Аттракцион невиданной щедрости

Антикризисная программа правительства может помочь экономике только на время. Если кризис затянется, деньги у государства кончатся быстрее, чем оно решит свои задачи

Аттракцион невиданной щедрости

Правительство пунктиром наметило пути, по которым выведет страну из кризиса. Антикризисная программа, представленная 24 ноября премьер-министром Каримом Масимовым активу правящей партии «Нур Отан», назначила нуждающиеся в государственной поддержке отрасли и определила лимит финансирования каждой из них.

Кандидаты на государственную помощь те же, что и в прошлом году, – малый и средний бизнес (МСБ), агропромышленный комплекс, строительство. В нынешней программе ряды основных реципиентов пополнили банки второго уровня (БВУ), кроме того, часть средств планируется направить на финансирование прорывных проектов. Итого пять ключевых направлений вливания денег. Помимо средств, и так заложенных в республиканском бюджете на поддержку перечисленных отраслей (так, для аграрного сектора в трехлетнем бюджете выделено 350 млрд тенге), на борьбу с последствиями глобального кризиса будет брошена основная часть запасов государства: не только 10 млрд долларов Национального фонда, но и накопления граждан на старость. У накопительных пенсионных фондов (НПФ) правительство планирует занять 5 млрд долларов*, практически половину находящихся в их управлении активов, как объяснил Карим Масимов, для диверсификации инвестиционных портфелей и повышения эффективности управления. В целом помощь экономике обойдется Казахстану в 21 млрд долларов, и большая часть этих денег (если не все) пойдет через банки.

Все – в банк

Накачивание ликвидностью банков выглядит попыткой правительства заменить внешние займы бюджетными средствами. Ведь за рост несырьевых отраслей последних лет мы должны благодарить западных инвесторов, представлявших нашим банкам доступные и дешевые деньги. За падением объемов привлечений с международных рынков последовало сокращение кредитования. Очевидно, власти решили восстановить причинно-следственную связь: появятся деньги у банков – и все будет хорошо в экономике.

Еще до антикризисной программы правительство предприняло некоторые шаги по увеличению ликвидности банков. Нацбанк уменьшил нормативы минимальных резервных требований (МРТ), что, по мнению заместителя директора группы рейтингов финансовых институтов Standard & Poor’s Екатерины Трофимовой, было исключительно важно для укрепления ликвидности банков, особенно на фоне недавнего оттока клиентских вкладов и предстоящих выплат по иностранным обязательствам. Вместе с тем, по ее мнению: «Текущий уровень резервов в Казахстане по сравнению с показателями, близкими к нулю во многих странах, оставляет комфортный запас и для новых экстренных пересмотров».

Для привлечения вкладчиков правительство временно увеличило минимальную сумму гарантирования по депозитам физических лиц – с 700 тыс. тенге до пяти миллионов. Кроме того, на депозитах в БВУ будут размещены деньги нацкомпаний, предприятий с госучастием, а также предприятий под управлением Нацбанка. Судя по преимущественному росту объемов депозитов юрлиц (см. график 1), это уже происходит с начала второго полугодия.

Собственно банкам планируется выделить четыре миллиарда долларов, из них на один миллиард Фондом национального благосостояния (ФНБ) «СамрукКазына» будут выкуплены акции четырех системообразующих банков, еще три миллиарда пойдут на капитализацию банков в форме субординированного долга и выкупа привилегированных акций. Выходить из банков ФНБ также планирует на рыночных принципах, но не ниже цены покупки. Таким образом, правительство по существу дает банкам бесплатные деньги. Плюс один миллиард из Фонда стрессовых активов (ФСА). Деньги на МСБ (миллиард долларов), и на ипотечную программу (пять миллиардов долларов) в конечном счете также будут закачаны через банки. БВУ смогут сосредоточиться на выплате внешних долгов (12 млрд долларов в 2009 году) и кредитовать экономику за счет денег государства.

Локомотив на том же пути

В недавнем прошлом строительная отрасль давала 10% ВВП (см. график 2). И сегодня правительство по-прежнему связывает надежды на оживление экономики со строительным сектором и рынком недвижимости. Об этом говорит тот факт, что больше всего денег выделено на финансирование специальной программы ипотечного кредитования и развития жилищного сектора – в общей сложности пять миллиардов долларов (600 млрд тенге). При этом три миллиарда будут заимствованы из Национального фонда, а два миллиарда – из НПФ. Как ожидают в правительстве, этих средств должно хватить на оживление рынка недвижимости и ипотеки. «СамрукКазына» откроет кредитные линии в БВУ на 15 лет по льготной ставке. Банки будут выдавать кредиты на покупку недвижимости новым заемщикам-физлицам на 15 лет под 10,5% годовых. Часть полученных от фонда денег банки должны будут направить на рефинансирование существующих кредитов, при этом ставка не должна превышать 10,5–12,5%.

Чтобы не было сомнений в целевом использовании этих средств, программу окружили частоколом ограничений. Как сказал Карим Масимов, она распространяется только на объекты незавершенного строительства, в основном в Астане и Алматы. При этом, как ранее заявлял президент Нурсултан Назарбаев, в столице один квадратный метр застройщики должны продавать по 800 долларов, в Алматы – по 1000 долларов. Программа будет действовать чуть больше года – с момента ее официального утверждения до 31 декабря 2009 года. Право на рефинансирование кредитов получат те заемщики, которые владеют одной квартирой площадью не более 120 квадратов.

Несмотря на ограничения, вливание 600 млрд тенге в ипотеку в течение года чревато раздуванием очередного пузыря недвижимости. Для сравнения: в октябре 2008 года общий объем выданных банками ипотечных кредитов составил 643 млрд тенге. Среднемесячная сумма ипотечных кредитов – 50 млрд тенге – адекватна выданной накануне кризиса ликвидности в августе прошлого года (см. график 3).

Впрочем, некоторые специалисты считают, что опасность стимулирования цен на недвижимость сильно преувеличена. Сотрудник «БТА Аналитика» Бауыржан Бижанов считает, что этих денег даже не хватит, чтобы завершить строительство всех начатых объектов. «Нужно учитывать, что часть средств будет использована на понижение ставок по ранее выданным ипотечным займам. Эти факты говорят о маловероятности надувания очередного пузыря», – предполагает эксперт. Такого же мнения придерживается и группа аналитиков Центра раннего обнаружения экономических и финансовых потрясений (ЦРОЭ и ФП) Института экономических исследований. «Надувания пузыря на рынке строительства не должно происходить, – считает директор ЦРОЭ и ФП, профессор Сара Алпысбаева, – так как в основном предусматривается выкуп уже строящегося жилья и предоставление ипотеки по фиксированной цене квадратного метра жилья ниже рыночной стоимости, поэтому будут сдерживаться и цены на жилье».

Выделяя пять миллиардов долларов на ипотечную программу, правительство поступает так же, как другие страны в условиях спада экономики – стимулирует внутренний потребительский рост и увеличивает госрасходы на инфраструктурные проекты. Существование неудовлетворенного спроса на жилье в Казахстане эксперты «БТА Аналитика» подтверждают цифрами: в республике на человека приходится 18 кв. метров, в США, ЕС и России – соответственно 69, 36 и 21 кв. метр.

Однако ипотечный бум и рост жилищного строительства в предыдущие годы так и не смогли снизить этот спрос, а наоборот, вызвали спекуляцию на рынке недвижимости. Доступ к ипотеке имели люди с определенным уровнем доходов, что касается бюджетников, молодых семей, многодетных, которые как раз больше всего нуждаются в жилье, им ипотечные кредиты даже по госпрограмме, то есть под 10% годовых, не по карману. Вряд ли специальная ипотечная программа решит проблему жилья для них. Вливание денег в ипотеку может временно оживить строительные площадки и активизировать смежные отрасли, в том числе и предприятия малого и среднего бизнеса, сохранить и создать новые рабочие места (см. «Деньги – еще не все»).

Банки рассчитывают на улучшение качества кредитных портфелей за счет запуска ипотечной программы. «Оживление рынка недвижимости поддержит залоговую базу банков, рефинансирование части кредитов будет способствовать росту платежеспособности данных заемщиков, повышение деловой активности в секторах, поддерживаемых государством, также активизирует экономику в целом», – перечисляет позитивные последствия программы эксперт «БТА Аналитика» Гульназ Алдибекова.

Что будет после окончания 2009 года, пока непонятно. Капиталоемкие строительная отрасль и рынок недвижимости не смогут развиваться без внешнего финансирования. Как сказал глава Народного банка Казахстана Григорий Марченко, для большинства банков рынки капитала будут закрыты. «Если два-три года назад строительный бум подогревался дешевыми кредитами из-за рубежа, то сейчас вряд ли строительные фирмы, получив по новому плану правительства ликвидные средства за построенные квартиры, снова инвестируют в жилищное строительство. Скорее всего, пойдет отток частных инвестиций из сектора строительства», – приходит к выводу г-жа Алпысбаева.

Будет ли правительство вновь поддерживать строительный сектор, зависит от многих причин, в том числе от результатов специальной ипотечной программы, но главное, от возможностей бюджета, которые не бесконечны. По мнению специалистов ЦРОЭ и ФП, государственные вливания не могут происходить часто и в больших объемах, во-первых, из-за угрозы инфляционного давления, во-вторых, из-за возможного истощения международных резервов Казахстана.

Пенсионные деньги «пристроили»

Особое место в программе уделено стабилизации финансового сектора, который представлен накопительными пенсионными фондами. Оно и понятно, ведь государство законодательно гарантирует гражданам сохранность пенсионных накоплений, в отличие от пенсионных систем некоторых других стран, где поручительство дается по определенной ставке доходности.

С началом кризиса дела у институциональных инвесторов пошли неважно. НПФ хоть и сохранили ежемесячный приток пенсионных денег – их поступает почти 20 млрд тенге в месяц – зато сильно потеряли в доходности. Большинство фондов в течение 2008 года показывали отрицательную доходность, и за последние 12 месяцев (октябрь 2007-го – октябрь 2008-го) средневзвешенный коэффициент номинального дохода при накопленной инфляции 13,5% составил 1,01%.

В целях диверсификации вложений НПФ и стабилизации их доходов, пенсионные деньги планируется привлечь для финансирования инвестиционных проектов и долговых обязательств Фонда стрессовых активов. На эти цели правительство планирует занять у НПФ шесть миллиардов долларов. При этом кабмин пока не объяснил, в какие конкретные проекты будут привлечены деньги и на каких условиях, а главное, какую норму доходности должны обеспечивать эти проекты, чтобы пенсионные деньги получили хорошую прибыль. Что касается механизма привлечения, скорее всего, это будет выпуск долговых ценных бумаг.

Сами НПФ заинтересованы в появлении новых финансовых инструментов, еще и с государственной гарантией. По словам заместителя председателя правления НПФ ГНПФ Ерлана Бурабаева, покупка таких бумаг будет происходить на добровольной и возвратной основе и при условии, что предложение будет выгодно фондам в плане сроков, риска и доходности. «Нам нужны емкие проекты, а более емких проектов, чем глобальные стройки в виде энергостанций, нефтепроводов, перерабатывающих заводов, которые свяжут несколько миллиардов долларов, сейчас нет»,– считает заместитель председателя правления НПФ Народного банка Нуржан Алимухамбетов.

Но опять же непонятен механизм госгарантий государственно-частного партнерства. В стране большая потребность в объектах инфраструктуры, накоплены средства НПФ и банков, но инвестиции в них рисковые, дефолт инфраструктурных облигаций АО «Досжан темир жолы» тому пример. Прежде чем тянуть инвесторов в проекты, необходимо решить юридические вопросы, в частности, принять закон о государственно-частном партнерстве, так как действующий закон о концессиях недостаточно четко защищает права инвесторов. На это требуется время.

Чтобы ограничить пенсионные активы от вложения в бумаги с высоким уровнем риска, АФН предлагает усовершенствовать подход к оценке достаточности собственного капитала НПФ и управляющих активами. Для чего необходимо сформировать ликвидные активы, достаточные для покрытия части убытков и сохранения адекватных уровней номинальной доходности.

Данная мера наверняка поможет НПФ сохранить свои деньги, зато больно ударит по рынку корпоративных облигаций, который как раз и развивался за счет пенсионных средств, в частности, на 1 октября 2008 года совокупный портфель НПФ на 32,7% состоял из облигаций частных казахстанских компаний, это самая большая часть портфеля.

Кстати, последнее, от 3 декабря, размещение ценных бумаг Минфина показало, что государство пока не хочет занимать дорого. Пятилетние МЕОКАМы были размещены под 8,7% годовых, при текущем уровне инфляции в 9,2%. Спрос составил 35%, объем удовлетворенных заявок – 27,2%.

Обращение нарушено

Заморозка рынка корпоративного долга негативно скажется на производственном секторе. До недавнего времени бизнес имел диверсифицированные источники фондирования: фондовый рынок и банки. Каждый собственник выбирал схему кредитования по своим возможностям и потребностям. Как правило, многие облигационные программы были направлены на создание основных средств, например, строительство производственных корпусов и вспомогательной инфраструктуры. В то время как банковские кредиты часто шли на пополнение оборотки: покупку товаров и оборудования.

В ближайшей перспективе поддерживать экономику государство предлагает напрямую через банки. Получается интересная схема. У среднего бизнеса отбивается охота привлекать деньги на фондовом рынке, поскольку его инвестор, те же ПИФы и брокерские компании, сейчас испытывают трудности с ликвидностью. Длинные деньги НПФ мы отдаем банкам, чтобы они финансировали средний бизнес (под контролем государства за ставками кредитования). Банки получают ссудный капитал, и средний бизнес идет на поклон к кредитным учреждениям, потому что больше некуда. В итоге банковская сфера развивается, а фондовый рынок выживает как может.

Вполне понятно, что фондовый рынок всего лишь производная величина от реального сектора экономики. И если у предприятий будет все хорошо с основной деятельностью, их бумаги будут интересны инвесторам. Пока не будет роста деловой активности и подъема производства, говорить о реальном и полноценном развитии рынка ценных бумаг не приходится. Однако фондовый рынок также ждет от регулятора и правительства предложений по поддержке ликвидности.

Антикризисная программа ничего не предлагает для поддержания именно участников рынка ценных бумаг: паевых фондов, управляющих инвестиционным портфелем, брокеров и дилеров. Несмотря на то что правительство упорно настаивает на развитии полноценного фондового рынка, хочет построить признаваемый инвесторами и эмитентами международный финансовый центр, привлечь на рынок деньги населения через механизм «народных» IPO.

«Хотя приоритетной задачей правительства в течение последних 10 лет было развитие РЦБ, но реально больших шагов в этом сделано не было. Создание мегарегулятора, который, по идее, должен был объединить все сегменты финансового рынка, чтобы подтягивать их под единый уровень, не активизировало фондовый рынок. Идет банальное латание дыр, – считает президент консалтинговой компании Gala Invest Consulting Галина Шалгимбаева. – Необходимо найти золотую середину между степенью зарегулированности рынка и стимулированием его к развитию. Может быть, эта середина должна заключаться в том, чтобы дать льготный налоговый период для тех же финансовых организаций на время выхода из кризиса».

В настоящее время совокупные портфели участников фондового рынка ориентированы на внутренних эмитентов. В их корпоративные бумаги брокеры-дилеры вложили 43% средств, страховые компании – 35%, НПФ – 44%. Наиболее агрессивные инвесторы – ПИФы – вывели средства из обесценивающихся акций и облигаций казахстанских компаний, переведя половину портфеля (59,4%) в схемы с недвижимостью. Чтобы хоть как-то заработать доходность, деньги частных инвесторов пойдут на Запад, где уже сейчас они активно скупают евробонды отечественных эмитентов по 40–50% к погашению. Для стимулирования внутреннего спроса необходимо дать возможность инвестировать в наши предприятия через механизм фондового рынка.

Все кончается

Главный же риск, заложенный в программе действий правительства, на наш взгляд, заключен в том, что государство берет на себя все финансовые гарантии по выходу из кризиса, хотя часть ответственности можно было делегировать частному бизнесу. Хватит ли у государства средств, чтобы выполнить все обещания? Ведь правительство нацелено не только на поднятие базовых отраслей экономики, но и на сохранение всех социальных программ. Премьер-министр Карим Масимов уже пообещал, что расходы бюджета на выплату пенсий и пособий к 2012 году возрастут с 555 млрд тенге в 2008-м до одного триллиона тенге в 2011-м. В рамках трехлетнего бюджета в 2009 и 2010 годах будут увеличены размеры пенсий, заработной платы бюджетникам и стипендий на 25%.

При этом поступления в бюджет из-за снижения цен на нефть в 2009 году будут меньше.

Если в предыдущем варианте проекта дефицит трехлетнего бюджета правительство предлагало запланировать в размерах 539 млрд тенге (3% к ВВП), то теперь утвержденные параметры составляют 517,4 млрд тенге (3,4% к прогнозируемому объему ВВП).

Если доллар–тенге будет испытывать давление со стороны оттока капитала и увеличения спроса на американскую валюту, возрастет валютный риск.

Даже все выделенные деньги не смогут компенсировать внешние заимствования банков, которые в прошлом году достигли почти 46 млрд долларов. На сегодня долг банков снизился до 36,27 млрд. По мнению профессора Сары Алпысбаевой, внешняя задолженность банков отражает степень кредитозависимости экономического роста в стране. Долги нефинансовых организаций БВУ составили 43,89 млрд долларов, или почти 75% всех внутренних активов банков. «Иными словами, долги перед внешним миром имеют сектора нашей экономики, и именно им направляется государственная поддержка», – подчеркивает г-жа Алпысбаева. Поэтому можно сказать, что меры правительства носят краткосрочный характер. Если кризис затянется, то нам просто не хватит денег на помощь экономике.

* Согласно процитированным агентством «Интерфакс» словам главы АФН Елены Бахмутовой, всего от НПФ планируется привлечь шесть миллиардов долларов

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности