Быть как китайцы

Правительство пытается реанимировать машиностроительную отрасль, но делает упор на административных мерах, в то время как нужно развивать лизинг и создавать собственные инженерные школы

Быть как китайцы

21 ноября глава Министерства индустрии и торговли (МИТ) Владимир Школьник сообщил о завершении разработки комплекса мер по развитию машиностроительной отрасли. «К мерам господдержки, включенным в этот комплекс и направленным на обновление основных фондов предприятий, относятся предоставление грантов на приобретение передовых технологий в Казахстане и за рубежом, а также развитие инфраструктуры по коммерциализации и трансферту технологий». При этом министр привел следующие данные: «В рамках программы технологического развития до 2015 года только для организации лизинга техники и оборудования в машиностроительной отрасли предусмотрены бюджетные средства на общую сумму 15 миллиардов тенге, в том числе на 2009 год – 5 миллиардов».

«Машинка» считается стратегически важной отраслью страны – по крайней мере, так заявлено в законе РК «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих государственное значение». Но ни для кого не секрет, что ее значение в экономике страны невелико. На долю отрасли приходится около 1,5% инвестиций в промышленность. Наблюдаемый с 2000 года незначительный рост доли отрасли в общем объеме промышленного производства основан на увеличении заказов на нефтегазовое оборудование. В экспорте доля машиностроителей не превышает 2% (в импорте – 40–45%). В результате доля отечественной продукции на внутреннем рынке, по данным МИТ, не превышает 15%, и перспективы у казахстанских машиностроителей, мягко говоря, не блестящие – высока степень износа основных фондов (около 43%), в том числе их активной части (до 80%). Объемы ежегодно осваиваемых инвестиций (100–200 млрд тенге) не позволяют кардинально улучшить ситуацию. Председатель комитета промышленности МИТ Мурат Дарибаев считает, что положение дел можно исправить при непосредственном участии государства, «путем принятия соответствующих программ и привлечения институтов развития».

План товарищей из «Нур Отана»

Без развития машиностроения невозможно соскочить с нефтяной иглы и диверсифицировать реальный сектор экономики – это понимают, кажется, все. Неудивительно, что тема приобрела политическую окраску, и 4 ноября парламентская фракция «Нур Отана» посвятила заседание теме «Развитие машиностроения в рамках реализации «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2005 – 2015 годы». Комплекс мер, разработанный Министерством индустрии и торговли, основан именно на материалах этого заседания. Во-первых, мажилисмены сошлись на том, что приоритетными подотраслями являются неф-тегазовое, транспортное, сельскохозяйственное и горнорудное машиностроение – их предполагается освободить от налогов. При этом бюджет потеряет около миллиарда тенге (общий объем планируемых доходов республиканского бюджета на 2009 год – 2,86 трлн тенге). Также предлагается создать в нацхолдинге «СамрукКазына» подразделение, которое займется вопросами инвестиционного развития. Третья мера – увеличение госфинансирования опытно-конструкторских работ. В проекте бюджета на 2009 год появилась строчка о выделении через нацфонд 1,5 млрд тенге на создание двух конструкторских бюро и покупку для них оборудования на сумму 1,7 млрд тенге. В принятом бюджете она осталась в прежнем виде. Также существует Программа диверсификации и развития отрасли на 2006–2008 годы, которая из бюджета не финансируется. Однако, по мнению г-на Дарибаева, анализ программ показывает, что их положения по отношению к машиностроению имеют, как правило, декларативный характер и фактически не работают.

Сплошное недоверие

Участники рынка уже не верят в эффективность программ, принимаемых в высших эшелонах власти. Главный конструктор Алматинского завода тяжелого машиностроения (АЗТМ) Акжол Алимбетов заметил: «В последние 10–15 лет приняли огромное количество различных программ по развитию машиностроения, но ни одна из них не заработала. Раньше в Алматы было 10 крупных заводов. В настоящее время действует только один, в котором осталось около 10% персонала. При этом мы испытываем значительные трудности не то что с финансированием инвестпрограмм, но и с элементарными условиями – тепло-, водо-, электроснабжением. Сейчас работаем уже по четыре дня в неделю. Выручают только небольшие заказы на изготовление запчастей для электростанций и ГОКов».

Эти слова подтверждает и генеральный директор ассоциации «Машиностроение и металлопереработка Центрального Казахстана» Виталий Петров: «Наблюдавшийся в начале текущего десятилетия невысокий рост выпуска продукции основывался лишь на административном ресурсе, который со временем растерял свое влияние. Невозможно в приказном порядке восстановить рушащуюся отрасль».

Г-н Алимбетов говорит, что отечественные компании-производители – последние, к кому обращаются при возникновении потребности в продукции: «Удивляет позиция национальных компаний, которые для выполнения заказов обращаются к зарубежным поставщикам – в Европе, России, даже в Азербайджане, получая за большие деньги не самое лучшее качество, в то время как в Казахстане имеются почти все производства для этих потребностей».

Эксперты жалуются на забюрократизированность процессов принятия решений. Депутат мажилиса Мейрам Пшембаев отмечает, что есть проблемы с организацией финансирования проектов: «Например, проект Петропавловского завода тяжелого машиностроения (ПЗТМ) по обновлению основных фондов рассматривался в Банке развития Казахстана (БРК) почти два года, а затем был передан на рассмотрение в БРК-лизинг, где рассматривался еще полгода. К счастью, для завода все закончилось хорошо, и он получил финансирование в размере 700 миллионов тенге».

На сложности в получении средств жалуется и АЗТМ. «Мы обращались в ФУР «Казына» за инвестициями. В середине <переговорного> процесса выяснилось, что для получения средств необходимо привлечь или собственные средства, или деньги стороннего инвестора в размере 20–30% необходимой суммы. Понятно, что эти средства изыскать не удалось», – рассказал г-н Алимбетов.

Заместитель генерального директора ЗАО «Уральский тракторный завод» по реформе инжиниринга Феликс Шамрай считает, что в программе развития машиностроения от внимания разработчиков ускользнула подотрасль оборонной промышленности: «Конечно, вряд ли в стране будут выпускать бронетанковую технику. Но для изготовления запасных частей для такой техники отличные возможности не только для внутренних потребностей, но и экспорта. Техника в своем большинстве старая, причем и в Казахстане, и в странах СНГ. Объем необходимых запчастей оценивается примерно в 500 миллионов долларов ежегодно только по России, где у производителей нет отбоя от заказов».

Также, по его мнению, вследствие малых размеров рынок машиностроения Казахстана не может претендовать на суверенность в полном понимании этого слова: «К примеру, в стране не может быть полного цикла авиастроения, но вполне возможно изготовление некоторых узлов».

Пусть нас всех научат

Мейрам Пшембаев считает, что обновить основные фонды можно было бы за счет лизинга: «На Западе в восьми из десяти случаев промышленное оборудование выкупают лизинговые компании, а затем сдают в аренду предприятиям. Доля проходящей через лизинг техники и агрегатов в Казахстане – меньше одного процента. Но, чтобы окупить аренду промышленного оборудования, требуется пять–семь лет. В качестве источника таких “длинных” денег в развитых странах обычно используются средства страховых компаний и пенсионных фондов. У нас им запрещено инвестировать в подобные проекты». По его мнению, сделать лизинговые механизмы эффективными можно, но для этого нужна взаимная заинтересованность предприятий и правительства в создании надежного и прозрачного механизма финансирования, который будет выгоден и лизингодателям, и машиностроителям.

А Феликс Шамрай полагает, что лизинг и факторинг – не лучший выход для Казахстана: «Я думаю, что в сложившейся ситуации не стоит особо стесняться. Необходимо следовать китайскому примеру и перенимать передовые технологии. Например, в Китае при заключении какого-либо контракта стараются заказать настолько большие объемы, чтобы компания не смогла отказаться от подобного выгодного предложения. Но при этом выставляют жесткий график локализации проекта. Иными словами, казахстанским производителям надо просто “передирать” чужие технологии».

Еще один интересный вариант, как считает г-н Шамрай, – выращивание собственных инжиниринговых школ: «В Казахстане присутствуют и довольно успешно зарекомендовали себя ведущие инжиниринговые компании Запада. У них огромный опыт. Необходимо сотрудничать с ними всеми доступными средствами – создавать совместные предприятия, перенимать технологии, опыт, создавать крупные совместные проекты». Правда, при этом нужно дать гарантии долгосрочности проектов и их прозрачности. Придется забыть об «откатах».

Как сообщили в компании «Казахстан Инжиниринг», в настоящее время уже подготовлены протоколы о намерениях создания СП с некоторыми зарубежными компаниями, работающими на рынке нефтегазового оборудования Казахстана. Детали переговоров пока не разглашаются.

В ходе разговора г-н Шамрай поспешил развенчать миф о возможности приобретения за рубежом предприятий, обладающих технологиями, пока на рынке низкие цены. По его мнению, с хорошим, эффективным предприятием владельцы не расстанутся. «Продажа предприятия – мероприятие глупое. Продажа технологии тоже маловероятна, так как фирма не заинтересована плодить конкурентов, даже если они будут располагаться в Казахстане. Это тупиковая схема».

Машины требуют воли

В Министерстве индустрии и торговли не удалось получить конкретных данных о том, насколько велики потенциалы внутренних рынков оборудования. По нашим оценкам, наибольший объем, как уже отмечалось, отмечен в нефтегазовом машиностроении. Помимо указанной «оборонки», в программе не уделено должного внимания электротехническому производству. Учитывая длинный список озвученных проектов по строительству электростанций, развитию электроэнергетической системы (см. «Горная болезнь», «Эксперт Казахстан» № 44 за 2008 год), можно назвать подобное упущение недальновидным. Отечественный завод «Казтрансформатор» испытывает острую конкуренцию со стороны российских, украинских, китайских, европейских производителей, хотя соотношение качество–цена на стороне казахстанского завода. Представители компании видят причину в недостаточно внимательном отношении властей к поддержке своих предприятий. И в такой же ситуации находятся практически все представители казахстанской «машинки».

Главное же – чтобы принимаемые на уровне правительства программы наконец начали работать. Как заметил г-н Алимбетов: «ГОЭЛРО (Государственный план по электрификации России. – «ЭК») разрабатывался еще в царское время. Силы и желание осуществить его появились лишь у Советов – в двадцатые годы, когда ситуация была не в пример тяжелее нынешней. Озвученная программа должна внедряться немедленно, невзирая на все препоны. Ведь в таких условиях нужны не только взвешенный подход и умные программы, не стоит забывать и про волю в реализации программ».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности