Сюрпризов не ждите

Политический процесс в условиях экономического кризиса будет копировать основные направления антикризисной программы

Сюрпризов не ждите

Истосковавшееся по переменам в политической жизни экспертное сообщество Казахстана склонно даже экономический кризис рассматривать как признак приближения досрочных парламентских выборов или хотя бы смены правительства. Но судя по тому, как начался новый год, мы его проведем с тем же самым правительством и парламентом. Потому что лучшее – враг хорошего, особенно в условиях режима экономии бюджетных средств, объявленного президентом.

Видимо, весь год в администрации президента и партии «Нур Отан» будут рассматривать и применять два сценария контроля над политическим процессом. Один будет представлять собой переложение для партийно-политического поля известной формулы Нурсултана Назарбаева «сначала экономика, потом политика». То есть будет предложено заморозить политическую жизнь на уровне однопартийного парламента и сосредоточиться на законодательной работе. Второй сценарий будет делать акцент на активизации партийной жизни, то есть работы партии «Нур Отан» с казахстанским обществом. И это будет не только пропаганда президентского курса и разъяснение правительственного плана мероприятий, но и расширение диалога «власть – общество», создание каналов информационного обмена, мобилизация ресурсов неправительственных организаций.

Правительство: площадка для дискуссий

Дефицит политического плюрализма будет без труда компенсирован плюрализмом экономическим, который сегодня востребован куда больше. Это задача для правительства, и есть основания полагать, что кабинет Карима Масимова без труда с ней справится. Если нынешнее правительство и испытывает дефицит грамотных управленцев, то с советниками у него проблем нет. Нынешний премьер, в отличие от своих предшественников, постоянно привлекает в качестве консультантов экономистов отечественных и зарубежных. Среди его советников представители самых разных школ и взглядов – от убежденных последователей Милтона Фридмана до твердых кейнсианцев, от штатных правительственных экспертов до критиков официального курса из лагеря политической оппозиции. И этот экономический плюрализм производит на политиков и политологов сильное впечатление.

Правительство приняло документ под длинным и скучным названием «План мероприятий по реализации плана совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы. На днях оно должно ознакомить общественность с основными направлениями денежно-кредитной политики. На роль политических, тем более программных эти документы не претендуют, но им суждено стать именно такими. Например, восьмой раздел плана мероприятий, озаглавленный «Обеспечение занятости и поддержка социально уязвимых слоев населения», судя по всему, составит основу социального блока очередного послания президента народу Казахстана. А правящая партия «Нур Отан» и парламент будут строить свою работу вокруг правительственных планов, которые, следовательно, станут планами партии и – после соответствующей информационной работы – планами народа.

Парламент: в режиме экономии

Казахстанский парламент, как видно из поставленных перед ним задач, будет по-прежнему выполнять функции юридического обеспечения работы правительства. Об этом прямо сказал спикер мажилиса Урал Мухамеджанов в своем выступлении на первом пленарном заседании 2009 года: «Нам, вместе с правительством, необходимо исходить из того, что наступивший год, возможно, также будет непростым, вследствие сюрпризов, которые в последнее время преподносит мировая экономика. В этой связи необходимо сосредоточить усилия на выполнении пяти задач антикризисного плана совместных действий, о которых сказал президент».

Так что сюрпризов в этом году мы можем ожидать только со стороны мировой экономики. Парламент на какие-то сюрпризы, типа досрочных выборов, явно не настроен. Его ждет увлекательная работа по дальнейшему совершенствованию нашего любимого закона – о недрах и недропользователях. Предстоит, в частности, покончить с таким позорным пережитком полуколониального прошлого, как соглашение о разделе продукции (СРП).

Впрочем, не забыто и грядущее председательство в ОБСЕ: специально для наших западных друзей мажилис запланировал проведение в мае 2009 года в Астане международной парламентской конференции «Современный Казахстан и “Путь в Европу”».

Кроме того, председатель нижней палаты парламента напомнил коллегам, что в соответствии с поручением президента они должны регулярно заслушивать отчеты членов правительства: «В связи с этим фракция “Нур Отана” планирует в январе 2009 года заслушать отчеты правительства, Национального банка и Агентства финансового контроля о ходе выполнения антикризисных мероприятий по стабилизации экономики и финансового сектора». Поскольку эти мероприятия фактически еще в стадии разработки и утверждения (премьер поручил подготовить отдельные программы для Алматы и Астаны), то вполне вероятно, что в январе парламентская фракция заслушает отчет фракции правительственной, но о ходе разработки плана, а не его выполнения.

Еще Урал Мухамеджанов заявил, что депутаты должны следить за исполнением президентского указа, которым запрещается в 2009 году расходование средств на приобретение новых автомобилей, дорогой офисной мебели, проведение сложных ремонтов служебных зданий и квартир, проведение торжественных мероприятий и зарубежные командировки должностных лиц, кроме тех, по которым приняты решения правительства, проведение совещаний и семинаров в Астане, кроме организованных правительством. «Мы не должны ограничиваться только сокращением своих расходов, но и выступать, в случае необходимости, с соответствующими законодательными инициативами, принимать их и в рамках депутатских полномочий, активно участвовать в контроле за соблюдением режима экономии», – заявил спикер.

Партия: связь с народом

В конце прошлого года первый зампред партии Дархан Калетаев, подводя итоги 2008 года, сказал, что основные задачи партии на 2009 год связаны с выполнением стабилизационного плана, а одним из приоритетных направлений будет информационно-разъяснительная работа среди населения.

Разъяснительная работа, разумеется, необходима, да и партийную прессу надо же чем-то занять. Но в работе с обществом, как и в работе с рынками, крайне важен мониторинг. Нельзя сказать, чтобы администрация президента его вообще не использовала. Но в нынешних условиях есть смысл сделать социологические замеры и исследования постоянными, чтобы не спутать требования групп специальных интересов (имеющих доступ к СМИ и представляющих свои требования как общенародные) с запросами всего общества или широких социальных групп.

Можно вспомнить, что во времена горбачевской перестройки руководство страны приняло требования группы специальных интересов (творческой интеллигенции) за народные чаяния. И решило, что гласность и свобода выезда за границу могут заменить людям стабильность, чувство безопасности и уверенность в завтрашнем дне. Как итог – через 17 лет после распада СССР российский народ в качестве «имени России» выбирает Сталина.

Если исходить из результатов социологических исследований, то уровень оптимизма в нашем обществе очень высок. И было бы ошибкой рассматривать вполне естественные даже для благополучных времен критические высказывания в адрес властей в целом и правительства в частности как свидетельство резкого изменения социального самочувствия населения. Например, данные исследования, проводившегося в Казахстане в сентябре 2008 года, когда кризис был уже вполне очевиден, говорят о том, что хотя оптимизм испытывают лишь 11% людей, но 59% людей смотрят в будущее с надеждой.

Антикризисные программы призваны воздействовать не только на макроэкономические показатели, но и на психологию людей. Не только накачивать ликвидностью банки, но и внушать доверие вкладчикам. Не только снижать учетные ставки, но и привлекать инвесторов. Индекс доверия потребителей не менее важен, чем индекс фондовой биржи. И именно на этом поле – информационно-психологическом – должна разворачиваться партийная работа.

Если мировые рынки не преподнесут нам новых неприятных сюрпризов, то у президента не будет оснований менять структуру государственного управления. Антикризисная работа правительства будет находиться в центре политического процесса, задавая ритм работы партии и парламента.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики