Коллективизация: второе издание

Принудительное укрупнение фермерских хозяйств в Узбекистане может разрушить структуру сельскохозяйственной отрасли страны, привести к социальным волнениям и усилить миграцию за пределы государства

Коллективизация: второе издание

B середине ноября в Узбекистане должна была решиться судьба фермеров. Согласно распоряжению узбекского президента Ислама Каримова № Р-3007, которое цитирует независимый узбекский портал Uzmetronom.com, к этому сроку комиссия во главе с премьер-министром Шавкатом Мирзиёевым должна была подготовить «конкретные предложения по оптимизации размеров земельных участков, находящихся в ведении фермерских хозяйств». Итоги работы комиссии пока не оглашались публично, но оптимизировать размеры фермерских хозяйств власти регионов начали, не дожидаясь официального постановления об этом. Оптимизация вылилась в принудительное изъятие земель, арендованных фермерами, с целью последующего укрупнения хозяйствующих субъектов.

Возьмешь чужое и на время

Доля сельскохозяйственных предприятий в аграрном секторе Узбекистана незначительна – основными производителями являются дехкане (крестьяне-частники, не регистрирующиеся как юрлицо) и фермеры (обладают статусом юрлица). Всего в стране на начало нынешнего года действовало 217, 1 тыс. фермерских хозяйств, в которых работают 1,6 млн человек, в том числе 450 тыс. наемных рабочих. Сектор растет – за прошлый год было создано около 30 тыс. новых фермерских хозяйств, а закрылось лишь 2,6 тыс. Фермеры доминируют в производстве главных видов сельхозпродукции – на их долю по итогам 2007 года пришлось 79,8% сбора зерновых (в 2006-м – 71,3%), 98,4% хлопка-сырца (в 2006-м – 86,4 %), 84% коконов шелкопряда (в 2006-м – 68,5%).

Но, как выяснилось, высшее руководство страны не считает фермерские хозяйства эффективными. 3 октября текущего года в ходе визита в Хорезмскую область Ислам Каримов заявил, что фермерские хозяйства, располагающие менее 80 га земли, не могут эффективно использовать сельскохозяйственную технику: небольшие участки можно обрабатывать без ее использования, к тому же у мелких хозяйств нет денег на покупку дорогого оборудования. Поэтому президент высказался за их укрупнение. Отметим, что средний размер фермерского участка в Узбекистане – 26,7 га.

Спустя три дня президент подписал вышеупомянутое распоряжение Р-3077, предусматривающее создание специальной комиссии для изучения земельного вопроса. Вскоре из Узбекистана начали поступать сведения о том, что хокимы (главы областей) начинают принуждать фермеров к сдаче используемых ими земель – все сельхозугодья в Узбекистане находятся в собственности государства, и аграрии арендуют их на срок до 49 лет.

По данным Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана, с административным давлением со стороны хокимов столкнулись фермеры Ферганской, Андижанской, Ташкентской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей. А Uzmetronom сообщил, что «95% фермеров Ташкентского района под давлением милиции “добровольно” подписали заявления о сдаче земли». В интернет-СМИ, не контролирующихся властями, начали появляться сведения о якобы запугивании фермеров, не желающих отказываться от земли, причем, по неофициальным данным, сотрудники правоохранительных органов угрожают аграриям физической расправой.

Официальных комментариев по этому поводу нет. По данным анонимных источников, земля, изъятая у фермеров, передается их соседям, располагающим более крупными земельными наделами.

План – всему голова

Представители оппозиционных политических кругов и фермеры предполагают, что главная цель, которую преследуют власти – не повышение эффективности работы фермерских хозяйств, а усиление контроля над их деятельностью. Дело в том, что ежегодно арендаторов земель заставляют подписывать договоры с местными властями об обязательной продаже последним части урожая хлопка и зерновых по фиксированным ценам. Невыполнение госзаказа грозит штрафами и лишением прав на аренду земли. В середине ноября группа правозащитников во главе с Маратом Захидовым обратилась к президенту с публичным заявлением, в котором попросила прекратить произвол в отношении фермеров, которых хокимияты заставляют «сеять пшеницу и хлопок» – региональным властям тоже нужно отчитываться по сдаче главных экспортных продуктов. Небольшое число относительно крупных фермерских хозяйств им будет легче контролировать, чем множество мелких.

Оборотной стороной такой политики могут стать резкий рост безработицы, социальные волнения и увеличение миграции населения за пределы страны. Один из джизакских фермеров пояснил нашему журналу на условиях анонимности: «Если сейчас нас объединят, мы будем вынуждены работать батраками у других арендаторов, и семьи останутся голодными». Его коллега из другого региона также на условиях анонимности отметил, что фермеры обычно привлекают к работе своих родственников, и семья крестьянина, рискнувшего присоединиться к большому хозяйству, может остаться без работы. «Каждый хочет быть хозяином пусть небольшого по размерам, но своего участка земли», – резюмировал один из наших собеседников.

По мнению местных наблюдателей, вследствие такой «коллективизации» число фермерских хозяйств в стране может уменьшиться наполовину. Всплеск безработицы неизбежен – а это может вызвать социальные волнения и усилить миграционные настроения (по неофициальным оценкам, страну ежегодно покидает около 1–1,5 млн трудовых мигрантов, поток растет на 5–8% в год).

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики