Копированию не подлежит

Процесс, выигранный фирмой Apple Inc. в китайском суде, показывает, что власти Поднебесной настроены на решительную борьбу с незаконным использованием торговых марок

Копированию не подлежит

Сразу несколько громких судебных дел, связанных с нарушением прав на интеллектуальную собственность в Китае, попали на мировые новостные ленты в декабре. Французская компания Societe BIC (выпускает ручки BIC) подала в суд на китайскую компанию Uganda Kampala Sanzhou International, которая планировала продавать ручки, аналогичные по дизайну BIC, в Уганде. Гарвардский университет успешно повел судебное наступление на китайскую компанию Megee, выпускающую водонагревательное оборудование с логотипом университета. Но самое большое внимание мировых СМИ привлек финал тяжбы Apple Inc. против New Apple Concept Digital Technology Co., закончившейся победой американцев. Причем дело было рассмотрено народным судом города Шэньян (провинция Ляонин) в рекордно короткие сроки, а сумма, которую судья обязал ответчика выплатить, – 58 тыс. долларов – хотя относительно невелика, все же является одним из самых крупных штрафов, полученных западной компанией за незаконное использование торговой марки.

Вкус Apple

Нарушение авторского права китайскими производителями товаров народного потребления – в частности, широкое использование торговых марок и брендов известных международных компаний – многими воспринимается как неизбежное зло.

Популярность бренда и символики Apple Inc. не могла не стать искушением для многочисленных китайских компаний, занимающихся электронными технологиями и программным обеспечением. Одна из них – шэньчжэньская фирма New Apple Concept Digital Technology Co, производящая периферийное оборудование для компьютеров (клавиатуры, мышки, звуковые колонки, веб-камеры), а также цифровые проигрыватели и фотокамеры. Сегодня, по некоторым источникам, годовой оборот компании составляет около 150 млн долларов. Как сообщает веб-сайт китайской компании: «Целый ряд наших продуктов завоевал международное признание благодаря модному дизайну, отличным техническим характеристикам и надежной службе технической поддержки». Одна из неотъемлемых составляющих внешнего облика продукции китайской компании – ее логотип. Это надкушенное с одной стороны черное яблоко, от черенка которого отходят два крылышка. Напомним, что у Apple Inc. – также надкушенное яблоко, только зеленое и с одним крылышком.

Логотип шэньчжэньской фирмы попал в поле зрения юристов американского «Яблока» еще в 2006 году. С сентября по ноябрь Apple Inc. трижды просила своих китайских однофамильцев прекратить незаконную практику использования логотипа. Не добившись успеха в уговорах, американцы в апреле 2008-го подали иск в суд, обвиняя New Apple в незаконном использовании торговой марки и нечестной конкуренции, а также требуя взыскать с ответчика 500 тыс. юаней (свыше 70 тыс. долларов) компенсации. Спустя полгода третейский суд согласился с доводами Apple Inc. и вынес в отношении китайской стороны два предписания. Первое – прекратить практику незаконного использования «яблочного» логотипа, и второе – выплатить компенсацию в 400 тыс. юаней (около 58 тыс. долларов). Сумму компенсации в полмиллиона суд счел чрезмерной.

В итоге New Apple разработала новый логотип, в котором от яблока остался только стилизованный лист. Руководство компании поспешило заявить, что только в том случае, если фирма будет неукоснительно следовать международным стандартам ведения бизнеса и правилам конкуренции, она сможет превратиться в отраслевого лидера. «Для того, чтобы успешно развиваться на рынке, мы обязаны как можно быстрее исправлять неудачные решения, практики и привычки в сфере управления производства и маркетинга нашей продукции», – считают теперь в New Apple.

И вечный бой

Комментируя судебную победу Apple Inc., эксперты напоминают, что это не первая тяжба компании в Китае с местными производителями. Четыре года назад Apple не смогла добиться расширения применения запрета на использование своего логотипа на другие, помимо электроники, категории товаров народного потребления. Компания Guangdong Apples, производящая одежду, зарегистрировала в 1998 году логотип, очень похожий на каноническое яблоко фирмы Apple. В апреле 2000-го американская компания обратилась в комитет по регистрации торговых марок при Государственной администрации промышленности и торговли КНР (ГАПТ) с просьбой запретить Guangdong Apples использование лого на своих изделиях. Комитету потребовалось три года для вынесения решения. Специалисты комитета посчитали, что производство одежды не пересекается с производством компьютеров ни в области технологических процессов, ни в стратегии продаж, ни в целевых группах потребителей и, следовательно, то сходство, которое присутствует в логотипах, не является достаточным основанием для наложения запрета.

Сети кофеен Starbucks потребовалось более двух лет – с декабря 2003-го по январь 2006-го, чтобы отстоять право (а также получить компенсацию в 500 тыс. юаней, или 73,5 тыс. долларов) на свою торговую марку и название, которые незаконно использовала шанхайская сеть кофеен Xingbake Coffee Shop.

В 2007 году дела начали разбираться быстрее: всего пять месяцев понадобилось, чтобы запретить фирме Qing Guang использовать на своей продукции лого Adidas и выплатить пострадавшей стороне 300 тыс. юаней (48 тыс. долларов). Летом прошлого года успешно завершилось и длившееся около года дело датского производителя нагревательного оборудования Danfoss против небольшой китайской компании, выпускавшей в провинции Шандунь сходную продукцию под абсолютно идентичной торговой маркой. Ей запрещено использовать лого Danfoss на всей продукции, связанной с электрическим и нагревательным оборудованием. Кроме того, фирма обязана закрыть веб-сайт danfosi.com, опубликовать публичное извинение в газете Legal Daily, а также выплатить датчанам 150 тыс. юаней (22 тыс. долларов) компенсации за причиненный ущерб.

По мнению экспертов, власти КНР активизировали свои усилия в сфере защиты интеллектуальных прав накануне летней Пекинской Олимпиады. В течение первой половины 2008 года, по данным ГАПТ КНР, им было проведено свыше 20 тыс. расследований в отношении нарушения законодательства по использованию торговых марок, это более чем на 10% превышает прошлогодние показатели. Из них 16630 расследований касалось исключительно местных производителей, а в 4415 делах в качестве истцов выступали зарубежные компании. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года количество дел о незаконном использовании китайских торговых марок выросло почти на 8%, а количество дел с иностранными фигурантами – на четверть. Общая сумма штрафов и компенсаций достигла 175 млн юаней (26 млн долларов), что на 9% выше прошлогодней суммы. 50 дел, по которым проходят 53 обвиняемых, было передано управлением в судебные инстанции, и по ним заведены уголовные дела.

Усилить нажим

Олимпиада прошла, и как теперь будут идти судебные процессы, не останется ли дело Apple одним из немногих исключений из правил, пока неизвестно. Ведь, по мнению наблюдателей, законодательство по защите авторских прав в КНР в целом по-прежнему остается очень неравномерным, и только в направлении защиты торговых марок был сделан наибольший прогресс. Как считает один из руководителей международного юридического агентства Harris & Moure International Attorneys Даниэль Харрис: «Неумение провести различие между различными видами интеллектуальной собственности приводит к тому, что у западных компаний складывается впечатление, что защита авторских прав в Китае обеспечивается очень плохо по всем направлениям». Но впечатление далеко от реальности. «Да, патентная система КНР запутана и полна легальных дыр. Да, защита авторских прав – особенно на DVD, CD и программное обеспечение – поставлена из рук вон плохо. Но вот защита торговых марок в общем неплоха и улучшается с каждым годом. Китайские суды, прежде всего в крупных индустриальных центрах, последовательны в отстаивании прав владельцев торговых марок и настойчиво добиваются воплощения в жизнь своих решений», – убежден Харрис, чья фирма специализируется на оказании юридических услуг иностранным компаниям в Китае.

Вступление Китая во Всемирную торговую организацию в 2001 году заставило правительство страны активизировать усилия в сфере защиты интеллектуальной собственности. По признанию экспертов, китайскими властями в этом направлении было сделано очень много. Но, как показала Олимпиада-2008 в Пекине, когда правительство КНР было вынуждено пойти на жесткие меры с целью предотвращения подделок товаров с официальной олимпийской символикой и ограничения торговли пиратской продукцией на улицах китайской столицы, «цивилизаторский» процесс в этом направлении сделал только самые первые шаги.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом