Прицепом к туризму

Прицепом к туризму

Заместитель начальника областного управления промышленности и предпринимательства Шынарбек Батырханов считает, что благодаря туризму Акмолинская область станет самоокупаемой.

– Шынарбек Беркутбаевич, какое место занимает туризм в экономике области?

– Могу привести такую динамику: в 2005 году впервые на развитие туризма из бюджета области было выделено 10 миллионов тенге, и к концу года, по данным налоговых органов, в бюджет поступило налогов в объеме 115 миллионов тенге от туристической деятельности. Представляете, какая высокая отдача идет от этой отрасли: на каждый вложенный тенге область получила десять. В 2007 году было выделено средств в два раза больше – около 20 миллионов тенге, поступления в бюджет выросли более чем до двухсот тенге. И сейчас, готовя материалы, мы вновь обратились к налоговикам: на развитие туризма было направлено опять около 20 миллионов тенге, а вернулось из-за расширения инфраструктуры туризма – около 400 миллионов. Не нужно жалеть денег на развитие туристической отрасли, они окупятся.

– А какова доля туризма в валовом региональном продукте?

– Пока незначительная, но динамика хорошая. В 2006 году была принята трехлетняя программа по развитию туризма в Акмолинской области. Мы ожидали, что объем услуг в туристской сфере не превысит 1,5 миллиарда тенге, но, как убедились по окончании 2008 года, он достиг 2,8 миллиарда, а в целом за время действия программы в сфере туризма было оказано услуг на восемь миллиардов тенге.

– Недавно в мажилисе подняли вопрос об экологии ЩБКЗ. Депутат Ерлан Нигматулин сказал, что до сих пор нет программы развития этой курортной зоны. Это действительно так?

– Разработан проект программы развития Шучинско-Боровской курортной зоны, который включен в действующую Государственную программу развития туризма на 2007–2011 годы. Планом по реализации программы предполагается выделить около 50 млрд тенге на развитие ЩБКЗ. Прежде всего это строительство и реконструкция инженерной инфраструктуры (вода, энергосистема, канализация). Очистка озёр, строительство автодорог. Будут дополнительно построены пожарные службы для гарантии сохранности нашей зелёной жемчужины. Нужно помнить о мультипликативности туристской сферы. Курортные зоны становятся стабильным рынком сбыта для нашей продукции. Не только сельскохозяйственной, но и промышленной. Все эти простыни, скатерти, салфеточки для гостиниц, домов отдыха можно производить на месте, а не везти из Китая. Местные типографии могут специализироваться на выпуске рекламной продукции – буклетов, постеров, есть еще сувенирная промышленность, будет развиваться транспортная инфраструктура. Чем больше мы развиваем туризм, тем больше тащим за собой другие отрасли экономики.

– Акмолинская область не ограничивается только Боровым. Есть еще Зеренда – очень популярное место отдыха у алматинцев…

– Я бы назвал еще Сандыктау, недавно здесь построена лыже-роллерная база, соответствующая всем международным стандартам. Мы планируем на базе Сандыктау развивать зимние виды спорта. Здесь можно кататься на лыжах до самого апреля – снег еще лежит. А вот в Коргалжинский государственный природный заповедник не стоит заманивать массового туриста, иначе мы всех птиц распугаем. А здесь их насчитывается более 650 видов, в том числе 20 краснокнижных: розовый фламинго, пеликан, все виды лебедей, журавли. Коргалжы – идеальное место для развития экологического туризма.

– Почему здесь все так дорого?

– Я лично к этому спокойно отношусь. Мне часто задают этот вопрос: где у вас может отдохнуть человек со средним достатком? У нас есть такие объекты. Щучинский санаторий, «Зеленый бор», отель «Алмас»… Стоимость услуг в летнее время варьируется от 4,5 до 6 тысяч тенге в сутки. С четырехразовым питанием, проживанием, лечебными процедурами. У нас есть разные объекты, у них разные владельцы. Есть те, кто хочет выжать со своих объектов максимальную прибыль. А других устраивает небольшой доход. Например, владельцы «Айнаколя» вовсе не озабочены тем, что у них не будет клиентов. Это корпоративный отель, у них большие связи, они приглашают своих партнеров, друзей, своих работников.