Социальный привкус польского кино

Социальный привкус польского кино

В Алматы, в Центре современного искусства состоялся фестиваль польских фильмов. В основном они были посвящены острым социальным проблемам польского общества. Это «Варшава» Дауреша Гаевского – о безысходности и одиночестве в большом городе, «Симметрия» Конрада Невольски о том, как сложно и невозможно измерить вину и невиновность на весах Фемиды и что означает быть наказанным, черная комедия «Тело» Томаша Конецкого о бытовом цинизме, который нигде так не проявляет себя, как в отношении живых к мертвым. Одним из самых ярких фильмов оказался «Журек» Ришарда Брыльски. Несмотря на то, что он снят в 2003 году, его, как и другие предоставленные польским посольством картины, казахстанские зрители увидели впервые. Это и неудивительно, учитывая голливудскую монополию, царящую в кинотеатрах и на телевидении. «Журек» повествует о непростой жизни в польской глубинке, об отношениях между людьми, нравах и ценностях. В центре повествования история матери и дочери, которые остаются одни, без поддержки мужчины, в патриархальном мире. Дочь несколько месяцев назад родила ребенка. Почти детективный сюжет закручивается вокруг поиска его отца. Мать пытается узнать его имя. Но дочь то ли не знает, от кого родила (потому что в это время у нее был эпилептический приступ), то ли не хочет говорить. Они вместе преодолевают жизненные трудности и пытаются справиться с гнетущей их тайной, строя отношения с окружающими их мужчинами. Фильм отличает доброта, которая выражается в бодром настрое и даже юморе. Несмотря на невеселые обстоятельства – не так давно погиб их муж и отец – и материальные трудности (матери приходится содержать дочь и новорожденного ребенка, работая уборщицей), женщины не унывают, в их жизни всегда находится место улыбке. А главное, они всегда вместе, любят и понимают друг друга. Живут героини в маленьком домике на отдаленном от поселка полустанке. Они постоянно опаздывают на автобус, и им приходится возвращаться поздно вечером в зимнюю стужу пешком по железной дороге. Окружающие мужчины по-разному относятся к одиноким женщинам. Режиссеру удается тронуть сердца зрителей не только бедой героинь, но и их женской силой и настойчивостью. В конце фильма, как принято под Рождество, заветная мечта найти отца, чтобы он, как полагается, дал имя мальчику, сбывается.  В общем, мир не только не без плохих, но и не без добрых людей. А журек, польский борщ, несмотря на всю связанную с ним иронию (в фильме он становится символом социального неравенства, пропастью между бедностью и богатством), все-таки лучшее блюдо рождественского стола.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности