Деньги – еще не всё

По мнению председателя совета Форума предпринимателей Казахстана Раимбека Баталова, нам нужно менять всю систему поддержки малого и среднего бизнеса.

Деньги – еще не всё

– Раимбек Анварович, хватит ли выделенных денег, то есть одного миллиарда, на кредитование МСБ?

– Этих денег вместе со всеми предыдущими траншами, которые уже были выделены из бюджета, конечно, недостаточно, но и за это я скажу правительству спасибо. Нужно учитывать, что, кроме этого миллиарда, столько же выделяется на инфраструктурные проекты и на АПК. А агропромышленный комплекс – фактически тот же малый и средний бизнес, только на селе. Вложение пяти миллиардов в строительство также будет иметь мультипликативный эффект, потому что у нас существуют не только крупные застройщики, но и небольшие компании, а также смежные предприятия, например, поставщики стройматериалов, а они большей частью представляют МСБ. Так что цель – определенный рост деловой активности – будет достигнута, однако темп роста будет зависеть от эффективности вложения народных средств. Сегодня в банках очень сложно получить финансирование, помощь государства нужна как кислород.

Другой вопрос, что, помимо помощи деньгами, пора менять подходы к регулированию сферы МСБ, к тем административным барьерам, которые сегодня у нас существуют. Те же самые проверки регулируются 64 законами и восемью кодексами! Этот пресс давит на бизнес и снижает его эффективность не меньше, чем недостаток денег.

Я хотел бы отметить, что правительство в период кризиса достаточно быстро реагирует на предложения Ассоциации финансистов, Форума предпринимателей. Мы проанализировали освоение первого транша и пришли к выводу, что сумму займа на одного заемщика нужно увеличить до пяти миллионов, дать возможность рефинансировать кредиты, разрешить финансировать за счет бюджетных средств оборотный капитал, что нашло отражение в плане стабилизации и в уже принятом постановлении правительства.

– Из этих денег большую часть – 70 процентов – планируется направить на рефинансирование существующих проектов и только 30 процентов – на новые. Значит ли это, что правительство не очень верит в развитие малого и среднего бизнеса?

– Это абсолютно правильная мера. В период кризиса не до новых проектов. Моя задача как предпринимателя – удержать существующие объемы бизнеса или, по крайней мере, минимизировать сокращения. Банки сейчас поднимают ставки, которые уже превысили 20 процентов, поэтому снижение моего долгового бремени облегчает выживание в нынешних условиях. Если бы у нас все было прекрасно, как в первой половине 2007 года, безусловно, нужно было бы стимулировать развитие бизнеса.

– Деньги опять пойдут через банки, а предприниматели жаловались на то, что процедуры принятия решения о кредитовании слишком затянуты.

– Нельзя в этом огульно обвинять банки: они тоже заинтересованы в быстром освоении средств. Но существовали объективные причины, из-за которых трудно было эти деньги освоить. Мало таких предпринимателей, которые могли бы предоставить залоговое обеспечение, которое бы проходило по всем требованиям АФН. А если финансируется новый проект, то нужны дополнительные залоги. Торговлю и оборотку нельзя было кредитовать. Соответственно банки просто не могли найти таких клиентов, которые бы соответствовали всем требованиям по первому траншу бюджетных денег. «ДАМУ» и правительство выработали достаточно жесткий контроль их расходования. Я могу сказать, что ряд банков был оштрафован за то, что они вышли за рамки требований. Сдерживает освоение этих средств необходимость переоформления залогов, что занимает недели, а то и месяцы.

– Помощь государства бизнесу на самом деле выглядит как поддержка банков за счет накачивания их ликвидностью. Существуют ли реальные механизмы контроля за расходованием этих средств?

– Если вы возьмете договор «ДАМУ» (фонд развития предпринимательства. – «ЭК») с банком, у вас таких вопросов не возникнет. Требования очень жесткие, и, как подтверждают первый и второй транши, банки стараются все их выполнить. С другой стороны, я считаю, что неправильно все бюджетные средства направлять на финансирование МСБ через банки второго уровня. Зачем нам в таком случае «ДАМУ»? Я считаю, что порядка 30 процентов средств должны идти через «ДАМУ». Во-первых, это позволит снизить ставку вознаграждения и в БВУ, потому что служит своего рода бенчмарком для банков, а также ориентирует банки на кредитование мультипликативных отраслей, региональных программ.

– Может ли малое или среднее предприятие привлечь деньги с фондового рынка?

– Сегодня не может. Это все пока иллюзии. Чтобы фондовый рынок стал реальной альтернативой банковскому кредитованию, нужно проводить комплексную работу по выводу бизнеса из тени, включая повышение грамотности предпринимателей, за которую отвечает не только государство, но и финансовый сектор, и сам малый и средний бизнес. Например, у Форума предпринимателей есть программа – mini MBA. Сертифицированные специалисты обучают предпринимателей правильному ведению бизнеса, внедрению современных форм учета и так далее. Эта образовательная программа собирает полные залы, потому что бизнес хочет быть конкурентным. И после каждого тренинга эффективность бизнеса возрастает.

– Как кризис отразился на МСБ – предприятия закрылись, были свернуты инвестиционные программы, сокращены штаты?

– А вы посмотрите нашу статистику – у нас идет рост. В Алматы, например, на 15 процентов стало больше активных малых предприятий. Я вам так скажу: реально определить, сколько предприятий закрылось, невозможно, потому что наша статистика далека от действительности. В пакете наших предложений правительству мы обращаем внимание на реформирование статистики, на необходимость менять методы получения и подачи статистических данных. Даже в своем предприятии, не зная реальных объемов продаж, производства, я не могу принять ни одного решения. Если я принял антикризисные меры, то должен понять, как они повлияли на текущие показатели моего бизнеса. Как может правительство эффективно оценивать принимаемые меры по МСБ, если статистика, мягко говоря, некорректна?

– Вы не верите, что у нас сектор МСБ вырос на 15 процентов?

– Однозначно не верю. Более того, работая и в торговле, вижу, что в регионах объемы производства и, соответственно, объемы продаж упали на 35–40 процентов. В Астане и Алматы снижение на 25–30 процентов. К сожалению, эта тенденция будет только усиливаться и в 2009 году. Количество субъектов МСБ будет сокращаться, а окончание моратория на проверки 1 января следующего года может стать последней каплей и подтолкнет к закрытию еще больше предприятий, если не принять меры.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики