Под крылом государства

В условиях кризиса крупнейший автопроизводитель Средней Азии СП «GM Uzbekistan» рассчитывает на помощь правительства и рост внутреннего спроса

Под крылом государства

На фоне новостей о проблемах, с которыми столкнулись ведущие мировые производители автомобилей – GM, TOYOTA, Ford, европейские компании – Узбекистан выглядит неким оазисом спокойствия. Руководство компании GM Uzbekistan («дочка» GM и «УзДЭУ авто») объявило об обновлении модельного ряда и планах по расширению производства. Завод продолжает выпускать продукцию в запланированном объеме, запускает новую линию по сборке модели Lacetti и создает новый завод по выпуску двигателей для легковых автомобилей.

Почву для оптимизма бизнесменам дают преференции, предоставленные правительством страны. В сложившихся условиях у узбекских автопроизводителей есть шанс укрепить свои позиции на рынках СНГ, потеснив испытывающих сложности конкурентов из числа ведущих автомобильных компаний мира.

Точка сборки экономики

Автосборочный завод в городе Асаке традиционно пользуется поддержкой властей. Это неудивительно – на смежных предприятиях трудятся несколько сотен тысяч человек, и их количество растет с каждым годом. Асакская компания давно стала одним из локомотивов узбекской промышленности. К настоящему времени уровень локализации производства достиг 60%, в стране налажен выпуск более 600 видов автокомплектующих.

В конце прошлого года правительство еще раз продемонстрировало, что готово поддержать автопроизводителя. Оно открыло (через банк «Азия-Инвест» – дочерний банк Национального банка внешнеэкономической деятельности Узбекистана) для российских дистрибьюторов узбекского завода возобновляемую кредитную линию объемом 25 млн долларов. Таким образом кабмин рассчитывает поддержать экспорт узбекских легковых автомобилей в Россию – основной рынок сбыта. В настоящее время в РФ действуют шесть дистрибьюторов GM Uzbekistan, на 100% принадлежащие СП.

Кредит оказался как нельзя кстати – не секрет, что российский авторынок тоже переживает непростые времена. В частности, последние два месяца все дистрибьюторы GM Uzbekistan в России испытывают проблемы с привлечением кредитных ресурсов для предоплаты поставок автомобилей. Продажи Daewoo (ныне Chevrolet) в ноябре, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упали вдвое – до 4381 машины (8-е место по итогам 11 месяцев, 92 160 шт.), а ее самая популярная модель Daewoo Nexia заняла 7-е место с результатом 2565 машин. «В ноябре мы в полной мере прочувствовали наступление периода резкого снижения продаж наших автомобилей. Проблемы банковского сектора отразились на деятельности наших дистрибьюторских и, как следствие, дилерских предприятий», – цитирует гендиректора дистрибьюторской компании «УзавтоРус» Тохара Жалилова официальный сайт «УзДЭУ авто». По словам бизнесмена, дилеры сами обратились с просьбой о поддержке в правительство страны. «Принимаемые меры позволят сохранить уровень продаж и в следующем году оставить за собой позицию, занимаемую нашим брендом на автомобильном рынке России», – надеется он.

Новый завод со старым партнером

Вскоре после этого вышло постановление об освобождении услуг официальных дилеров ЗАО «GM Uzbekistan» по ремонту и сервисному обслуживанию автомобилей от НДС сроком на пять лет. В соответствии с документом в перечень услуг включена стоимость запасных частей, узлов, агрегатов и материалов, устанавливаемых при оказании этих услуг, а также реализация запасных частей, узлов, агрегатов и материалов через их торговую сеть. Данная мера принята в целях стимулирования внутреннего спроса на автомобили GM Uzbekistan и снижения стоимости послепродажного обслуживания.

Но и это еще не все. В конце декабря было создано новое совместное предприятие с General Motors по производству двигателей. Завод будет выпускать двигатели объемом 1; 1,2; 1,4 и 1,5 литра при планируемой мощности в 360 тыс. двигателей в год. Ожидается, что он будет построен в Ташкентской области и введен в эксплуатацию в начале 2011 года.

В условиях падающего спроса руководство завода планирует поддержать интерес со стороны потребителей с помощью новых моделей. В ноябре 2008 года модельный ряд пополнился еще одной новинкой – Chevrolet Lacetti. Но одной этой машины недостаточно – ведь остальные модели, выпускаемые заводом, уже сегодня многими расцениваются как устаревшие. Поэтому на прошлой неделе было объявлено, что с 2010 года СП GM Uzbekistan начнет серийное производство автомобиля под рабочим названием Chevrolet M300 – об этом имеется соответствующее постановление кабмина. GM Uzbekistan и южнокорейская General Motors Daewoo Auto and Technology подписали контракт на поставку машин и оборудования для организации производства M300 26 сентября прошлого года. Подробных деталей о новой модели пока нет.

Общая стоимость проекта оценивается в 124,455 млн долларов. Ожидается, что мощность нового производства составит 50 тыс. автомобилей в год. Часть автомобилей будет экспортироваться в страны ближайшего зарубежья, в первую очередь Россию.

Ташкент