Трудно быть благотворителем

Вячеслав Бутусов в Алматы спел старые песни и остался концертом доволен. Организаторы же благотворительного события убедились, что в Казахстане благотворительностью заниматься сложно

Трудно быть благотворителем

Концерт Вячеслава Бутусова и его группы «Ю-Питер», прошедший в алматинском Дворце Республики, был не совсем обычным развлекательным мероприятием. Доход от продажи билетов должен быть направлен в детский приют при Свято-Сергиевском приходе в селе Ашыбулак Илийского района Алматинской области. Наша публика смогла услышать новую программу «Нау Бум», приуроченную к 25-летию группы. Как рассказал сам Вячеслав: «Последнее время мне предлагают участие в благотворительных акциях, и возможность помочь – большой подарок. Сейчас наша деятельность так или иначе уперлась в потолок. Рутина утомляет. И когда появляется возможность поучаствовать в благотворительных акциях – это очень радует». Певец и раньше участвовал в благотворительных акциях: в поддержку детского дома в Ярославле, помогал больным людям, а также в сборе средств на строительство храма. Вячеслав расценивает предложение участвовать в благотворительности как шанс, данный судьбой: «Почему выбрали именно меня? Видимо, потому, что по сути я человек жестокосердный, поэтому мне дается такой шанс. Я, конечно, зарабатываю деньги для семьи. Но не вижу смысла выходить на сцену и делать одно и то же, мне это надоело. Я понял, то, что я делаю, – неизбежно, но хочу наполнить это смыслом. Я перевалил через горку, и мне предстоит сделать что-то полезное».

И чувства добрые…

Концерт вполне удался. И не только благодаря тому, что у Вячеслава Бутусова в Алматы много поклонников, которые всегда рады встрече с артистом. В какой-то момент мне даже показалось, что присутствие публики в зале не так и важно – зрители оказались целиком захвачены происходящим на сцене. Во многом благодаря грамотному применению визуалайзеров – динамических картинок, двигающихся на большом экране синхронно ритму музыки. В какой-то момент ловишь себя на том, что сидишь, уставившись в экран, как загипнотизированный. Не то чтобы концерт стал более зрелищным, скорее всего медитативным, заставляющим погрузиться в себя. К каждой песне была придумана своя цифровая видеокомпозиция. Правда, некоторые визуалайзеры выглядели чересчур прямолинейно и вызывали улыбку. Так, например, песню «Тутанхамон» сопровождало широко растиражированное изображение этого фараона, а также типичные картинки с египетскими иероглифами, а песню «Крылья», соответственно, сами крылья, песню «Одинокая птица» – парящая белая голубка и т.д. Картинки как будто разъясняли слушателям, о чем песни на самом деле.

И все же традиционный энергетический контакт между кумиром и публикой состоялся. В нем, собственно, и заключен смысл подобного мероприятия. К середине концерта зал демонстрировал полное единодушие в чувствах к Вячеславу Бутусову и группе «Ю-Питер». Правда, несколько песен певец исполнил в сопровождении симфонического оркестра алматинского акимата, и на них захлопывание живого звучания выглядело не вполне уместным.

Участие симфонического оркестра в рок-концерте – свидетельство того, что музыканты ищут новые сценические подходы, новое звучание. Выступление с оркестром – это авторская задумка самого Вячеслава. Большая часть текстов песен, исполненных Бутусовым, была написана Ильей Кормильцевым. Пожалуй, это самые замечательные песни в репертуаре как распавшегося «Наутилуса Помпилиуса», так и нынешней группы «Ю-Питер», свидетельствующие о том, каким плодотворным был творческий тандем этих двух людей, поэта и музыканта. Они были написаны более 10 лет назад, но не потеряли своей актуальности и поныне и до сих пор будоражат сердца слушателей. В зале было немало молодых людей уже другого, нового поколения, которые также восторженно внимали звучащим со сцены песням.

Кризис – он в головах

Если собственно концертная составляющая гастролей «Ю-Питера» в Алматы удалась, о благотворительной стороне дела этого не скажешь. Организаторы надеялись собрать для приюта два-три миллиона тенге – получилось меньше. Об этом рассказал попечитель фонда «Поколение милосердия» Александр Шостак. Спонсор благотворительной акции, председатель совета директоров Real-invest. Kz Бахт Ниязов пожаловался на руководство концертной площадки: «Дворец Республики вымогает деньги. Я пытался объяснить им, мол, вы у детей отбираете. У них очень непрозрачная система. И у меня больше нет желания с ними связываться и делать концерты». По словам г-на Шостака, часть билетов на концерт попала в руки перекупщиков, и доходы достались не детям, а спекулянтам. Бизнес-сообщество тоже не поддержало благой порыв. «Я обращался к своим партнерам с предложением выделить сумму на поддержку проекта. Мне отвечали: Бутусова мы любим, на концерт пойдем, но денег не дадим, потому что кризис и надо экономить. Таким образом, мы сами консервируем себя в этой ситуации», – заметил г-н Ниязов. Акция мотивирована чистым энтузиазмом ее участников. По словам Бахта Ниязова, в приюте живут не только дети, но и пожилые люди. Строится и дом престарелых, но в связи с кризисом строительство его корпусов приостановилось. «Хотелось бы привлечь к этому более широкий круг лиц. Когда милиционер приводит ребенка в религиозный приют – это показатель, что мест в государственных учреждениях нет», – добавил он.

Про утюги и абстракции

– Вячеслав, у истоков своей популярности творчество «Наутилуса Помпилиуса» имело социально-политическую направленность. Какое значение вы сейчас придаете текстам песен? Кто вам их пишет? Как часто вы их пишете сами?

– По поводу социальной направленности вы правильно сказали. Были такие времена, когда нам не надо было думать о том, чтобы стать популярными. Я долго относился к этому как к какому-то странному совпадению. Мы не задумывались о тематике. Но они стали популярны в обществе, и это во многом произошло потому, что там были затронуты социально-бытовые проблемы. Сейчас пишу тексты сам. Я всегда пропагандировал чистую литературу, далекую от социальных проявлений, от отражения современной кухни. Я пишу абстрактные тексты на общечеловеческие темы. Они всегда были, в отличие от разновидностей утюгов и прочих узнаваемых элементов цивилизации. Я склоняюсь к тому, что необходимо писать о простых и основополагающих вещах.

– А о кризисе вы напишете?

– Нет, я в этом ничего не понимаю.

– Ваша благотворительность как-то связана с верой?

– Я верующий человек. Являюсь представителем православного христианства, но я не воинствующий фанат религии. У меня есть свое представление о том, как люди верят в Бога. Люди либо верят, либо не верят. Но перед смертью все начинают верить, хотя бы одну секунду. Все остальное условности. В жизни каждого человека наступает момент, когда мы начинаем задумываться о совести, либо она просыпается, либо она и не засыпала никогда. Самое лучшее, человеческое, что скрыто в нас, и есть вера в Бога. И благотворительность тоже вопрос совести.

– Вы были в приюте, которому собираетесь помочь?

– Нет. Но должен побывать там по долгу своей миссии.

– Почему вы стали писать? Расскажите о своей книге «Виргостан».

– Рассказывать особо нечего. Под давлением издателей она вышла неготовой. В книге только три произведения. Одно из них подготовлено к изданию, второе на подходе. Третье вообще нельзя было издавать. Я взял грех на душу: пошел под давлением на компромисс и дал все это издать. Это был первый опыт, и такого я себе больше не позволю. Пишу для себя и увлечен этим процессом. Очень много времени проходит в дороге. Ломал голову, чем бы заняться, вот и занялся. Теперь пишу с осторожностью.

Если будете иметь веру и не усомнитесь…

– Вы ощущаете себя частью шоу-бизнеса? Как это влияет на ваше творчество?

– В какой-то степени, конечно, ощущаю. Я никогда не декларировал себя членом этого профсоюза. Я обязан играть по правилам, но некоторые из них меня не устраивают. Но мне в этом смысле легче выражать себя потому, что по специальности я не артист и не музыкант и могу скептически к этому относиться. Труднее людям, которые по натуре артистичны и без этого жить не могут.

– Разве для вас музыка и сцена не профессиональная деятельность?

– Я по специальности архитектор-градостроитель. Музыка начиналась как студенческое увлечение. Таковой и осталась.

– Но вы же можете обращаться к широким массам слушателей через творчество?

– Я надеюсь на это. Есть люди, близкие по духу, и им совсем необязательно друг с другом разговаривать, смотреть в глаза. А есть сомневающиеся, чтобы их сомнения развеять, нужен тот, кто подаст такой пример. Я был тем, чьи сомнения рассеяли, и я считаю своим долгом помочь рассеять сомнения других.

– В чем вы хотите рассеять сомнения?

– Во всем. Мы все люди сомневающиеся.

Вячеслав Бутусов любит наш город и очень тепло отзывается о нем: «Я езжу в Алматы почти 20 лет, и с большим удовольствием. Это положительный город, который вызывает позитивные чувства у меня как у градостроителя». Но главная достопримечательность города, по мнению певца, все-таки горы. Он добавил, что любит приезжать сюда потому, что здесь группа «Наутилус Помпилиус» получила свое профессиональное крещение, отыграв свой первый концерт во Дворце Республики (тогда он еще назывался Дворцом им. Ленина) в 1989 году.

После концерта, как рассказали его организаторы, Вячеслав, как и обещал, посетил приют в селе Ашыбулак.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики