Рамки без содержания

В начале декабря в Казахстане впервые был принят закон о социальных услугах. По мнению представителей НПО, многие ключевые положения, без которых невозможно решить проблемы уязвимых слоев населения, остались в нем непрописанными

Рамки без содержания

Нельзя сказать, чтобы работа над проектом закона «О специальных социальных услугах» протекала бесконфликтно. Как рассказала «Эксперту Казахстан» президент Ассоциации социальных работников, инвалидов и волонтеров Гульнур Хакимжанова (член рабочей группы, готовившей законопроект), в процессе подготовки документа из него исчез ряд важных положений. Поэтому в минувшем октябре несколько неправительственных организаций (НПО) направили в Комитет по социально-культурному развитию в законопроектную группу мажилиса в сенат открытое обращение, в котором изложены видение и предложения по законопроекту.

В сенате прислушались к мнению критиков и вернули закон с поправками в мажилис, мажилисмены тоже не стали спорить с предложениями общественности. Как сообщила член комитета мажилиса по социально-культурному развитию Светлана Ферхо, сенаторы конкретизировали заголовок и содержание законопроекта в части предоставления специальных социальных услуг, уточнили компетенцию уполномоченных органов в сфере их предоставления и утверждения стандартов, квалификационные требования и порядок аттестации социальных работников. Кроме того, был детализирован механизм предоставления специальных социальных услуг, оценки и определения потребности в таких услугах. Тем не менее, как считает президент занимающегося проблемами социально незащищенных слоев населения общественного фонда «Аман-Саулык» Бахыт Туменова, за бортом осталось самое главное – перечень видов и стандартов социальных услуг, гарантируемых государством.

Координация и информация

Положение дел в сфере социальных услуг в нашей стране блестящим не назовешь. Не хватает профессионалов с начальным, средним и высшим образованием по специальности «социальная работа». Низок статус и престиж профессии. Отсутствует система повышения квалификации, специализации и переподготовки социальных работников. В ведомствах работают чиновники без базового образования по социальной работе, они не имеют опыта работы со всеми категориями населения, перечисленными в законе. Например, Минтруда и соцзащиты в основном работает с инвалидами, безработными и пенсионерами. О других категориях и как с ними работать, там имеют слабое представление.

В Казахстане отсутствует единая база данных о потребителях соцуслуг, льготниках. «Например, потребитель соцуслуг как участник трудового фронта имеет право на получение льготных лекарств, он также может являться и чернобыльцем. Но льгота дается только один раз. Планирование льгот четко не проработано: один человек как льготник может проходить по разным категориям, – поясняет Бахыт Туменова. – Отсутствие единой информационной базы данных о потребителях соцуслуг и их особых социальных потребностях может стать препятствием к планированию и мониторингу бюджетных программ, к введению монетизации. Электронный регистр получателей соцуслуг будет способствовать правильному учету и планированию бюджетных денег. Иначе введение монетизации может столкнуться с тем, что денег может не хватить. Как это, например, случилось в России».

Без конкретики

Новый закон должен создать нормативную базу для нормализации дел в социальной сфере. Он определил круг потенциальных получателей социальных услуг. В нем прописаны основные понятия, принципы и направления деятельности государства в сфере предоставления соцуслуг – в частности, он декларирует, что специальные соцуслуги могут оказывать не только госучреждения, но также НПО, частные организации.

Оценку потребностей нуждающихся в соцуслугах будут проводить соцработники, а результаты заключений передавать в органы соцзащиты, которые будут принимать решения. Также оговаривается, что специальные социальные услуги должны оказываться по стандартам, разрабатываемым соответствующими министерствами: Минобразования, Минздравоохранения, Минтруда и т. д. Там, где услуги пересекаются и носят межотраслевой характер, координировать действия ведомств должно Минтруда и соцзащиты.

Но есть и ряд минусов. В законе дана только общая классификация социальных услуг. Для соцработников данный закон не может служить опорой и руководством к деятельности. Хотя там и прописан механизм доступа к соцуслугам, но ни госструктуры, ни общественные организации пока их предоставить не смогут. Так как в законе нет описания видов и стандартов социальных услуг (содержание услуги, ее продолжительность, критерии доступа, кому она положена, каким категориям), а также правил организации услуг, на которые они должны опираться при определении того, что нужно обратившемуся к ним за помощью потенциальному потребителю услуг.

В целом, по мнению опрошенных нами экспертов, принятый закон носит скорее рамочный характер и стимулирует дальнейшую законодательную деятельность в сфере соцуслуг. Например, такой точки зрения придерживается Гульнур Хакимжанова.

Представители НПО отмечают ряд других недостатков. Так, в документе остаются слабо прописанными статьи о компетенции государственных ведомств, которые должны заниматься научно-методологическим, технологическим, кадровым обеспечением и изучением потребностей общества.

Проблема в освоении

По мнению г-жи Хакимжановой, деньги на социальные программы в стране есть, проблема заключается в их освоении: «Напрямую поступают только пенсионные деньги. Остальные осваиваются путем пресловутых, изживших себя и опороченных коррупционными скандалами государственных закупок через тендер. Например, положена человеку инвалидная коляска раз в четыре года. Государством выделяется сумма, никто не знает какая и сколько инвалидов на самом деле нуждаются в колясках. Отсутствие информации делает процесс непрозрачным и ведет к коррупции. Выигравшая организация тоже должна иметь прибыль, поэтому она приобретает коляски по самой низкой цене, оптом, однотипные.

А инвалиды все разные: один – взрослый мужчина, другой – подросток, одному нужна моющаяся, другому с дышащей поверхностью, третьему полегче, четвертому прочнее, пятому с мотором и т. д. Однако все они вынуждены получать то, что выдают. О каком качестве услуг, о каком праве выбора можно говорить? Получается, что у человека нет права выбрать ни костыли, ни гигиенические средства, ни лекарства. К сожалению, тендеры, призванные решать социальные проблемы населения адресно, усугубили ситуацию».

Как рассказала г-жа Туменова, негативную реакцию вызывали слова министра труда и соцзащиты Бердибека Сапарбаева на заседании мажилиса, на питание в домах престарелых инвалидов теперь будет закладываться от 600 до тысячи тенге в день (сейчас 400 тенге). «Кажется, это хорошо, но надо учесть, что пенсии у стариков по-прежнему маленькие, в среднем 15–20 тысяч. В период кризиса надо думать о конкретных адресатах, а не о распределении бюджетных денег по госорганизациям. Особенно в государстве, которое борется с коррупцией. Напрашивается вывод, что в первую очередь чиновники думают об откатах», – возмущается она.

Право выбора

Решением проблемы коррупции и эффективного освоения бюджета должна стать монетизация соцуслуг, когда деньги напрямую будут перечисляться на счет нуждающегося в услугах адресата. Например, инвалиду дадут банковский чек на необходимую сумму, где указана его фамилия, данные удостоверения личности, РНН, содержание услуги и гарантированная сумма. С этим чеком гражданин покупает услугу ( в нашем примере коляску), какую ему надо. Если ему хочется с мотором, он добавляет необходимую сумму и покупает с мотором. Важно и то, что монетизация стимулирует развитие рынка услуг и способствует повышению их качества. Человек имеет возможность выбрать услугу и купить ее в частной, государственной или неправительственной организации. Это его право выбора. Он купит услугу там, где ему удобнее, лучше, выгоднее. Когда потребитель начнет выбирать, появится возможность для структурного развития, конкуренции и улучшения качества соц-услуг. Будет развиваться рынок услуг. Но пока у нас работает административная модель, приоритеты которой – остаточный принцип и планирование сверху.

Переход к монетизации тормозит отсутствие перечня видов и стандартов специальных соцуслуг. Без полного перечня соцуслуг невозможно планировать бюджет. Без ГОСТа не будет госпрограммы и, соответственно, выделения средств из бюджета. Поэтому в Государственной программе реформирования и модернизации системы социальных услуг должны быть четко определены виды специальных услуг, которые будут вводиться на этапах ее реализации, считает г-жа Хакимжанова.

Снять напряжение

Прежде всего, как считает г-жа Туменова, надо было изучить потребности в соц-услугах и определиться со сроками их внедрения. Для каждой социальной категории они должны быть указаны в отдельности. Соцуслуги должны предоставляться не только в системе соцзащиты, но также в здравоохранении, образовании и других ведомствах. Надо постараться все конкретизировать. Хуже нет, когда закон не отточен и непонятен и благие намерения остаются нереализованными. Как полагает Гульнур Хакимжанова, необходимо тесное взаимодействие и целенаправленная планомерная работа всех ведомств социальной сферы, координация их деятельности по разработке подзаконной нормативной базы о специальных социальных услугах. Виды и стандарты специальных социальных услуг должны разрабатываться совместно с НПО с учетом международного опыта работы.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности