Простые цифры

Повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность Казахстана невозможно без инвестиций в человеческий капитал, повышения транспарентности власти и бизнеса и развития современных информационных технологий

Простые цифры

Общим трендом уходящего года стало ухудшение положения Казахстана в большинстве рейтингов, во многом обусловленное влиянием финансового кризиса, заблокировавшего развитие экономики и системных реформ. При этом снижение позиций в списках стран происходит при несущественных изменениях – или отсутствии изменений – самих индексов (оценок в баллах). То есть ситуация в Казахстане не меняется – просто наша страна выглядит все хуже на фоне других стран, проигрывая им в конкурентоспособности.

В 2005 году Казахстан озвучил цель вхождения в число 50 самых конкурентоспособных стран мира, однако с каждым годом отдаляется от нее. В уходящем году рейтинг страны по версии Всемирного экономического форума снизился на 15 позиций по сравнению с 2005 годом, опустившись до 66-го места среди 134 стран.

Несмотря на все декларируемые и реальные усилия властей, ключевые вопросы конкурентоспособности не находят адекватного решения, тогда как бывшие аутсайдеры год от года уходят вперед. Основными факторами падения являются ситуация на рынке финансовых институтов, темпы роста инфляции, коррупция, проблемы налогообложения и инфраструктурные трудности, низкая квалификация рабочей силы и неэффективность бюрократии.

Политика: коррупция и непотизм

Устойчивость политической системы и реформаторские процессы в ней привлекают внимание международных исследовательских организаций не только с точки зрения правозащитной деятельности, но и фактора конкурентоспособности – прозрачность деятельности госаппарата, обеспечение верховенства закона, а также предсказуемость развития ситуации оказывают благотворное влияние на инвестиционный климат и перспективы сбалансированного роста экономики.

Ключевые вопросы конкурентоспособности не находят адекватного решения

По большинству отчетов позитивных изменений не произошло. Согласно «Рейтингу транзитных государств» (подготовленному Freedom House) казахстанский режим по-прежнему считается авторитарным при индексе демократии 6,39 из семи, где 7 – низший балл. Недовольство экспертов вызывают конституционная реформа и парламентские выборы 2007 года, на которых в мажилис прошла лишь одна партия – «Нур Отан». По индексу слабости государств, составленному Brookings Institution (Вашингтон), политическая система – наиболее уязвимое звено Казахстана (89-е место из 141). В индексе демократии Economist Intelligence Unit также констатируется авторитарный характер казахстанской власти, а рейтинг страны снижен на семь позиций до 127-го места из 167 из-за низкого уровня гражданских прав и качества выборов.

По показателям политического участия и подотчетности властных органов эксперты Всемирного банка (ВБ) в отчете «Качество государственного управления» отмечают падение эффективности нашего правительства. Критические оценки даны и в рейтинге Global Integrity «Индекс честности госуправления», где отмечается низкая подотчетность госструктур, коррупция и непотизм.

Невысоко оценивают международные аналитики и уровень развития новых технологий, которые должны способствовать развитию гражданского общества. Несмотря на принятые госпрограммы по созданию «электронного правительства» и затрачиваемые средства, эффективность крайне низка. Хотя Казахстан немного улучшил свои позиции в рейтинге сетевой готовности Всемирного экономического форума (ВЭФ), оказавшись на 7-м месте из 127 (подъем с 73-го места), он все еще далек от качественного технологического продвижения. В индексе готовности электронного правительства ООН Казахстану принадлежит 81-е место из 192 – это на 16 позиций хуже прошлогоднего рейтинга. Не лучше обстоят дела и по индексу гендерного равноправия ВЭФ. В последнем исследовании Казахстан потерял 13 позиций, заняв 45-е место из 130, с наихудшим показателем политического участия женщин.

Большинство негативных факторов, выявленных в политических рейтингах по Казахстану, связано с коррупцией и неэффективной борьбой с ней. По данным отчета Transparency International, несмотря на едва заметное улучшение индекса на 0,1 до 2,2 балла по 10-балльной шкале и до 145-го места (которое республика разделила с Восточным Тимором, расположившись между Йеменом и Бангладеш), общая тенденция остается стабильно негативной. Слабые массмедиа тоже не могут выступить партнером в борьбе с коррупцией – в ежегодном рейтинге «Репортеры без границ» СМИ Казахстана названы несвободными, а по уровню свободы слова страна заняла 78-е место из 170.

Эксперты крупнейшего в Германии частного Фонда Бертельсманна основным тормозом политической и экономической трансформации в Казахстане тоже называют коррупцию. Позиции Казахстана в этом рейтинге с 2003 года улучшались по многим показателям, но в 2006–2008 годах отмечалось снижение по уровню социально-экономического развития. В 2008-м управленческий статус страны определен специалистами Бертельсманна на 76-е место из 125.

Экономика: лучшие из худших

Экономическую ситуацию в Казахстане глобальные рейтинги оценивают несколько позитивнее. Например, позиции республики в индексе экономической свободы The Heritage Foundation выросли до 76-го места из 162 (правда, по пересмотренной методологии в 2007 году Казахстан находился на 75-м месте, а в 2006-м он стоял на 113-й строчке). Здесь следует принять во внимание, что отчет за 2008 год охватывает период второй половины 2006-го и первой половины 2007 года.

Индекс экономической свободы института Катона (САТО Institute Index of Economic Freedom of the World) показал падение рейтинга Казахстана на восемь строк (42-е место из 141), однако в рамках этого исследования республика находится в более выгодном положении, чем другие постсоветские государства. Картину портит высокая степень уязвимости Казахстана в вопросах ликвидности – соответствующий индекс S&P поставил республику на 6-е место (из 40) по степени зависимости экономики от внешнего капитала. Хотя в рейтинге ВЭФ «Индекс финансового развития» Казахстан опережает Россию и Украину, по ряду субиндексов отмечается резкое отставание при росте рисков и недостаточной эффективности институциональной и бизнес-среды. Рейтинг Казахстана – 45-е место из 52.

Кризис ликвидности отразился на быстрорастущем рынке недвижимости страны. По классификации Jones Lang LaSalle он относится к категории от «низкой прозрачности» до «непрозрачного». Причиной выставления таких оценок послужили проблемы в секторе долевого строительства, снос и незаконное строительство, а также слабая предсказуемость рынка. При этом сам факт того, что Казахстан был введен в данный рейтинг (75-е место из 82, с оценкой 4,04 балла по 5-балльной шкале, где 5 – непрозрачный рынок), можно считать позитивным – в отчеты Jones Lang LaSalle попадают те рынки, которые интересны международному бизнесу.

Один из приоритетных векторов экономического развития страны, по заявлениям властей, – индустрия туризма и путешествий – пока демонстрирует негативную динамику. Согласно отчету ВЭФ о конкурентоспособности этого сектора в сравнении с 2007 годом положение республики ухудшилось, упав с 82-го места на 91-е, притом что совокупный балл страны по всем параметрам снизился не так заметно (с 3,8 до 3,6 из 7). Помимо слабой инфраструктуры и неблагоприятной бизнес-среды низко оценены природные ресурсы страны из-за проблем экологического порядка. В частности, по данным другого отчета ВЭФ – «Индекс состояния экологии» – Казахстан занимает 107-е место из 149, обозначив при этом падение на 36 строчек по сравнению с прошлым годом.

В вопросах простоты ведения бизнеса (исследование Всемирного банка) отмечен рост положения Казахстана в рейтинге на 10 позиций до 70-го места из 181. Самой позитивной подвижкой стало упрощение регистрации прав собственности, но на критически низкой оценке остановились субиндексы осуществления внешнеторговой деятельности, защиты инвесторов и регистрации предприятий. Кроме того, Казахстан потерял шесть позиций и по показателю простоты найма рабочей силы. Дальнейшие перспективы экономических рейтингов республики будут определяться эффективностью мер, предпринимаемых правительством для устранения последствий мирового кризиса, и качеством исполнения нового налогового законодательства.

Основные сферы, где от государства ждут последовательных и решительных шагов – это по-прежнему развитие качества государственных институтов, рост инвестиций в человеческий капитал, а также приоритет технологического развития.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом