Покупай – подешевело

Пытаясь преодолеть спад на рынке торговли предметами искусства, аукционные дома пытаются раскрутить работы новых авторов и до недавнего времени маловостребованных направлений. Но пока не теряют цены только работы старых мастеров

Покупай – подешевело

В последние годы мировой арт-рынок переживал настоящий бум. Поскольку значительная часть сделок с произведениями искусства совершается в тени, частным образом, ориентирами тут являются старейшие и известнейшие аукционные дома Sotheby’s и Christie’s, контролирующие более 90% публичного мирового рынка искусства. Так, в 2006 году оба дома продали произведений искусства на 8,1 млрд долларов, причем доля Christie’s составляла 54%, а Sotheby’s – 46%. В 2007-м и тот и другой получили крупнейшие за всю историю суммы: годовой объем продаж составил 6,3 млрд долларов у Christie’s и 6,2 млрд у Sotheby’s.

Тогда же были выявлены новые приоритетные направления в продажах. Вслед за такими сегментами рынка – традиционными лидерами по продажам, как искусство импрессионизма и модерна и искусство старых мастеров, вперед выдвинулись современное и послевоенное искусство и русское искусство. В частности, русские торги 2007 года принесли Christie’s в сумме 324,9 млн долларов, что на 45% больше, чем в 2006-м, когда общая стоимость лотов, реализованных в ходе русских торгов, составляла 223,6 млн долларов.

Ожидалось, что бум продлится и в уходящем 2008-м. Но кризис внес свои коррективы.

Джентльмены предпочитают подешевле

В минувшем октябре Sotheby’s выставил на торги несколько весьма дорогостоящих лотов. Но, как сообщила пресс-служба аукционного дома, вырученная сумма оказалась заметно ниже ожидаемой. Работа Энди Уорхола «Черепа» при эстимейте в пять-семь миллионов фунтов была продана за 4,35 млн фунтов и стала самым дорогостоящим приобретением аукциона. Вторую позицию занял Герхард Рихтер – за абстракцию «Гниение» было заплачено 2,8 млн фунтов (эстимейт три-четыре миллиона фунтов). Общая сумма, вырученная от продажи работ современных художников, среди которых были Рой Лихтенштейн, Дэмиен Херст, Бэнкси, Люсьен Фрейд, составила 22 млн фунтов при ожидаемом результате в 30,6–42,8 млн фунтов.

Аукцион Christie’s послевоенного и современного искусства, прошедший в Лондоне 19 октября, представив произведения таких авторов, как Фрэнсис Бэкон, Лусиен Фрейд, Лучио Фонтана, Герхард Рихтер и Энди Уорхол, принес всего 31,9 млн фунтов – при нижней границе эстимейта 57 млн. Итоги аукциона: из 47 лотов не продали 21.

Специалисты сходятся во мнении, что всему виной завышенные цены на произведения. Нью-йоркский дилер Альберто Муграби предложил 1,85 млн фунтов за «Девять разноцветных Мэрилин» Уорхола и отказался поднимать цену до 1,9 млн, хотя нижний эстимейт составлял 2,2 млн. Аукционному дому пришлось выкупить картину самому. Муграби, чья семья обладает одной из самых больших коллекций произведений Уорхола, объяснил свое нежелание покупать работу тем, что цена, которую надеялся выручить Christie’s, совершенно не соответствует нынешнему положению дел на мировых рынках.

Около 40% предметов современного китайского искусства, выставленных на торги 4 октября аукционным домом Sotheby’s в Гонконге, и 20% лотов, выставленных 6 октября, остались невостребованными. На состоявшихся тогда же ювелирных торгах уникальный желтый бриллиант весом 102,56 карата, выставленный на торги, так и не был продан, пишет РИА «Новости». «Дело не в том, что бриллиант не стоит так дорого, дело в том, что настроение испорчено слабостью экономики», – сказал крупнейший гонконгский ювелир Амир Гад.

5 ноября в Нью-Йорке состоялись аукционы торгового дома Christie’s произведений импрессионистов и модернистов из коллекций Риты Хиллман и Элис Лоуренс. Торги принесли всего 47 млн долларов, при эстимейте в 102–149 млн.

Нью-йоркской аукцион «Современное искусство», который провел дом Sotheby’s 12 ноября, принес 125,1 млн долларов при ожидавшемся минимуме в 202,4 млн.

По сообщениям ИТАР-ТАСС, прошедшая в конце ноября в Лондоне Неделя русских торгов сделала очевидным тот факт, что мировой экономический кризис отразился негативно на продажах произведений русского искусства. Надежды организаторов торгов на то, что владельцы капитала будут вкладывать свои средства вместо акций и недвижимости в предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, так и не оправдались. По итогам трех торгов в ведущем аукционном доме Sotheby’s, на которых также были выставлены иконы и русские книги, организаторам торгов удалось продать менее половины из более 350 лотов, выручив лишь три миллиона фунтов вместо планировавшихся шести миллионов.

Дилеры сходятся во мнении, что люди продолжат покупки в галереях и на аукционах, но будут экономить и отказываться от приобретения произведений искусства по запредельным ценам.

Креативный подход

В создавшейся ситуации арт-дилеры предпринимают новые шаги в надежде вернуть капитал на рынок.

В расчете заинтересовать российских покупателей аукционный дом Sotheby’s в преддверии ноябрьских торгов в Нью-Йорке представил в Москве с 16 по 19 октября одну из самых крупных и значительных выставок, когда-либо им организованных. На ней были представлены топ-лоты предстоящего нью-йоркского аукциона – уникальные работы импрессионистов, модернистов и произведения современного искусства. В экспозицию вошли произведения Эдгара Дега, Эдварда Мунка, Пабло Пикассо, Клода Моне, Анри Матисса, Джеффа Кунса, Роя Лихтенштейна, Ричарда Принса и других художников. Самой большой сенсацией стала «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, выполненная в 1916 году, с предварительной оценкой в 60 млн долларов.

Эта работа – одно из значительнейших произведений русского авангарда ХХ века. Картина была написана в 1916-м, в том же году, когда Малевич опубликовал знаменитый «Манифест супрематизма». Полотно находилось около 50 лет в музее Стеделик в Амстердаме, и после 17-летнего спора с наследниками Малевича музей в прошлом году возвратил его. На эстимейт картины повлияло и то, что Малевич – один из самых подделываемых художников. Относительно безопасно работать с его вещами могут только очень опытные коллекционеры. Данная же работа имела 100-процентное происхождение и юридически абсолютно чиста.

В целом организаторы выставки рассчитывали собрать на предстоящих торгах 317,8–475,4 млн долларов.

3 ноября в Нью-Йорке состоялся аукцион произведений импрессионистов и модернистов Sotheby’s. Еще до аукциона стало известно, что у Sotheby’s уже есть гарантированный покупатель на картину Малевича, который обещал купить ее по цене, равной эстимейту – 60 млн долларов. Он стал единственным, кто предложил цену, больше желающих приобрести работу русского художника не нашлось. Конечно, 60 млн долларов – цена фантастическая, но, если говорить о полотнах Малевича, то она уже не кажется запредельной. Поэтому таинственного покупателя можно поздравить с выгодной покупкой. Ведь в более благоприятное время цена на полотно уровня «Супрематической композиции» могла бы подняться до 100 млн долларов.

Однако продажа следующих за топ-лотом шедевров мирового искусства уже не дала ожидавшихся результатов. «Танцовщица» Эдгара Дега была продана за 37 млн долларов, при эстимейте 40 млн, но две другие его работы – нет. Работа норвежского символиста Эдварда Мунка «Вампир» – за 38 млн, при ожидавшихся 40–42 млн долларов. Работы Клода Моне, Камиля Писсаро, Марка Шагала вообще остались без внимания. Незадолго до торгов стало известно, что очень редкое полотно «Арлекин» Пабло Пикассо, оцениваемое в 30 млн долларов, снято с аукциона и неизвестно, когда снова появится на рынке. Итог аукциона – каждая третья картина не продана, многие ушли ниже того, за что предлагались. В сумме аукцион выручил 223, 8 млн долларов, что было признано организаторами удовлетворительным результатом.

28 ноября аукционный дом Christie’s подвел итоги недели русского искусства. Суммарный объем продаж составил 13,7 млн фунтов (21 млн долларов). Показатели за весь 2008 год (37,5 млн фунтов, или 67,6 млн долларов) являются третьими по величине в данной категории и лишь на незначительную сумму отстают от показателей 2006 года (38 млн фунтов, или 70 млн долларов). Самым дорогим лотом, проданным в рамках недели русского искусства, стал «Натюрморт с арбузами» Наталии Гончаровой, ушедший с молотка за 1,5 млн фунтов (2,3 млн долларов).

Алексей Тизенгаузен, глава департамента русского искусства Christie’s, прокомментировал итоги прошедших торгов: «На неделе русского искусства Christie’s активное участие принимали частные коллекционеры со всего мира, которые демонстрировали существенный интерес по отношению к редким и выдающимся произведениям. Внушительные цены были достигнуты при продаже изделий Фаберже, произведений живописи конца XIX — начала XX века, а также русских книг с богатым провенансом. Степень значимости русского искусства на мировом рынке не перестает возрастать. И несмотря на то, что цены на отдельные работы в данный момент несколько снизились, мы ожидаем притока новых покупателей со всего мира».

Старый мастер эстимейт не портит

2 декабря в Лондоне состоялся аукцион Christie’s, на котором были представлены произведения старых мастеров. До аукциона эксперты говорили, что его итоги будут служить лакмусовой бумажкой состояния дел на рынке старых мастеров. Торги показали, что все совсем неплохо. Ведь рынок произведений художников, творивших до XIX века (именно их относят к старым мастерам), изначально был более здоровым, чем раздутые спекуляцией рынки модернизма и современного искусства.

В этом году на торги было выставлено сравнительно немного лотов – всего 44. Аукцион принес 14,7 млн фунтов стерлингов при нижнем эстимейте в 15,6 млн. Покупателей нашли 36 лотов (80%). В прошлом декабре на аукционе старых мастеров Christie’s в Лондоне появилось 70 произведений, из которых ушли 37 (54%). Тогда общий результат торгов составил 18,8 млн фунтов. Главной сенсацией стала продажа полотна «Флора» кисти итальянского художника XVIII века Джованни Баттисты Тьеполо. Организаторы надеялись выручить за картину 700–900 тыс. фунтов стерлингов, но принесла она целых 2,8 млн, превысив верхний эстимейт в три раза.

Для сравнения: 13 ноября на нью-йоркских торгах дома Phillips de Pury & Co оцененная в три-четыре миллиона долларов картина британца Дэмиена Херста не нашла покупателя. Желающих купить картину Херста «Безумная сафическая вдохновенная гипнотическая картина прекрасных Артемиды, Тора, Нептуна, Одина» также не нашлось. Да и в целом итоги аукциона по продаже произведений современных художников оказались плачевны: ведущему вечера удалось продать лотов на 9,6 млн долларов, притом что низкая оценка суммарных результатов составляла 23 млн. Через несколько дней после неудачных торгов Дэмиен Херст, самый богатый ныне живущий художник, признал, что глобальный финансовый кризис ударил по рынку современного искусства и что он снизит цены на свои работы: «Я думаю, что искусство стоит столько, сколько за него готовы заплатить».

Не исключено, что следствием кризиса станет не только снижение уровня цен, но и сокращение количества произведений искусства на рынке в целом и в первую очередь искусства высшей категории. В условиях кризиса продавцы предпочтут придержать свои произведения до лучших времен, во-первых, из-за будущей потенциальной возможности продать их более выгодно, во-вторых, из-за того, что искусство остается все же сравнительно надежной инвестицией. Впрочем, как показывает история, затишье это временное, и после спада непременно будет очередной подъем цен. Вопрос даже не столько в том, как скоро это произойдет, сколько в том, в каком сегменте арт-рынка следует ожидать подъема.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?