Слон в тайской лавке

Конфликт между туркомпаниями и авиаперевозчиком Air Astana свидетельствует об обострении конкурентной борьбы на туристическом рынке

Слон в тайской лавке

6 декабря в казахстанские СМИ пришла рассылка с официальным письмом Форума предпринимателей Казахстана (ФПК) за подписью исполнительного директора этой организации Мунаввары Палташевой. В нем национальный перевозчик Air Astana обвинялся в отказе в предоставлении блок-мест (это места, которые авиакомпания выделяет заказчикам на каждом из своих рейсов по какому-то определенному направлению в определенное время года, в отличие от него групповой тариф – одноразовая акция. – «ЭК») ряду крупных туроператоров на рейс Алматы–Бангкок в пользу единственного оператора – малайзийской компании GM Travel House. По мнению ФПК, в результате был создан прецедент, позволяющий только одной компании продавать авиабилеты, создавая искусственный дефицит на рынке. В перспективе это может привести к переделу туристического рынка – ведь местные компании оказались в неравных условиях по сравнению со своим зарубежным конкурентом.

Суть да дело

Регулярные рейсы до Бангкока осуществляются компанией Air Astana четыре раза в неделю по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям на самолетах В-767 вместимостью 220 человек. Билеты реализуются посредством системы электронного бронирования в системе «Амадеус» и онлайн-бронирования на сайте авиакомпании.

Кроме Air Astana в направлении Бангкока работают «Туркменские авиалинии» (регулярный рейс, пересадка в Ашгабаде), «Узбекистон хаво йуллари» (регулярный рейс, пересадка в Ташкенте) и чартерный рейс авиакомпании «СкайБас» (посадка для дозаправки, рейс до Утапао).

Еще в сентябре малайзийская компания GM Travel House обратилась с запросом в авиакомпанию Air Astana с групповой заявкой на 100 мест на двух регулярных рейсах, с вылетом и возвращением туристов по маршруту Алматы–Бангкок 29 декабря 2008 года и 9 января 2009-го, а также 5 января и 14 января 2009 года. А 1 октября 2008-го малайзийцы заключили соглашение с казахстанской «Каз Тур», согласно которому последняя получила право выкупа брони и ее заполнения. Предполагалось отправить 50 человек по направлению Алматы–Бангкок–Алматы, остальные 50 мест предназначались для туристов, следующих по направлению Алматы–Бангкок–Куала-Лумпур–Бангкок–Алматы.

По словам коммерческого директора компании «Каз Тур» Салтанат Омаровой, они еще в 2007 году запланировали тур в Куала-Лумпур. В середине октября компания начала продажу путевок в малайзийскую столицу. Согласно программе тура казахстанские туристы должны вылететь из Бангкока в Куала-Лумпур рейсом Malaysian Airlines, стыкующимся с рейсом Air Astana.

«На сегодняшний день мы продали 75 мест, – продолжает г-жа Омарова, – остальные 25 мест находятся в свободной продаже. Так как программа была сформирована давно, то сейчас у нас возникли небольшие проблемы с продажей оставшихся мест, в связи с недавно произошедшими событиями в Бангкоке. Но мы делаем все возможное, чтобы билеты реализовать».

Сплошное неравноправие

Казахстанские туркомпании возмутились, что два рейса Air Astana практически монополизированы GM Travel House и казахстанской «Каз Тур». «Национальный перевозчик всегда заявлял, что в пиковые периоды (когда казахстанцы летят отдыхать за границу и по большим праздникам. – «ЭК») не будет практиковать на рынке ни выставление блок-мест, ни групповые тарифы. По сути, и то и другое означает одно и то же – бронирование определенного количества мест на борту самолета», – говорит директор туристической компании Bell Company Диляра Даулбаева. По ее мнению, Air Astana должна была предложить места на своих рейсах всем туроператорам, а не одной лишь GM Travel House.

Позицию г-жи Даулбаевой поддержали коллеги из других компаний. Представитель «Гульнар Тур» считает, что национальный перевозчик фактически ограничил доступ к своему турпродукту другим казахстанским туроператорам. В результате казахстанские туристические компании теряют свои доходы, которые они могли бы получить, будь направление на Бангкок свободным.

Национальный перевозчик фактически ограничил доступ к своему турпродукту другим казахстанским туроператорам

Участники рынка объясняют, что подняли шум из-за двух рейсов, поскольку именно они являются самыми востребованными у туристов. С другой стороны, они опасаются, что ситуация может повториться и в дальнейшем. «От действий Air Astana пострадали не только туроператоры, но и рядовые потребители, – заявляет директор туристической компании Amari tour Мухаббат Ахметова. – Почему? Поясняю: у нас есть национальный перевозчик, реализующий билеты на свои самолеты по установленным им же правилам. В период между 2004 годом и по настоящее время компания вела политику предоставления равного доступа к своим продуктам, не отдавая приоритета ни одной отдельно взятой туркомпании или агентству. Сегодня этот принцип нарушен».

«Во время рабочих встреч Казахстанской туристской организации (КТА) с вице-президентом по маркетингу и продажам Air Astana Ашендра Лианаге была обсуждена эта проблема, – продолжает г-жа Ахметова. – Представитель авиакомпании убеждал нас в том, что данные авиарейсы являются пробными на Малайзию с целью протестировать страну как туристское направление. Однако непонятно, причем тут Малайзия и отдых в Таиланде. Ведь места изъяты только до Бангкока и только в самый «горячий» сезон».

Теоретически билеты на спорный рейс туркомпании могут приобрести самостоятельно – просто не блоком, а по отдельности. Сегодня в системе электронного бронирования билеты по направлению Алматы–Бангкок–Алматы на 29 декабря реализуются по цене выше 200 тыс. тенге. Но участники туристического рынка не хотят платить такие деньги – ведь тот же «Каз Тур», по словам г-жи Омаровой, продает билеты в столицу Таиланда и обратно за 169 тыс. тенге.

Далекое эхо Бангкока

В «Каз Туре» утверждают, что практика применения групповых тарифов существует в Air Astana «уже пять лет, и до сих пор никто на нее не жаловался». «Кроме этого, – свидетельствует г-жа Омарова, – такая практика широко применяется в любой авиакомпании мира». В туркомпании считают, что никакого сговора или попытки монополизации рынка тут нет – Air Astana было выгодно продать билеты по групповому тарифу, «Каз Туру» же такие сделки позволяют планировать свой бизнес на перспективу. К примеру, по направлению в Египет «Каз Тур» работает с египетской авиакомпанией Coral Blue, которая предоставляет экономичный самолет Airbus 319 вместимостью 152 места. Пока туроператору выгодно летать в Египет самолетами Coral Blue, она будет это делать и в дальнейшем. «Если завтра Air Astana сможет поставить на эту линию свои самолеты, – уверены в «Каз Туре», – мы с удовольствием будем отправлять туристов лайнерами отечественной компании».

Директор по связям с общественностью Air Astana Белла Тормышева подтвердила факт обращения в авиакомпанию GM Travel House еще в сентябре текущего года. «Это нормальная практика, – продолжает она, – и любые другие турагентства могут обратиться к нам с подобным запросом. Причем решение по предоставлению группового тарифа мы принимаем исходя из данных по загруженности рейса». Но при этом г-жа Тормышева утверждает, что блок-мест малайзийцам не предоставляли: «Наша компания такую практику не применяет, ибо она создает неравные условия для туроператоров на рынке», – заявила она.

Как утверждают в авиакомпании, к ним действительно обращались туроператоры по вопросу блок-мест, но они им отказали. По групповому же тарифу в то время, когда обратились другие компании, все билеты были уже раскуплены.

По данным «Эксперта Казахстан», косвенной причиной конфликта стали недавние волнения в Таиланде – напомним, что в конце ноября тайская оппозиция заблокировала на неделю главные аэропорты страны, добиваясь отставки правительства. Из-за этого был отменен ряд чартерных рейсов из Казахстана в Таиланд, и спрос на авиабилеты на регулярные рейсы в Бангкок резко возрос. Несмотря на то что ни одна из сторон конфликта не вышла за пределы правового поля, случившееся свидетельствует о том, что любые действия участников рынка, ставящие одних игроков в привилегированное положение по сравнению с другими, вызовут очень болезненную реакцию в деловом сообществе. Слишком тесен сегодня туристический рынок, слишком высока на нем конкуренция.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее