Французский брат по имени Мерин

Французский брат по имени Мерин

«Враг государства №1» – блокбастер про национального героя, которым, следуя кинематографической традиции развлекательного кино, должен быть не кто иной, как гангстер. Фильм снят по автобиографической книге «Смертельный инстинкт» преступника времен холодной войны Жака Мерина, но имеет к первоисточнику лишь отдаленное отношение. Из налетчика и гангстера 60-х кинематографический Мерин превратился в бунтаря-одиночку, представ в глазах общественного мнения как анархист-индивидуалист. С этой целью он начал активно сотрудничать со СМИ и писать книгу. В 1979 году его в машине расстреляли полицейские, почти в центре Парижа. Вокруг его личности возникло много слухов. Мерин фактически превратился в фольклор и стал легендой Франции. И хотя сам Мерин писал, что в преступном мире нет героев, а есть только люди, преступающие закон, без романтизации преступной жизни в фильме Жана-Франсуа Рише не обошлось. Он открыто симпатизирует своему герою и делает из него почти Робин Гуда, грабящего богатых и следующего своему кодексу чести. Выбор темы и подход режиссера нисколько не удивляют. Это вполне закономерно и логично – ведь Жан-Франсуа Рише три года назад снял боевик «Нападение на 13-й участок».

Во «Враге государства» роль звездного налетчика исполнил знаменитый французский актер Венсан Кассель. Крестного папашу будущей легенды преступного мира сыграл стареющий патрон Жерар Депардье.В фильме присутствует попытка стилизовать его под 60–70-е годы. Но жанр фильма и желание режиссера сделать историю зрелищной разрушают эту атмосферу. Судьба героя связывается в фильме с историческими событиями времен Шарля де Голля, когда экстремистские настроения владели даже передовыми западными странами. Кстати, в происходящем на экране можно услышать отголоски и дня сегодняшнего. И дело даже не в следовании биографическим фактам из жизни реального Мерина, было это в действительности или не было. Все дело в том, как расставить акценты. В начале фильма герой воюет в Алжире, где убивает араба, борющегося за независимость своей страны. Потом вступается за проститутку, преследуя араба уже во Франции. Победив араба на родине, едет в Канаду, где превращается в рупор свободы и избавителя добропорядочных жителей Квебека, сопротивляющихся натиску злобной Америки. В интерпретации Рише Жак Мерин выглядит противоречивым персонажем, в котором плохо уживаются жестокость с нежной любовью к женщинам, героизм с бандитизмом. Чтобы вызвать симпатию у зрителей, режиссер украшает злодея благими деяниями в виде защиты проституток от их сутенеров, честно выполненной работы, стремления к семейной идиллии. Все эти издержки массового кинематографа не раскрывают личность загадочного преступника и бунтовщика. Получается, что Жак Мерин был не только плохим, но и лишенным жизненных смыслов человеком, который если и произносил патетические слова «свобода или смерть», то исключительно из корыстных побуждений.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?