Международный спонсор плюрализма

Эффективность управления государством прямо зависит от состояния национального диалога, убежден резидент-координатор системы ООН/постоянный представитель Программы развития ООН (ПРООН) в Казахстане Шу Хаолянь.

Международный спонсор плюрализма

– Господин Шу, ваша организация продвигает программу национального диалога. Но в нашей стране царят мир и социальная стабильность. Зачем же нужна подобная программа?

– Хороший вопрос. Для того чтобы страна развивалась эффективно, нужен национальный консенсус относительно приоритетов развития. Да, у вас в Казахстане очень ясно определены направления развития страны, прежде всего в программе «Казахстан-2030». Одна из них – построение демократического общества. В Казахстане существуют различные политические партии, и все они хотят, чтобы их голос был слышен. Я думаю, что этот факт не может игнорировать никто из тех, кто имеет дело с политическим процессом.

Конечно, мы знаем, что «Нур Отан» – очень сильная партия, она пользуется очень широкой поддержкой по всей стране, причем со стороны не только населения, но и правящей элиты. Сейчас она полностью контролирует парламент. В результате одна решает вопросы, связанные с выбором направлений и приоритетов развития страны. И мы знаем, что партии, не вошедшие в парламент, имеют свой, отличный от нуротановского, взгляд. Они хотят быть услышанными.

Я думаю, что надо искать какой-то выход из этой ситуации. Что-то надо делать для того, чтобы мнение тех партий, которые не представлены в парламенте, было услышано. Какие форумы, дискуссионные и диалоговые площадки нужны для этого? Вот тот вопрос, который мы пытаемся решить, когда работаем в Казахстане с нашими партнерами.

– Да, такая проблема действительно есть. Но как ваша организация может помочь в ее решении?

– Безусловно, ПРООН не является непосредственным участником процесса поиска национального консенсуса. Мы не можем открыть или навязать диалог, мы лишь помогаем его поддерживать. И если наша поддержка окажется полезной в организации такого диалога, будем счастливы.

Недавние изменения в законодательство о СМИ, партиях и выборах, которые были предложены правительством Казахстана, я считаю проявлением стремления к налаживанию общенационального диалога. Конечно, можно задать вопрос о том, насколько эффективен этот процесс. Но здесь все в руках его непосредственных участников, то есть казахстанской стороны. Мы лишь поощряем его и оказываем содействие.

– А как на практике казахстанские участники – партии, НПО или какие-то другие институты – могут воспользоваться вашей помощью?

– Я считаю, что сильные стороны ПРООН – это нейтральность, объективность, беспристрастность. Мы – международная структура, поэтому также можем предложить Казахстану опыт, который был получен в других странах в ходе подобных процессов национального диалога. В частности, мы предлагаем рассмотреть опыт развития парламентаризма в ряде европейских стран, например в Австрии и Польше, взглянуть, как решался вопрос межпартийного диалога в этих странах.

При этом не даем советов и рекомендаций относительно того, что Казахстан должен делать и как должны вести себя казахстанские партии. Просто даем возможность нашим казахстанским партнерам познакомиться с опытом других стран, оказавшихся в сходной ситуации. И приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные стороны. Не все партии принимают наше приглашение. Но многие, включая и правящую партию, а также ряд НПО включились в этот процесс. Кстати, этот процесс содействия национальному диалогу поддерживается также и ОБСЕ, не только нами.

– Вы, наверное, знаете, что в последние годы государственная власть повсюду видит призрак «цветной революции» и с подозрением относится к деятельности практически любых иностранных организаций, работающих с оппозиционными партиями. Какие у вас в связи с этим отношения с казахстанским правительством и правящей партией?

– Ну, во-первых, ООН – это организация, состоящая из государств-членов, и Казахстан – один из них. И мы, являясь организацией системы ООН, работаем у вас по приглашению вашего правительства. Все наши программы одобрены казахстанским правительством. Ведь мы содействуем развитию страны, а не препятствуем ему.

Во-вторых, ООН уделяет все больше внимания сотрудничеству не только с правительствами, но и институтами гражданского общества, частным сектором, неправительственными организациями, поскольку они вносят огромный вклад в развитие своих стран. Мы тоже сотрудничаем с ними, и делаем это с согласия казахстанского правительства.

Конечно, для того чтобы наша работа по содействию диалогу была эффективной, мы должны работать со всеми сторонами, должны пользоваться доверием всех участников. Поэтому работаем не только с правящей партией, что, разумеется, абсолютно необходимо и естественно, но также стараемся привлечь как можно больше участников из числа тех, кто заинтересован в развитии диалога и может внести реальный вклад в обсуждение и подготовку принятия решений по важным для казахстанского общества вопросам. И я не думаю, что у вашего правительства есть какие-то подозрения, что мы поддерживаем «цветные революции».

– Сегодня горячая тема во всех странах – это мировой кризис, экономические проблемы. В этих условиях тема национального диалога для Казахстана по-прежнему актуальна или же стоит сосредоточиться на экономике?

– В условиях нарастающих экономических проблем национальный диалог еще более важен и нужен, чем в благополучные времена. Если общество расколото по вопросу о том, что следует делать, каким курсом двигаться, то много сил уходит просто на то, чтобы как-то преодолевать имеющиеся разногласия, следовательно, меньше времени и сил остается на решение самих проблем, стоящих перед экономикой. Я уверен, что сегодня эффективный диалог еще важнее, чем прежде.

– Какой вы видите роль парламента в политической жизни Казахстана в целом и в поиске национального консенсуса в частности?

– Разумеется, парламент очень важный политический институт, что отражено и в Конституции Казахстана. Прежде всего это законодательный орган. Он также участвует в формировании правительства. Поправки, которые сделают парламент как минимум двухпартийным при любом исходе выборов, придадут динамизма его работе, сделают его местом дебатов и дискуссий.

Но я думаю, что можно повышать эффективность работы парламента еще в одной сфере. Сегодня почти все законопроекты разрабатываются в правительстве, а парламент с законодательной инициативой не выступает. Уверен, что парламент, депутаты которого чаще и ближе общаются с народом, способен на это. Его работа не должна сводиться к рассмотрению и обсуждению законопроектов, вносимых правительством.

Другая сфера, где парламент мог бы, мне кажется, повысить свою роль – это мониторинг выполнения законов. Хорош закон или плох, справляется ли он с той ролью, которая ему предназначалась, дает ли он те результаты, которых от него ждали, можно выяснить лишь в процессе наблюдения за правоприменительной практикой.

– Но для того чтобы выступать с законодательной инициативой и заниматься анализом эффективности принятых законов, депутатам нужна сильная интеллектуальная и техническая поддержка, которой они сегодня не имеют…

– Да, вы правы. Повышение возможностей и профессионализации парламента – важный вопрос. В парламентах работают две группы людей. Первая представлена собственно парламентариями, то есть политическими фигурами. Они приходят и уходят в соответствии с электоральным циклом. И есть постоянный, несменяемый штат профессионалов, которые обеспечивают поддержку работы депутатов.

В повышении возможностей нуждаются обе группы. Парламентарии должны после избрания иметь возможность пройти специальную подготовку, например по составлению законопроектов, по разработке законов, по законодательному процессу в целом. Они должны получить подготовку по наблюдению за исполнением законов, по анализу правоприменительной практики.

Наряду с этим необходимо все время повышать квалификацию постоянных сотрудников, чтобы они могли оказывать профессиональную, качественную помощь депутатам на всех этапах – от разработки законопроекта до мониторинга исполнения законов. Я уверен, что рано или поздно ваш парламент примет такую модель работы, поскольку она весьма эффективна.

Принятие решений по бюджету, по социальной политике, экономическим вопросам должно быть основано на возможно более полной, следовательно, максимально точной информации, которая поступает из различных источников. Чем больше альтернативных источников информации, тем ниже вероятность ошибки при принятии решения. Политический диалог – это фактически одно из важных условий эффективного управления государством.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?