур» партия власти не имеет формальных прав собственности. Поэтому юридически ТОО или холдинг «Нур-медиа» формально может организовать любая структура, аффилированная с партией, которая будет выполнять партийный заказ. Проблемы бренда не существует. Медиахолдинг могут зарегистрировать в составе партии или фонда первого президента как подструктуру, или в форме ТОО, как «Рога и Копыта», где-нибудь в Талдыкоргане.

Деньги – не главное

Станет ли новый холдинг доходной структурой? Этот вопрос тоже неоднозначен. Казахстанские СМИ в основной своей массе нерентабельны и существуют за счет поддержки финансово-промышленных групп. Нынешний экономический кризис привел к сужению рекламного рынка, и это создает дополнительные трудности для массмедиа. Но если в новую структуру все же войдут газеты, имеющие солидные тиражи и охват аудитории в РК: «АиФ» (90 тыс.), «Известия» (48 тыс.), «Комсомольская правда» (45 тыс.), шанс сделать его прибыльным есть.

Более того, вхождение в «Нур-медиа» может оказаться неплохим способом пережить трудные времена. «Если коммерческий расчет и есть, то он заключается в том, что есть прибыльные издания, а есть убыточные. Поэтому это еще и способ перераспределить средства, чтобы партия не тратилась на финансирование убыточных. Например, прибыль от «АиФ» может покрыть расходы на содержание “Дала мен кала”, – полагает г-жа Калеева. А председатель Союза журналистов Сейтказы Матаев заметил в беседе с «Экспертом Казахстан»: «Учредитель медиахолдинга – Фонд национального благосостояния “СамрукКазына” – госорган и монополист. Поэтому на него будут выделяться бюджетные, а значит, наши с вами деньги».

Рычаг для партии

И все же опрошенные нами эксперты считают, что цели нового холдинга лежат не столько в экономической, сколько в политической плоскости. Г-н Матаев не исключает, что учреждение «Нур-медиа» – признак скорых политических перемен. «Если зимой произойдет передача СМИ в одни руки, значит, весной жди событий. Президент сказал, что нужны две партии в парламенте. Вторую партию так просто не создашь. Это можно осуществить только через выборы. Может быть, сливание СМИ в один холдинг – свидетельство того, что к ним началась подготовка. Укрепят одну партию, а вторую – определят», – предполагает он.

Скорее всего, идея создания медиахолдинга заключается в смене информационной повестки. Новой задачей холдинга будет формирование единой для всех СМИ информационной концепции, ориентированной на продвижение позитивного имиджа партии «Нур Отан». «В представлении элиты будет создана иллюзия активности партии и реализации ею функций, которые на нее возлагаются. Сейчас партия безжизненна, и все это понимают», – отметил на правах анонимности источник, близкий к администрации президента.

По его мнению, медиахолдинг нужен для того, чтобы финансово-промышленные группы, финансирующие СМИ, не пытались влиять на информационно-редакционную политику аффилированных с ними газет, журналов и телеканалов: «Задача нового холдинга – контролировать информационную политику. Финансировать их по-прежнему будут бизнес-структуры. Просто из партии будут поступать звонки – кому и сколько денег отправить». Наш собеседник считает, что сегодня в Казахстане идет сегментация номенклатурного пространства: по поручению президента страны Нурсултана Назарбаева от администрации отделяется правящая партия, в лице которой создается новый рычаг контроля за номенклатурой в центре и на местах. Одновременно ослабляются позиции региональных элитных групп, которые потенциально могут угрожать положению правящих кругов.

Кроме того, новый медиахолдинг поможет стоящим за ним структурам почувствовать себя увереннее в период кризиса – ведь борьба за источники финансирования и рычаги административного влияния становится более острой. Массмедиа используются в этой борьбе для «слива» компромата, информационной поддержки влиятельных групп в высших эшелонах власти, лоббирования интересов коммерческих структур. И новый холдинг, в который, предположительно, войдут одни из самых тиражных казахстанских СМИ, станет заметным игроком на этом поле. Как полагает г-жа Калеева, идею медиахолдинга трудно объяснить правовыми и государственными задачами – скорее за ней стоят корпоративные, кланово-номенклатурные интересы.

Хуже не будет. Будет скучно

Стоит рассмотреть еще один вопрос: как изменится собственно медиапространство? Говорить о том, что создание холдинга приведет к уменьшению плюрализма в сфере информации, не приходится – плюрализма и так фактически нет. Оппозиционных телеканалов нет вовсе. Политические партии, позиционирующие себя в качестве оппонентов «Нур Отана», не располагают средствами для того, чтобы печатать свои газеты большими тиражами. Даже финансирование со стороны правительства не может им тут помочь – скорее наоборот, оппозиция используется элитными группами как средство давления друг на друга. В некотором смысле можно говорить о плюрализме среди интернет-СМИ, но свободным доступом во Всемирную сеть располагает не более 5% аудитории. Может ли в этих условиях создание медиахолдинга привести к еще большему ограничению свободы слова? Вряд ли. История с учреждением «Нур-медиа» – не более чем перераспределение контрольных функций между ответственными за формирование информационного фона. Единственная опасность, которая реально угрожает нашему медиапространству – это стать более скучным. Как заметила Тамара Калеева, наши и без того пресные СМИ могут стать еще более однообразными и похожими на советскую прессу.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее