Деньги по-маленькому

Правительство рассчитывает, что микрокредитные организации (МКО) помогут решить проблемы финансирования села. Но пока опыт работы МКО показывает, что они не смогли эффективно поддержать ни один сегмент рынка

Деньги по-маленькому

В конце января в ходе селекторного совещания в правительстве премьер-министр РК Карим Масимов поручил своему заместителю, Умирзаку Шукееву, отрегулировать схему развития МКО на селе. Такое поручение было дано после того, как министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев рассказал о том, что недостаток микрокредитования – одна из причин бедности на селе.

Сельские регионы и раньше получали микрокредиты из бюджетных средств, однако теперь сумму финансирования для МКО на ближайшие три года предложено увеличить почти в четыре раза – до 30 млрд тенге. Основными получателями средств должны стать самозанятое население – оно составляет 1,9 млн человек, или 49% от общего количества работающих на селе, а также неимущие слои. Предполагается, что в общей сложности в период с 2009-го по 2011 год в сектор сельского микрокредитования будет инвестировано до 89% от оценочной потребности в финансовых средствах сельского региона (в целом, по данным АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» (АО ФФПСХ), потребность финансовых средств данной группы потребителей составляет 56,1 млрд тенге).

Выделение подобных крупных средств может повлиять на картину рынка МКО, поскольку те кредитные организации, которые получат бюджетные средства, будут обладать конкурентным преимуществом. В целом на рынке микрокредитования усилится влияние государственного капитала. А вот до конечного получателя – селян – деньги могут и не дойти.

Кредиты для кредиторов

В отличие от города микрокредитование на селе развивается слабо ввиду ограниченности возможностей заемщиков и слабого фондирования микрокредитных организаций. «Обычно мы кредитовались в частных банках. Основной вопрос стоял в залоговом обеспечении. Мы получаем кредитную линию, когда есть средства, закрываем ее, когда нужно, вновь получаем деньги в пределах лимита. Но сейчас банк кредитование приостановил, и мы не можем получить освободившиеся по этой линии суммы. Вроде договор с банком есть, залог есть – но банк деньги не дает», – рассказывает исполнительный директор МКО «Орта Несие» Гани Алиев.

Альтернативой банковскому кредитованию являются средства, выделяемые двумя фондами – АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» («дочка» «КазАгро») и АО «Фонд развития малого предпринимательства «Даму» (ФРМП). Если банки дают деньги под 18%, то эти фонды выдают кредиты для МКО по средней ставке 10,5% годовых. В свою очередь ставки МКО составляют от 27 до 60%.

 ФФПСХ с 2005 года реализует бюджетную программу «Организация микрокредитования сельского населения». За это время за счет средств фонда был выдан 47 591 микрокредит на общую сумму 7,9 млрд тенге и создана 51 МКО с долевым участием ФФПСХ в их уставном капитале. А из общего кредитного портфеля ФФПСХ на 1 ноября прошлого года в объеме 7,27 млрд тенге через МКО было выдано 2,2 млрд. Деньги, источником которых является республиканский бюджет, выдаются в виде микрокредитов (средний размер – около 100–200 тыс. тенге).

С мая 2008 года фонд «Даму» начал реализацию программы мер по развитию микрокредитных организаций, которая предусматривает кредитование МКО на конкурсной основе. В 2008 году в ее рамках выделен 5,1 млрд тенге. В отличие от средств, выделяемых ФФПСХ, эти деньги предназначены для всех МКО, независимо от того, работают они в сельской местности или в городе, первым достается в среднем около четверти средств, распределяемых «Даму».

Не тот масштаб

Акылбек Куришбаев полагает, что микрокредитование на селе так и не получило должного развития. За весь период реализации программы развития микрокредитования через ФФПСХ удалось охватить только 4,3% малоимущих слоев населения, при этом доля сельских жителей с доходами ниже прожиточного минимума составляет 18%.

Низкий охват связан с недостатком финансирования и неразвитостью системы микрокредитования на селе. Только половину из зарегистрированных там МКО можно отнести к действующим. При этом многие организации работают в райцентрах и не кредитуют собственно жителей сел. По мнению министра, одной из проблем также является то, что не используются средства местных бюджетов. Они слабо участвуют в микрокредитовании, поскольку нет четких механизмов выделения средств на эти цели.

Для решения проблемы г-н Куришбаев предложил «наполнить <работающие на селе> МКО ресурсами», в том числе смягчив условия выдачи средств через «Даму».

 «Самый актуальный аспект данного вопроса – максимальный охват малоимущих слоев сельского населения микрокредитованием: ясно, что … МКО неохотно работают с данной категорией населения, – говорит Акылбек Куришбаев. – Кроме того, для их становления необходимо много времени, а ситуация развивается стремительно, что, безусловно, приведет к росту бедности на селе».

По его данным, за 11 месяцев текущего года доля сельских хозяйств в программе кредитования малого и среднего бизнеса, реализуемой фондом «Даму» через коммерческие банки с участием средств республиканского и местных бюджетов, составила только 24,7%. А в кредитном портфеле банков сельское хозяйство традиционно занимает лишь 7–9%. Как отметил министр: «Одной из причин хронической бедности сельчан является существенный разрыв между сельским и городским населением в доступности к банковскому кредитованию». По его словам, банки второго уровня (БВУ) воспринимают мелкие сельские домохозяйства и мелких фермеров как низкодоходный бизнес, учитывая высокую степень риска, небольшой размер кредита и высокий уровень расходов, связанных с продвижением каждого займа.

По мнению главы ФРМП «Даму» Госмана Амрина, при доведении госсредств до МКО нужно также ограничить количество посредников в лице различных госинститутов, поскольку это приводит к удорожанию ресурсов и увеличению необходимых рабочих процедур для заемщика.

«СамрукКазына» подключается к потокам

Глава Минсельхоза считает, что необходимо продолжать микрокредитование сельского населения путем прямого выделения микрокредитов через ФФПСХ. С этой целью он предложил переориентировать большую часть средств, запланированных по программе ФРП «Даму» «Даму-регионы» (через нее идет кредитование МСБ в регионах), на микрокредитование селян – предпринимателей и малоимущих слоев, создав для этого социально ориентированные МКО на местах.

Напомним, что по программе «Даму-регионы» ФРМП «Даму» и акиматы на паритетной основе должны были выделить по 28 млрд тенге для развития МСБ, однако средства акиматов осваивались очень медленно – в ноябре прошлого года уровень освоения составил 21% (около 6 млрд тенге) и с тех пор не изменился. Не помогло и подключение фонда национального благосостояния (ФНБ) «СамрукКазына», через который акиматы теперь проводят свои средства, выделенные по данной программе.

По мнению г-на Амрина, «оставшиеся ресурсы акиматов по программе «Даму-регионы» вполне достаточны для реализации задач по поддержке сельчан в области микрокредитования».

Глава «СамрукКазыны» Кайрат Келимбетов предложил следующую схему финансирования развития МКО: сельским микрокредитованием будут заниматься структуры «КазАгро», источником финансирования для них в этом году являются те ресурсы, которые должны быть выделены акиматами в рамках программы «Даму-регионы»: «Оставшаяся сумма так или иначе закреплена в местных бюджетах, мы предлагаем отправить ее именно на микрокредитование в сельской местности, в то время как «Даму» будет заниматься микрокредитованием в городах».

Г-н Амрин согласился с тем, что нацхолдинг «КазАгро» стоит определить основной фондирующей организацией для сельских МКО, поскольку он имеет соответствующую структуру и целевую сферу деятельности. Это значит, что указанная сумма, скорее всего, пойдет через ФФПСХ. При этом ФРМП «Даму» продолжит реализацию вышеупомянутой собственной программы поддержки МКО на конкурсной основе.

Берите кто может

Для МКО получить государственные средства будет непросто. Конкурс «Даму» пройдут лишь те организации, которые имеют активный ссудный портфель – не менее 75% от общих активов, аудированную отчетность по финансово-хозяйственной деятельности, опыт работы менеджмента компании в финансовых институтах не менее двух лет, соответствие коэффициента текущей просроченной задолженности по основному долгу свыше 30 дней к общему объему ссудного портфеля МКО не более 5%.

Уровень просроченных займов ФФПСХ не превышает 3,1% от общего кредитного портфеля фонда. Это говорит о жесткой кредитной политике фонда и МКО, через которые он финансирует бизнес, а значит, и к деньгам ФФПСХ получить доступ будет нелегко. Ведь в портфелях МКО, на которых приходится основная масса рынка микрокредитования, доля проблемных кредитов составляет от 15 до 50%. В самых крупных МКО с сильной корпоративной политикой процент невозвратных кредитов доходит до 5%, но таких меньшинство.

Как рассказали в одном из МКО, принимавших участие в конкурсе «Даму»: «Единственные требования должны быть: наличие опыта работы и обеспечение залогом, который перекрывают сумму кредита. Требовать такой низкий процент просроченных займов от МКО – это просто заставлять их подбивать свои данные под требования.

Когда есть залог, другие требования не нужны». В ФРМП «Даму» в свою очередь подчеркивают, что «в ходе реализации программы был выявлен ряд основных проблем у МКО: недостаточность залогового обеспечения, связанная со спадом цен на рынке недвижимости; нехватка квалифицированных кадров, слабый менеджмент; наличие у МКО либо руководителей и учредителей задолженности перед БВУ. С учетом вышеуказанных проблем фондом планируется в 2009 году совместно с Ассоциацией микрофинансовых организаций РК проводить семинары и тренинги по обучению и повышению квалификации сотрудников МКО, разработать форму отчетности на основе стандартов международного портала микрофинансовой индустрии».

Деньги в цене

Но в том, что микрокредитные организации пойдут за деньгами в фонды, сомневаться не приходится. Один из опрошенных нами владельцев МКО признался: «Кроме «Даму» нет других источников, чтобы пополнить оборотные средства, поэтому мы идем в этот фонд и пытаемся подстраиваться под их условия». При этом в МКО сейчас отмечают повышение спроса на микрокредиты. По оценке Гани Алиева, за последние месяцы рост составляет 20–30%. «Максимальная сумма, которую дает фонд «Даму», 120 тысяч МРП на одно МКО. Это значительная сумма. Мы считаем, что даже максимальную сумму, которую они могут дать, мы можем полностью освоить. На такие деньги МКО может сформировать хороший кредитный портфель», – отметил он.

В общей сложности на микрокредитование всех компаний этого сегмента (и городских, и сельских) в ближайшие три года предлагается выделить примерно 46 млрд тенге – это более 80% годового оборота рынка. С 2009 по 2011 год примерно 20–30% всего рынка микрокредитования будет обеспечиваться госсредствами.

Помимо того что фонды предоставляют фондирование для МКО, они стимулируют их к снижению процентных ставок. «Сейчас, <работая> с фондом «Даму», конечный заемщик увидит снижение ставки. Поскольку в «Даму» мы берем деньги под 10,5%, а в банках эффективная ставка – 18%, со всеми расходами», – отмечает г-н Алиев. По линии ФФПСХ кредиты должны дойти до конечного заемщика по ставке 14,5% годовых. По статистике средняя процентная ставка по кредитам МКО составляет 27,2%, по факту эта ставка – 40–60% годовых.

Расклад сил среди собственно микрокредитных организаций может заметно измениться. Более сильные МКО, с сильной корпоративной политикой, смогут получить значительный объем средств и выдавать их по ставкам заметно ниже рыночных – очень хорошее конкурентное преимущество для самых активных участников рынка.

Не только МКО

Насколько существенной окажется поддержка, которую ощутит село – вопрос спорный. Даже если все МКО, подавшие заявки на конкурс «Даму», его пройдут – это будет лишь 2,5% всех МКО и примерно 5% активно действующих (в сельской местности процент будет несколько выше). МКО, через которые работает ФФПСХ – это соответственно 4% и 8%. Если новые МКО с участием госфондов создаваться не будут, то территориальный охват выделяемых средств останется весьма узким.

Требованиям фондов соответствуют лишь немногие МКО, имеющие хороший кредитный портфель. Но качество этого портфеля обеспечивается за счет высоких требований к заемщикам, что автоматически сужает их круг. Те МКО, которые проходят по госпрограммам, выдают кредиты после тщательного изучения заемщика. А значит, далеко не все предприниматели, нуждающиеся в средствах, смогут их получить. Перспективы же выдачи кредитов малоимущим селянам выглядят совсем туманными.

«Сейчас важен не только залог, но и то, насколько заемщик может оплачивать кредит. У некоторых потенциальных заемщиков заметна паника, они боятся потерять дом или еще что-то и пытаются долги перекрыть микрокредитами – конечно, это невозможно. Надо проверять, действительно ли клиент хочет работать, запустить бизнес и так далее. Мы оцениваем его действительные потребности», – говорит Гани Алиев.

Простым фактом выделения средств для микрокредитования на селе проблему недостатка финансирования не решить. Возможно, поэтому ФФПСХ разрабатывает программу выдачи кредитов необеспеченным слоям сельского населения по низким, не рыночным ставкам – и МКО тут будут уже ни при чем.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности