Инвестиции в неизвестность

Региональный финансовый центр Алматы (РФЦА) взялся за ликвидацию финансовой безграмотности населения, пытаясь привлечь сбережения казахстанцев на фондовый рынок. Оценить эффективность этих усилий будет в принципе невозможно

Инвестиции в неизвестность

В конце ноября РФЦА провел в южной столице Казахстана круглый стол, посвященный программе по повышению финансовой грамотности населения, реализуемой финансовым центром. Конечная цель программы – расширение круга инвесторов за счет физических лиц, рядовых жителей Казахстана, не являющихся бизнесменами или профессиональными игроками на фондовом рынке. Пока круг казахстанцев, предпочитающих инвестировать средства, весьма узок. По данным РФЦА, из 9,3 млн вкладчиков пенсионных фондов РК лишь 40,9 тыс. человек самостоятельно сделали свой выбор фонда. Количество вкладчиков паевых инвестфондов (ПИФов) выросло за последние два года в три раза и теперь их… 2089 (апрель 2008 года). В том числе 241 физическое лицо. Основная часть наших сограждан предпочитает хранить деньги в банках или «под матрасом» (по приблизительным оценкам – около 1,3 трлн тенге).

Во время исследования респонденты говорили о незнании механизмов работы фондового рынка и ПИФов, однако хотели бы узнать о них побольше. А вот о работе банков казахстанцы осведомлены неплохо. И склонны верить именно им, предпочитая получать «небольшой процент со своих депозитов, чем рисковать, вкладывая деньги в другие, не проверенные на личном опыте финансовые институты с высокой доходностью».

Такое положение дел задает и направление работы для многих управляющих компаний. «У нас розницы нет, мы направлены на высокий класс населения, которые хотят разместить свои деньги, – рассказал один из участников рынка. – Изначально у нас было два направления: розница и Private acuity, но розница у нас не пошла, как раз в силу высокого процента безграмотного населения. Мы выбрали именно высокий класс – здесь и вопросов поменьше и операционных издержек».

Основную причину того, что инвестиционные инструменты по-прежнему непопулярны, правительство видит в финансовой неграмотности людей. Изменить положение и должна соответствующая программа, реализуемая РФЦА. В 2008 году на нее будет потрачено 697 млн тенге, предварительный бюджет на 2009–2010 годы – 900 млн тенге ежегодно (впрочем, возможно, эта цифра будет снижена до 400 млн).

Вопрос, как оценить эффективность этих вложений – дискуссионен. Тем более что методы, с помощью которых РФЦА планирует повышать грамотность, вызывают сомнение у профессиональных участников рынка.

Лектор из ящика

Первоначально программа была рассчитана на 2007–2009 годы, однако, в том числе под влиянием кризиса, программа была продлена до 2011 года. В ходе ее реализации населению будет рассказано об инструментах инвестиций и сбережений и способах их использования. Например, о брокерских компаниях, об особенностях рынка ценных бумаг. На семинарах будет рассказано о том, как управлять семейным бюджетом, кредитоваться в банках, защититься от мошенников и т.д.

«Реализация программы осуществляется посредством использования всех каналов коммуникаций», – отметила начальник управления по работе с клиентами РФЦА Айнур Абильдина, подчеркнув, что центр не планирует делать акцент ни на одном из них и постарается охватить все слои населения.

На самом деле складывается впечатление, что акценты все же будут – особое внимание РФЦА уделит телевидению, которое занимает более половины бюджета программы. Уже запущены или готовятся к запуску различные телевизионные передачи и телевизионные игры, такие, как «Азбука капитала», «Рабочие деньги», «Умная игра», и другие (на телеканалах «Казахстан», «Хабар», «Астана», «Ел арна»). До конца года планируется выпуск короткометражных обучающих фильмов с участием звезд казахстанского кинематографа; размещение наружной рекламы (билборды, лед-дисплеи, рекламные щиты, стенды и пр.) в местах большого скопления населения. Предусмотрены создание и прокат рекламных роликов, размещение рекламных модулей (на казахском и русском языках) на телевидении, радио и в печатных СМИ, пропагандирующих необходимость повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности; изготовление и распространение буклетов, содержащих информацию о проводимых семинарах. Будут выпускаться журналы – например подростковый «Карман», а для взрослых – «Личные деньги».

Одним медиапространством РФЦА не ограничится. На базе «Казпочты» созданы информационно-образовательные центры (ИОЦ). За семь месяцев 2008 года общее количество участников семинаров ИОЦ РФЦА составило 18 600 человек.

Финансы в общих чертах

Не все запланированные РФЦА мероприятия вызвали безоговорочное одобрение участников рынка – тех, кому, собственно, население и должно принести свои деньги. Особенно жаркие дискуссии разгораются вокруг первого блока программы, касающегося телевидения и прессы. Не всем нравится идея рекламировать финансовые продукты «как пепси-колу и автомобили». «Практика показывает, что ТВ-программы не самый эффективный инструмент продвижения финансовых услуг, – отмечает Дмитрий Жеребятьев, председатель правления АО «Тройка-Диалог Казахстан». – Инвесторам необходимо объяснять все возможности и риски, которые возникают при работе с фондовым рынком и ПИФами в частности. И это сложная задача. На телевидении можно эффективно рекламировать, например, банковские продукты, поскольку они более простые, понятные для большинства людей. Также очень важный аспект, которому нужно больше уделять внимания – это личное общение с инвесторами». Директор по маркетингу и продажам компании «БТА секьюритис» Светлана Вьюшина считает, что упор должен быть сделан на работу без посредничества СМИ: «Наиболее эффективен обучающий и разъясняющий PR: семинары как для юридических лиц, так и для молодежи – студентов казахстанских вузов; мастер-классы на базе инвестиционных компаний». А вот начальник отдела по связям с общественностью АО «Казахстанская фондовая биржа» Гульнара Ахмедова, напротив, полагает, что именно СМИ и должны быть главным «каналом связи между фондовым рынком и населением». Зато она обнаружила другой недостаток в программе РФЦА: поверхностность. «Нужно разрабатывать методическую базу для развития обучающих программ и их внедрения в обязательную программу учебных заведений, и не только специальных, таких, как академия РФЦА». Но создатели программы уверяют, что эти мероприятия появятся в ближайшее время.

Как сказал один из участников рынка, мало рассказать людям, что можно инвестировать, нужно еще научить их тому, как правильно это делать. В программе РФЦА этому пока уделяется недостаточно внимания.

Есть и другие предложения от участников рынка к данной программе. «Может, правильнее было бы обучать инвестиционных консультантов, повышать их уровень понимания специфики тех или иных продуктов, инструментов. Пока не все управляющие компании тратят на это свои силы, во многих из них работает по два-три человека инвестиционных консультантов. Для примера, в одной только «Тройке-Диалог» в России их около 300 человек, компания тратит значительные средства на обучение и повышение квалификации этих сотрудников», – говорит Дмитрий Жеребятьев.

От себя заметим, что развитие института инвестиционных консультантов – один из лучших способов продвижения инвестиционных продуктов. Также заходит речь о необходимости появления в Казахстане семейных финансовых консультантов, которые могли бы помогать людям в инвестировании и сбережениях.

Неоценимый эффект

Очевидно, что сегодня, в период кризиса, экономика страны особенно нуждается в привлечении денег населения – но именно сейчас привлечь их будет крайне сложно. Тревожные новости с рынков, банкротства зарубежных банков, сворачивание инвестпрограмм крупными предприятиями отпугивают потенциальных инвесторов, тем более начинающих. Впрочем, нельзя исключить отложенного эффекта – когда ситуация в экономике нормализуется (рано или поздно это все же произойдет), подготовленное население действительно понесет свои сбережения брокерам и в ПИФы. Главное, чтобы к этому времени уроки РФЦА не были забыты. Но какую роль в привлечении средств обычных казахстанцев сыграют они, а какую реклама управляющих компаний, позитивные новости с рынков и т.д. – оценить будет невозможно.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности