Опоздавшие звезды

Падение спроса и обострение конкуренции на гостиничном рынке заставляют отельеров проводить более гибкую ценовую политику для корпоративных клиентов. Кроме того, игроки надеются привлечь клиентов, повышая уровень сервиса

Опоздавшие звезды

Несмотря на кризис, в конце января в Алматы начал работу новый отель международного оператора Holiday Inn (230 номеров, 10 конференц-залов, принадлежит ТОО «Меркурий Инвест). Менеджеры отеля и аким Алматы Ахметжан Есимов, присутствовавший на церемонии открытия, охарактеризовали гостиницу как отель среднего класса. Тем не менее ценовая политика гостиницы позволяет причислить ее к верхней категории – стандартный номер обойдется гостю в 350 долларов в сутки.

Владельцы отеля запоздали с открытием – первоначально девелоперы планировали ввести гостиницу в эксплуатацию в конце прошлого года. Ситуация с Holiday Inn точно отражает тенденцию, существующую на гостиничном рынке РК – новые отели высшей ценовой категории открываются, но с отставанием от намеченного графика. Еще три гостиницы под управлением международных операторов – JW Marriott, Rixos Almaty и Park Inn Almaty Airport должны начать работу в южной столице в этом году. Но кризис в строительной отрасли привел к замораживанию некоторых проектов. Турецкий Okan Holding отложил строительство гостиниц под брендом Kempinski в Астане и Алматы на неопределенный срок.

Что касается уже запущенных проектов, то, несмотря на падение спроса и обострение конкуренции, новые отели не хотят снижать уровень цен на свои услуги. Как долго они смогут держать цены – вопрос сложный. Пока отельеры уповают на индивидуальные скидки, надеясь, что спрос не упадет слишком сильно и все равно будет опережать предложение.

Меньше командировочных

Гостиничный рынок РК на протяжении последних лет бурного экономического развития испытывал острую нехватку отелей всех классов. Прежде всего это относилось к двум финансовым и административным центрам республики – Алматы и Астане. Причем крупные девелоперы, привлекавшие к управлению международных операторов, предпочитали инвестировать в отели класса «люкс», нежели строить гостиницы средней категории – пятизвездочные гостиницы и окупаются быстрее, и приносят больший доход. Эксперты еще год назад говорили о том, что темпы роста экономики опережают существующие планы по расширению гостиничного сектора в стране, поэтому объем инвестиций в строительство отелей будет только расти. Слабым уровнем конкуренции в высшей и средней ценовой категории игроки рынка объясняли высокие, а порой завышенные цены на гостиничные услуги. В среднем постояльцу стандартного номера в 5-звездочном отеле придется выложить около 450 долларов в сутки. Для сравнения: номер в одном из самых дорогих в Европе 5-звездочном отеле Bristol, расположенном в центре Вены и имеющем 100-летнюю историю, обойдется посетителю немногим дороже – 550 евро в сутки. Цена номера гостиницы средней категории колеблется от 15 тыс. до 30 тыс. тенге в сутки.

Однако мировой экономический кризис и падение цен на нефть привели к снижению расходов на зарубежные поездки и командировки. Деловая активность снизилась. Авиаперевозчики сократили количество рейсов в Казахстан из основных европейских городов в связи с уменьшением пассажирского потока. Спад неминуемо коснулся и индустрии гостеприимства – убавилось число постояльцев в отелях. По словам одного из игроков рынка, пожелавшего остаться неизвестным, даже наполняемость 5-звездочных гостиниц уменьшилась по сравнению с прошлым годом и составляет около 40%. В 2008 году максимальная величина загрузки этих отелей достигла 80% во время проведения международных выставок. А среднегодовой показатель был на уровне в 50–60%. Гостиницы средней ценовой категории ощутили падение спроса сильнее – там количество занятых номеров колеблется между 20–40%, когда в прошлом году оно составляло 30–60%. Маркетолог гостиницы «Алма-Ата» Ярмухамед Жумасаев рассказал нам: «Из-за сокращения командировок, а основной поток наших гостей – командировочные из СНГ, число посетителей снизилось на небольшой процент».

Звезды к нам приходят

Для новых отелей кризис сказался на сроках ввода в эксплуатацию – не только проект Holiday Inn, но и другие вряд ли откроются к первоначально намеченным датам. Летом этого года начнет свою работу гостиница с пятью звездами Rixos Almaty (260 номеров, восемь конференц-залов), построенная на месте снесенного Дворца пионеров. Ранее сообщалось, что отель откроется в ноябре 2008 года. Турецкая сеть Rixos Group уже управляет отелем класса «люкс» в Астане. Генеральный менеджер Rixos Almaty Мурат Укан считает, что кризис – не помеха для старта нового проекта. «Для финансового центра республики Алматы открытие отеля оправданно в любое время, так как здесь всегда есть спрос на гостиницы высшего класса», – рассказал нам г-н Укан. Он добавил, что изменять ценовой уровень 5-звездочных гостиниц Rixos не будет. «Мы не собираемся снижать или повышать цены. В целом на рынке в этом году цены останутся на прежнем уровне, но сказать наверняка пока трудно», – поделился г-н Укан. Генеральный менеджер отеля добавил, что компания ожидает 50–60-процентной наполняемости отеля.

В конце года должен начать принимать гостей 4-звездочный отель Park Inn (133 номера, конференц-зал) под управлением The Rezidor Hotel Group. Отель строится на территории международного аэропорта Алматы, который является и собственником объекта. Для Rezidor Hotel Group – это второй объект в Казахстане. В 2007 году оператор открыл гостиницу Radisson SAS в Астане. Директор по развитию The Rezidor Hotel Group Даррен Бланчард сказал «Эксперту Казахстан», что казахстанский рынок представляет интерес для его компании даже в кризисное время. «В вашей стране пока немного качественных международных отелей. Мы надеемся, что цены на нефть вернутся на прежний уровень и это послужит толчком для более динамичного экономического развития страны. Мы бы хотели участвовать в этом развитии. В частности, мы рассматриваем возможность открытия новых объектов в таких городах, как Актобе, Атырау, Караганда и Шымкент», – сообщил г-н Бланчард.

Обычно бренд Park Inn работает в среднем ценовом сегменте, но какова будет политика собственника отеля в Казахстане, пока неясно. Пример Holiday Inn показывает, что ценовой уровень отеля среднего класса в Алматы не многим отличается от отелей класса «люкс».

Кроме того, Rezidor планирует открыть Radisson SAS Medeo, который будет расположен на месте гостиницы «Медео» недалеко от места проведения Азиады–2011. Однако сроки ввода объекта в эксплуатацию неоднократно переносились. Первоначально планировалось сдать гостиницу к концу 2009 года, но сейчас точная дата не установлена. В компании нам сказали, что отель откроется не ранее 2010 года. «Сейчас девелоперам труднее получить финансирование в банках, поэтому скорость строительства снизилась», – прокомментировал ситуацию г-н Бланчард. Некоторые игроки рынка скептически относятся к проекту, полагая, что Rezidor может отказаться от своих планов.

На конец года в Алматы запланирован ввод еще одного отеля класса «люкс» – JW Marriott Almaty Esentai Park (175 номеров), девелопером и собственником которого является компания Capital Partners. Международный оператор Marriott уже управляет тремя отелями в РК, каждый из них принадлежит Capital Partners. Однако, по неофициальным данным, открытие гостиницы может быть перенесено на 2010 год. В компании предпочитают не оглашать точной даты открытия отеля. Директор по развитию гостиничного бизнеса Capital Partners Мурат Йилмаз сообщил, что объем инвестиций в гостиницу превысил 200 млн долларов.

Долгая дорога

Для новобранцев гостиничного рынка кризис обернулся увеличением срока окупаемости объектов. По словам анонимного источника, если при прошлогодних оборотах срок окупаемости гостиницы класса «люкс» составлял от пяти до семи лет, то сейчас он увеличился до 8–15 лет. Г-н Йилмаз также подтвердил возможность его увеличения. «Мы все еще считаем коэффициент окупаемости инвестиций (Return on investment – ROI), но мировой кризис, его продолжительность и степень влияния на бизнес в Казахстане могут сказаться на этом показателе», – заявил он. Девальвация тенге привела к резкому возрастанию объема инвестиций в национальной валюте, так как девелоперы вынуждены импортировать большую часть оборудования.

Игроки пока воздерживаются от прогнозов, отмечая, что рынок все еще не насыщен и спрос на гостиничные услуги сильно не упадет. Кроме того, в долгосрочной перспективе городу будут нужны объекты размещения, хотя бы для Азиады 2011 года. В одном отельеры сходятся единодушно – снижать цены на гостиничные услуги класса «люкс» для индивидуальных клиентов никто пока не планирует, предпочитая проводить специальные акции и предоставлять скидки корпоративным клиентам. «Многие гостиницы даже подняли цены на свои услуги. Но это не значит, что они не понимают, в какой непростой ситуации находятся. В 2009 году конкуренция обострится. Поэтому каждая гостиница предпринимает свои собственные шаги для того, чтобы удержать посетителей – это достаточно гибкая система скидок для лояльных клиентов. Сейчас существует много различных вариантов, которые предлагают своим гостям наши гостиницы», – сообщила глава Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов Рашида Шайкенова. Игроки делают ставку на качество обслуживания. «Конкуренция в верхнем сегменте достаточно жесткая. Выиграет тот, кто предоставит лучший сервис», – полагает г-н Укан.

Тем не менее мировая тенденция к уменьшению средней стоимости гостиничного номера существует, и после ввода в эксплуатацию новых объектов казахстанским гостиницам, скорее всего, придется ей последовать. А насыщение верхнего ценового сегмента гостиничного рынка и снижение рентабельности его объектов может перенаправить интерес инвесторов в средний сегмент, где пока очень мало качественных отелей по доступной цене.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?