Слон в тайской лавке

Конфликт между туркомпаниями и авиаперевозчиком Air Astana свидетельствует об обострении конкурентной борьбы на туристическом рынке

Слон в тайской лавке

6 декабря в казахстанские СМИ пришла рассылка с официальным письмом Форума предпринимателей Казахстана (ФПК) за подписью исполнительного директора этой организации Мунаввары Палташевой. В нем национальный перевозчик Air Astana обвинялся в отказе в предоставлении блок-мест (это места, которые авиакомпания выделяет заказчикам на каждом из своих рейсов по какому-то определенному направлению в определенное время года, в отличие от него групповой тариф – одноразовая акция. – «ЭК») ряду крупных туроператоров на рейс Алматы–Бангкок в пользу единственного оператора – малайзийской компании GM Travel House. По мнению ФПК, в результате был создан прецедент, позволяющий только одной компании продавать авиабилеты, создавая искусственный дефицит на рынке. В перспективе это может привести к переделу туристического рынка – ведь местные компании оказались в неравных условиях по сравнению со своим зарубежным конкурентом.

Суть да дело

Регулярные рейсы до Бангкока осуществляются компанией Air Astana четыре раза в неделю по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям на самолетах В-767 вместимостью 220 человек. Билеты реализуются посредством системы электронного бронирования в системе «Амадеус» и онлайн-бронирования на сайте авиакомпании.

Кроме Air Astana в направлении Бангкока работают «Туркменские авиалинии» (регулярный рейс, пересадка в Ашгабаде), «Узбекистон хаво йуллари» (регулярный рейс, пересадка в Ташкенте) и чартерный рейс авиакомпании «СкайБас» (посадка для дозаправки, рейс до Утапао).

Еще в сентябре малайзийская компания GM Travel House обратилась с запросом в авиакомпанию Air Astana с групповой заявкой на 100 мест на двух регулярных рейсах, с вылетом и возвращением туристов по маршруту Алматы–Бангкок 29 декабря 2008 года и 9 января 2009-го, а также 5 января и 14 января 2009 года. А 1 октября 2008-го малайзийцы заключили соглашение с казахстанской «Каз Тур», согласно которому последняя получила право выкупа брони и ее заполнения. Предполагалось отправить 50 человек по направлению Алматы–Бангкок–Алматы, остальные 50 мест предназначались для туристов, следующих по направлению Алматы–Бангкок–Куала-Лумпур–Бангкок–Алматы.

По словам коммерческого директора компании «Каз Тур» Салтанат Омаровой, они еще в 2007 году запланировали тур в Куала-Лумпур. В середине октября компания начала продажу путевок в малайзийскую столицу. Согласно программе тура казахстанские туристы должны вылететь из Бангкока в Куала-Лумпур рейсом Malaysian Airlines, стыкующимся с рейсом Air Astana.

«На сегодняшний день мы продали 75 мест, – продолжает г-жа Омарова, – остальные 25 мест находятся в свободной продаже. Так как программа была сформирована давно, то сейчас у нас возникли небольшие проблемы с продажей оставшихся мест, в связи с недавно произошедшими событиями в Бангкоке. Но мы делаем все возможное, чтобы билеты реализовать».

Сплошное неравноправие

Казахстанские туркомпании возмутились, что два рейса Air Astana практически монополизированы GM Travel House и казахстанской «Каз Тур». «Национальный перевозчик всегда заявлял, что в пиковые периоды (когда казахстанцы летят отдыхать за границу и по большим праздникам. – «ЭК») не будет практиковать на рынке ни выставление блок-мест, ни групповые тарифы. По сути, и то и другое означает одно и то же – бронирование определенного количества мест на борту самолета», – говорит директор туристической компании Bell Company Диляра Даулбаева. По ее мнению, Air Astana должна была предложить места на своих рейсах всем туроператорам, а не одной лишь GM Travel House.

Позицию г-жи Даулбаевой поддержали коллеги из других компаний. Представитель «Гульнар Тур» считает, что национальный перевозчик фактически ограничил доступ к своему турпродукту другим казахстанским туроператорам. В результате казахстанские туристические компании теряют свои доходы, которые они могли бы получить, будь направление на Бангкок свободным.

Национальный перевозчик фактически ограничил доступ к своему турпродукту другим казахстанским туроператорам

Участники рынка объясняют, что подняли шум из-за двух рейсов, поскольку именно они являются самыми востребованными у туристов. С другой стороны, они опасаются, что ситуация может повториться и в дальнейшем. «От действий Air Astana пострадали не только туроператоры, но и рядовые потребители, – заявляет директор туристической компании Amari tour Мухаббат Ахметова. – Почему? Поясняю: у нас есть национальный перевозчик, реализующий билеты на свои самолеты по установленным им же правилам. В период между 2004 годом и по настоящее время компания вела политику предоставления равного доступа к своим продуктам, не отдавая приоритета ни одной отдельно взятой туркомпании или агентству. Сегодня этот принцип нарушен».

«Во время рабочих встреч Казахстанской туристской организации (КТА) с вице-президентом по маркетингу и продажам Air Astana Ашендра Лианаге была обсуждена эта проблема, – продолжает г-жа Ахметова. – Представитель авиакомпании убеждал нас в том, что данные авиарейсы являются пробными на Малайзию с целью протестировать страну как туристское направление. Однако непонятно, причем тут Малайзия и отдых в Таиланде. Ведь места изъяты только до Бангкока и только в самый «горячий» сезон».

Теоретически билеты на спорный рейс туркомпании могут приобрести самостоятельно – просто не блоком, а по отдельности. Сегодня в системе электронного бронирования билеты по направлению Алматы–Бангкок–Алматы на 29 декабря реализуются по цене выше 200 тыс. тенге. Но участники туристического рынка не хотят платить такие деньги – ведь тот же «Каз Тур», по словам г-жи Омаровой, продает билеты в столицу Таиланда и обратно за 169 тыс. тенге.

Далекое эхо Бангкока

В «Каз Туре» утверждают, что практика применения групповых тарифов существует в Air Astana «уже пять лет, и до сих пор никто на нее не жаловался». «Кроме этого, – свидетельствует г-жа Омарова, – такая практика широко применяется в любой авиакомпании мира». В туркомпании считают, что никакого сговора или попытки монополизации рынка тут нет – Air Astana было выгодно продать билеты по групповому тарифу, «Каз Туру» же такие сделки позволяют планировать свой бизнес на перспективу. К примеру, по направлению в Египет «Каз Тур» работает с египетской авиакомпанией Coral Blue, которая предоставляет экономичный самолет Airbus 319 вместимостью 152 места. Пока туроператору выгодно летать в Египет самолетами Coral Blue, она будет это делать и в дальнейшем. «Если завтра Air Astana сможет поставить на эту линию свои самолеты, – уверены в «Каз Туре», – мы с удовольствием будем отправлять туристов лайнерами отечественной компании».

Директор по связям с общественностью Air Astana Белла Тормышева подтвердила факт обращения в авиакомпанию GM Travel House еще в сентябре текущего года. «Это нормальная практика, – продолжает она, – и любые другие турагентства могут обратиться к нам с подобным запросом. Причем решение по предоставлению группового тарифа мы принимаем исходя из данных по загруженности рейса». Но при этом г-жа Тормышева утверждает, что блок-мест малайзийцам не предоставляли: «Наша компания такую практику не применяет, ибо она создает неравные условия для туроператоров на рынке», – заявила она.

Как утверждают в авиакомпании, к ним действительно обращались туроператоры по вопросу блок-мест, но они им отказали. По групповому же тарифу в то время, когда обратились другие компании, все билеты были уже раскуплены.

По данным «Эксперта Казахстан», косвенной причиной конфликта стали недавние волнения в Таиланде – напомним, что в конце ноября тайская оппозиция заблокировала на неделю главные аэропорты страны, добиваясь отставки правительства. Из-за этого был отменен ряд чартерных рейсов из Казахстана в Таиланд, и спрос на авиабилеты на регулярные рейсы в Бангкок резко возрос. Несмотря на то что ни одна из сторон конфликта не вышла за пределы правового поля, случившееся свидетельствует о том, что любые действия участников рынка, ставящие одних игроков в привилегированное положение по сравнению с другими, вызовут очень болезненную реакцию в деловом сообществе. Слишком тесен сегодня туристический рынок, слишком высока на нем конкуренция.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности