Бюджетные пилюли

Передача больницам и поликлиникам права самостоятельно закупать лекарственные средства может спровоцировать рост коррупции

Бюджетные пилюли

Вначале декабря новый министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев на заседании коллегии Мин-здрава заявил, что с первого января 2009 года список жизненно важных препаратов будет отменен (соответствующий приказ пока не подписан). В этот список входят препараты, закуп которых проводится на бюджетные средства после проведения тендеров. Больницы и поликлиники не могут на госсредства закупать не вошедшие в список лекарства. Г-н Доскалиев отметил, что сам вводил эту систему гособеспечения лекарствами в бытность свою главой Минздрава (руководил ведомством в 2001–2004 гг.) и сейчас хочет исправить ее недостатки. «В этой процедуре кроме коррупции ничего нет», – заявил он. Кроме того, «сейчас до 70% выделенных государством <на нужды медучреждений> средств уходит на лекарственное обеспечение, остается очень мало на выплату заработной платы». По данным консалтинговой компании Viortis, за девять месяцев текущего года объем государственных закупок составил 430 млн долларов, или 47% от общего рынка медикаментов.

Сам себе голова

Президент ассоциации «ФармМедИндустрия Казахстана» Серик Султанов поддерживает отмену списка: «Так как закупка этих лекарств проводилась на бюджетные средства, попасть в список стало престижно и прибыльно. Другими словами, список стал предметом для коррупции». «В список иногда не попадали необходимые больному лекарства. И часть затрат больница перекладывала на родственников, а по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи это категорически запрещается», – пожаловался на условиях анонимности сотрудник одного из областных департаментов здравоохранения.

Министр здравоохранения предложил ввести формуляр лекарственных средств для каждой больницы и поликлиники. Администрация больницы самостоятельно сможет решать, закупку каких препаратов проводить. Сторонники нововведения считают, что это расширит доступ населения к лекарственным средствам. Теперь в каждой больнице будет составляться лекарственный формуляр, базирующийся на перечне зарегистрированных в РК лекарственных препаратах и на протоколах диагностики лечения. Протоколы – это разработки научно-исследовательских институтов, стандарт или минимум диагностических процедур. В этих списках за основу берется химическая формула, а не патентованное название препарата. Например, оригинальный английский препарат может стоить две тысячи, а препарат с такой же формулой, но индийского производства, так называемый генерик – в несколько раз меньше. При осуществлении госзакупок во главу угла ставится стоимость препарата. Для тяжелобольных можно закупить высокоэффективные препараты, а для других – генерики. Это будут решать сами больницы. В Минздраве полагают, что отмена списка расширит ассортимент препаратов и сократит расходную часть на лекарственные средства.

Единый оператор без единого списка

Как больницы и поликлиники будут закупать лекарства по собственным формулярам для стационарного лечения и будут ли отменены тендеры, пока неясно. Зато известно, что с будущего года тендеры будут проводиться управлениями здравоохранения для амбулаторного лечения. Кроме того, предполагается,что с середины следующего года стационарное обеспечение по 30 наименованиям медпрепаратов, определенным Минздравом, будет осуществляться единым оператором. «Цены на одни и те же препараты в Алматы и Усть-Каменогорске могут отличаться в несколько раз. Для установления единой цены доставку лекарств государственным учреждениям будет брать на себя единый дистрибьютор или единый оператор, и все лекарственные средства будут покупаться, минуя посредников, у производителей, как у отечественных, так и иностранных», – рассказал г-н Султанов.

Вопрос о едином операторе обсуждался в медицинских и фармацевтических кругах давно. Безусловными трудностями для функционирования единого оператора станут большие расстояния между медцентрами в одной области, число которых иногда переваливает за несколько сотен. Сможет ли оператор выстроить логистику и наладить оперативную поставку, пока остается под вопросом. Транспортировка будет осуществляться при помощи железнодорожных, автомобильных и авиаперевозок. В связи с этим возникают опасения сбоя в сроках доставки. А для некоторой категории больных промедление критично. Кроме того, для функционирования единого оператора необходима инфраструктура – складские помещения.

А покупатели кто?

Если вопрос о едином операторе рассматривался давно, то заявление министра об отмене списка жизненно важных препаратов стало новостью. Некоторые эксперты, соглашаясь с утверждением, что список породил коррупцию, отмечают, что введение собственных формуляров для каждой больницы и поликлиники также чревато возникновением коррупции. «Коррупция будет на уровне поликлиник и на уровне больниц. Потому что вопрос встанет лишь в том, кто больше даст. Если во главе клиники или больницы стоит грамотный и честный человек, значит, там будет закуплено то, что нужно. А если неграмотный? Мы недавно провели круглый стол, где говорили о ситуации в регионах, и такие примеры безграмотности приводились, что волосы дыбом вставали. Так вот, если такой безграмотный чиновник будет во главе больницы, то мы не получим того, что нужно людям. Если во главе будет стоять грамотный, но коррумпированный чиновник, то мы опять получим не то, что нужно людям, а то, за что хорошо заплатят этому чиновнику», – считает президент Диабетической ассоциации РК Наталья Тукалевская. По ее мнению, без строгого общественного контроля системы закупок (единый список лекарств позволял осуществлять такой контроль) новый механизм обеспечения лекарствами вновь может породить коррупцию.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики