Новое японское чудо

Автомобильная промышленность в прошлом году развивалась разнонаправленно: одни производители, в основном - из охваченной кризисом Европы, понесли убытки, вторые, и здесь самый яркий пример – японская Toyota, здорово прибавили

Новое японское чудо

Продав в 2012 году 9,75 млн машин, Toyota Motor Corp. вновь вышла в лидеры мирового автомобилестроения. При этом японский автопроизводитель превзошел даже декабрьские прогнозы специалистов, предсказывавших годовые продажи на уровне около 9,7 млн машин. Однако назвать успешным начало этого года в автогиганте вряд ли смогут: в среду стало известно, что Toyota отзывает из США 752 тыс. автомобилей марки Corolla и Corolla Matrix из-за проблем с подушкой безопасности. 

Возвращение короля

О том, что японцы сместят с трона General Motors Co. (GM), стало ясно, конечно, не в последние дни 2012 года, а раньше. Так оно и получилось. Автогигант из США отстал почти на полмиллиона авто, продав «лишь» 9,3 млн машин.

GM, напомним, считался крупнейшей автомобильной компанией почти восемь десятилетий. В 2008 году он уступил корону Toyota на три года, в 2011 ее вернул, но в прошлом году – вновь потерял.

Американским конкурентам не довелось воспользоваться землетрясением и цунами в Стране восходящего солнца в марте 2011 года и наводнением в Таиланде, где у Toyota много заводов. Впрочем, и до этих стихийных бедствий дела японского автогиганта оставляли желать лучшего. Очень много японских автомобилей было отозвано из-за проблем с ковриками, педалями газа и тормозами. Отзыв миллионов автомобилей нанес непоправимый вред репутации японской компании, от которого, надеялись американские конкуренты, она уже не оправится.

В начале осени возникла новая проблема: бойкот японских товаров и, естественно, автомобилей Toyota Китаем - в связи с очередной вспышкой территориального спора между Пекином и Токио из-за островов в Восточно-Китайском море. Бойкот сорвал планы японского автопроизводителя на 2012 год по Китаю: выйти на 1 млн проданных машин.

Несмотря на то, что Поднебесная является сейчас крупнейшим авторынком планеты, потери на нем удалось с лихвой компенсировать успехами на других рынках, включая Америку (рост 27%) и такие крупные азиатские страны, как Индия и Индонезия.

Toyota с присущим японцам упорством сумела восстановиться на удивление быстро - менее чем за год. По сравнению с 2011 годом продажи выросли на 23%. Неплохо раскупались Camry, Prius, Lexus и другие модели Toyota и за рубежом, где продажи по сравнению с прошлым годом выросли на 19%. Однако за свои успехи Toyota прежде всего должна благодарить японцев. В Японии продажи выросли на 35%!

Восстановившись после тяжелого 2011 года, Toyota вспомнила о главной цели: довести продажи машин до 10 млн, хотя в руководстве компании не устают повторять, что главное для них - так же, как, впрочем, и для остальных крупных автопроизводителей, - не количество проданных авто, а их качество. Тем не менее, в этом году Toyota надеется сделать еще один шаг к заветной цели и продать уже 9,91 млн машин. А там уж рукой подать и до 10-миллионной отметки.

Главное - чтобы иена была послабее

Рекорды в прошлом году ставила не только Toyota. Другие японские автомобильные компании тоже отличились. Nissan Motor, к примеру, продал 4,94 млн автомобилей, что почти на 6% больше, чем в предыдущем году.

Еще один внутренний конкурент Toyota, Honda Motor, тоже совершила мощный рывок. Продажи в 2012 г. выросли на 19% - до 3,82 млн.

Японским автопроизводителям на руку, конечно, не только рост продаж, но и ослабление иены по отношению к доллару, которое началось в конце прошлого года. За декабрь иена опустилась по отношению к доллару почти на 15%. Это увеличивает стоимость зарубежных продаж, которые исчисляются в долларах, и повышает конкурентоспособность японского экспорта.

Сильная же иена, каковой она оставалась большую часть прошлого года, повышает для зарубежных покупателей цены на японские товары и уменьшает прибыли японских компаний. Особенно больно сильная иена ударила по таким компаниям, как Toyota, которые в значительной мере зависят от продаж за рубежом.

Неудивительно, что в конце года в Toyota пересмотрели свои же прогнозы насчет прибыли по итогам работы за финансовый год, который заканчивается 31 марта 2013 года. Если летом прогноз по прибыли был на уровне 760 млрд иен (8,38 млрд долларов), то сейчас его подняли до 780 млрд.

General Motors опустился на второе место. Причем в затылок ему дышит немецкий Volkswagen AG, для которого прошлый год тоже оказался, несмотря на кризис в Старом Свете, сверхудачным. Крупнейший европейский автопроизводитель установил личный рекорд по продажам, 9,1 млн автомашин, и тем не менее оказался третьей автомобильной компанией планеты, т.е. опустился на одну ступеньку. К 2018 году VW намерен обойти Toyota и стать крупнейшим автопроизводителем планеты.

Европа потеряла 5 млрд

Оптимизм царит и среди американских автопроизводителей. Воспоминания о том, что двое участников «Большой тройки» из Детройта (GM и Chrysler) объявили о банкротстве, уже кажутся далеким прошлым, хотя с тех пор не прошло еще и четырех лет.

В прошлом году в США были проданы около 14,5 млн легковых автомобилей и легких грузовиков. Это на 13,4% больше, чем годом ранее. Вообще же - прошлый год был самым удачным по продажам для американского автопрома с 2007 года.

Специалисты прогнозируют продолжение роста продаж и в этом году. В GM, например, считают, что в 2013 году в Америке будет продано 15-15,5 млн машин.

Продажи американского лидера на внутреннем рынке выросли в 2012 году на 3,7%. Это  значительно уступает росту продаж в США у конкурентов из Японии и Европы. В результате доля GM на американском рынке снизилась до 17,9% - с 19,6% в 2011 году.

Доля Toyota на американском рынке скоро сравняется с GM. Продав здесь в прошлом году 2,1 млн машин, японцы увеличили ее на 1,5% до 14,4%.

В Старом Свете машины продают сейчас поштучно

Серджио Маркионне, президент Fiat-Chrysler, считает, что в 2012 году крупные автопроизводители из разных стран потеряли в Европе 4-5 млрд евро. Следствием бедственного положения европейского автопрома стало закрытие заводов в Старом Свете такими компаниями, как Peugeot Citroen, Ford, GM и Fiat. По словам г-на Маркионне, увольнение рабочих и закрытие заводов продолжатся и в этом году.

Во Франции, например, продажи машин в прошлом году оказались самыми низкими за полтора десятилетия, а в Италии и вовсе - с 1979 года. Падение составило 14 и 19,9% соответственно. В Испании продано на 13% меньше авто, чем в 2012 году. Это самый низкий показатель с 1989 года, когда начали вести такую статистику. В Ирландии продажи упали на 12%.

Явно «белой вороной» на общем сером фоне - учитывая, что легкое падение продаж произошло даже в Германии - выглядит Великобритания. Там в прошлом году продажи выросли на 5,4%: с 1,82 млн в 2011 до 1,92.

Естественно, европейские автопроизводители оказались в тяжелой ситуации. Продажи Peugeot упали в прошлом году на 17,5%, а Renault – на 22. Обе эти компании сильно зависят от испанского и итальянского рынков.

Peugeot сейчас ежемесячно несет убытки в сумме 200 млн евро. Недавно правительству Франции пришлось спасать концерн от банкротства при помощи кредита в 7 млрд евро.

Удачливее оказались дорогие бренды, которые понесли убытки дома, но неплохо потрудились на развивающихся рынках. А в самой Италии продажи Ferrari в 2012 году рухнули на 56% (было продано всего 248 авто), Maserati - на 72% (115) и Lamborghini – на 16,6% (60).

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?