Надежда на свои силы

Представители реального сектора экономики ищут свои пути борьбы с кризисом, не особенно рассчитывая на помощь государства

Надежда на свои силы

Минувший год проверил на прочность всех – и небольшие предприятия, и системообразующие для казахстанской экономики компании. Причем если в 2007 – начале 2008 года от кризиса сильнее всего пострадали финансовый сектор и сфера услуг, то затем с трудностями пришлось столкнуться и реальному сектору экономики. Резкие колебания цен на топливо ударили по транспортникам. Падение цен на сырьевую продукцию заставило металлургов пересматривать свои производственные планы. Общее снижение потребительского спроса поставило в сложное положение компании, ориентированные на конечного потребителя.

Накануне Нового года мы обратились к представителям руководства ведущих компаний, занятых в производственном и транспортном секторах, с просьбой ответить на три вопроса:

  1. Как повлиял кризис на ваш бизнес?
  2. Если бы вы знали, что кризис примет такие масштабы, что бы вы сделали заранее?
  3. С помощью каких мер минимизируете влияние кризиса? Как должен измениться ваш бизнес в посткризисный период?

Президент «ENRC Казахстан» (горнодобывающий бизнес, одна из крупнейших ресурсных компаний страны) Феликс Вулис:

1. В связи с ухудшающейся мировой экономической ситуацией отмечаем понижение объема продаж и объявили о сокращении объема производства в подразделениях ферросплавов и железной руды. Сейчас пересматриваем план капиталовложений группы и планируем отдать предпочтение инвестициям, направленным на повышение эффективности производства и замену производственного оборудования. Что касается капиталовложений в расширение производства, то мы не отменяем ранее запланированные проекты, но пересматриваем сроки их внедрения.

2. Пересмотрели бы программу капитальных затрат группы ENRC. Что касается уровня управления группой, оптимизации непроизводственных расходов, то многое в этом направлении уже сделано. В текущем году (2008. – «ЭК») завершили реконструкцию первой турбины Аксуской ГЭС, развили мощности введенного в эксплуатацию в декабре 2007 года Казахстанского электролизного завода и приступили к строительству второй фазы завода, что увеличит его производственную мощность до 250 тысяч тонн алюминия в год к 2011 году.

3. Несмотря на сложности и то, что мы отложили ряд проектов в связи с неблагоприятной внешней конъюнктурой, в следующем году планируем завершить строительство нового цеха по выпуску хромовых окатышей на ТНК «Казхром» (110 миллионов долларов) проектной мощностью 700 тысяч тонн и продолжить строительство второй фазы Казахстанского электролизного завода.

В «Евроазиатской энергетической корпорации» планируется установка нового, дополнительного оборудования по вскрытию пород на угольном разрезе к 2010 году, а также ввод в эксплуатацию новой турбины № 2 на Аксуской ГЭС мощностью 325 МВт, что позволит расширить энергогенерирующие мощности группы. Запланирована техническая модернизация на электростанции предприятия «Алюминий Казахстана» с целью снижения потерь воды. Среди других проектов – строительство завода по производству анодов (200 миллионов долларов) к 2010 году.

Президент АО «Air Astana» (крупнейшая в Казахстане авиакомпания, лидер на рынках пассажирских и грузовых перевозок) Питер Фостер:

[inc pk='1791' service='media']

1. Одним из основных последствий кризиса для нашей авиакомпании стало снижение на 10% пассажиропотока по сравнению с показателями, заложенными в бюджете. Если переводить их в физические параметры, то мы недосчитались 250 тысяч пассажиров. В бюджете на 2008 год была заложена цифра порядка 2,6 миллиона пассажиров. А по последним прогнозам планируется перевезти 2,35 миллиона пассажиров.

2. В феврале 2008 года мы ожидали кризис и поэтому заранее снизили объемы наших капитальных расходов, отказались от покупки одного «Боинга-757», пересмотрели расписание на зимний период в плане сокращения частоты полетов по некоторым маршрутам. В силу принятых мер, несмотря на то что 2008 год выдался тяжелым, сумели сохранить баланс.

3. Свели к минимуму текущие капитальные расходы. В 2009 году ожидаем скромного роста производственных показателей и небольшого расширения маршрутной сети. В условиях кризиса заморозили количество персонала, вводим новшества в систему дистрибуции авиабилетов. Ранее между казахстанскими авиакомпаниями и аккредитованными в IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта. – «ЭК») туристическими компаниями работал посредник. Новшество позволит сэкономить деньги, ранее выплачиваемые в качестве комиссионного вознаграждения генеральному агенту по продажам.

Что касается покупки авиакомпанией шести самолетов А 320, то все идет согласно плану. Мы уже внесли начальный депозит и готовы осуществлять последующие транши. С 2012 года компания начнет получать эти самолеты.

Президент компании Yak Alacon (деловая авиация) Александр Топоров:

[inc pk='1792' service='media']

1. Кризис ударил именно по платежеспособности наших клиентов. Они не перестали летать, но в ноябре-декабре мы почувствовали 20-процентное снижение объема заказов и прибыли. Дальнейшее прогнозировать не буду, посмотрим.

Что касается наших собственных планов, то в 2009 году планировали взять в аренду два бизнес-джета (самолеты для деловой авиации. – «ЭК») различного типа с перспективой их использования на казахстанском рынке. Теперь думаем над целесообразностью такой аренды.

2. Скажу так, ничего сделать заранее нельзя просто потому, что мало кто знал, каким будет кризис. И самое важное, думаю, никто не думал, что он будет развиваться такими темпами.

Так как у нас в Казахстане нет собственных инвестиций, мы арендуем самолеты у частных владельцев. В связи с кризисом, с одной стороны, им хочется больше заработать, чтобы минимизировать потери, но, с другой стороны, повышать тарифы они также не могут в связи со снижением покупательной способности на рынке.

3. В настоящее время мы не думаем сокращать численность нашего персонала. Вместе с тем вынуждены, подчеркиваю, уменьшить расходы на рекламу, снизили объемы премирования сотрудников компании.

Что же касается инвестиционного проекта по сборке самолета Як-58 (семиместный, типа аэротакси, с дальностью полета 1–1,2 тысячи км. – «ЭК») в Алматинской области, то он развивается в штатном режиме. Примерно через год (по плану в конце 2009–начале 2010 года. – «ЭК») закончим сертификацию типа самолета Як-58 в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). К тому же времени планируем начать серийное производство машины.

Сейчас подбираем место в Алматинской области, где можно поставить сборочное производство. Как только поймем, что в течение шести месяцев получим сертификат (ожидается, что это произойдет летом 2009 года. – «ЭК»), начнем строить завод, который, думаю, в перспективе может стать полноценным заводом с высокой степенью локализации.

Председатель правления АО «Досжан темир жолы» (оператор проекта строительства железнодорожной линии Шар–Усть-Каменогорск) Нуржан Маханов:

[inc pk='1793' service='media']

1. Кризис повлиял на наш бизнес в виде роста инфляции, удорожания заемных средств и строительных материалов. Так как мы активно реализовывали проект строительства и для этого привлекали заемные средства на внутреннем рынке ценных бумаг, в частности, посредством облигационного займа, то почувствовали влияние кризисных явлений еще в начале второго полугодия 2007 года.

Это было связано с дефицитом ликвидности и, соответственно, ростом требуемой доходности со стороны инвесторов. А инвесторы свои требования напрямую увязывали с резким скачком показателей инфляции.

2. Занялись бы серьезной оптимизацией расходов, в первую очередь инвестиционных расходов. Надо было изменить политику управления оборотным капиталом.

3. Надо проводить более консервативную политику в области расходов. Добиваться повышения эффективности и производительности ресурсов. Расширять объемы и новые направления проекта, чтобы получить конкурентные преимущества.

При хорошем управлении новыми возможностями в кризисный период можно добиться увеличения объемов уже в посткризисный период.

Президент АО «Кокшетауминводы» (производит минеральную воду, безалкогольные и спиртные напитки) Аскар Алиев:

[inc pk='1794' service='media']

1. Кризис на нас повлиял только через уменьшение покупательной способности населения. Но даже при наличии данного фактора ни объемы производства, ни инвестиционные планы на понижение не корректировали. Хотя снижение покупательной способности все же повлияло на нашу прибыль. По большому счету, кроме этого, кризис пока никак не сказался на нашем производстве.

2. Большую часть наших инвестиционных проектов мы успели завершить еще до начала кризиса, поэтому в 2009 году компания может вообще не заниматься инвестиционной деятельностью. Если бы заранее знал, какой глубины кризис нас ожидает, то уменьшил бы количество инвестиционных проектов в 2008 году и сэкономил деньги.

3. Надо повышать качество продукции, этим и будем заниматься в период кризиса. Большая часть инвестиционных проектов в 2008 году была направлена на совершенствование технологии производства и модернизацию оборудования. В общей сложности мы потратили на них 660 миллионов тенге. Это и позволит нам повысить качество конечной продукции и предложить рынку конкурентоспособный товар.

2009 год для бизнеса будет тяжелым годом. Наша цель – сохранить то, чего достигли, и долю на рынке, которую завоевали. Мы считаем, что кризис затронет весну и лето 2009 года, а к осени пойдет на убыль.

Мой бизнес очень зависит от внешних факторов, в первую очередь от регулирования рынка со стороны казахстанского правительства. После кризиса мой бизнес изменится ровно настолько, насколько мудрой окажется власть. Что касается конкретно антикризисных мер правительства, то они должны быть направлены на сокращение теневого бизнеса. Не секрет, что более 50% производства в стране находится вне досягаемости налоговых служб.

Вместо того чтобы направлять сверхдоходы от нефтянки на расширение реального сектора казахстанской экономики, государство увлеклось экономическим ростом за счет строительного сегмента. В то же время экономический рост без увязки с расширением собственного производства привел к раздуванию строительного сектора и чрезмерному нагнетанию спекулятивного фактора.

Беда отечественного производителя в том, что цена конечного продукта на 10–20% дороже аналогичного импортного продукта. Из-за этого отечественная продукция изначально неконкурентоспособна по отношению к импорту. Естественно, производитель не может найти рынки сбыта и аккумулировать оборотные средства.

Процесс ежегодного увеличения теневой экономики автоматически приводит к адекватному сужению легальной экономики, ибо первая давит на вторую и не дает ей развиваться. Поэтому любые попытки властей деньгами поддержать реальный сектор экономики оказываются неэффективными и бесполезными.

Фото: Лиана Бахалова, Азиз Мамиров

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?