«Нефтяной» кредит Китая

Российские нефтяные компании планируют направить в Китай сибирскую нефть по новому нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан. Для восточносибирской нефти маршрут выгоден, а вот западносибирскую целесообразнее транспортировать через Казахстан

«Нефтяной» кредит Китая

Пока США и Евросоюз ищут выход из глобального экономического кризиса и латают дыры в своих бюджетах, Китай уверенно идет к глобальному лидерству. С этой целью прагматично активизирует сотрудничество со многими странами мира, укрепляясь на старых и выходя на новые рынки сырья, диверсифицируя источники его поступления. И делает это не агрессивно, а опираясь на экономическое и финансовое сотрудничество.

Похоже, что глобальный экономический кризис только благоприятствует реализации этой стратегии. Так, Пекин заручился гарантиями президента Венесуэлы Уго Чавеса по поводу стабильности нефтяных поставок. В результате состоявшихся в этом году переговоров, пишут СМИ Саудовской Аравии, «экспорт саудовской нефти в Китай значительно возрастет», и это притом что в прошедшем году объемы поставок выросли на 40% (составив около 36 млн тонн). Визиты китайского руководства в Африку привели к тому, что почти треть нефтяного импорта Китая идет из этого региона. Поднебесная с ее золотовалютным запасом почти в два триллиона долларов является сегодня едва ли не единственным в мире серьезным кредитором. Очередной «жертвой» финансовой экспансии Китая стала Россия.

Китайский соблазн

18 февраля в Пекине был завершен начавшийся еще осенью 2008 года переговорный процесс о предоставлении Банком развития Китая одного из крупнейших в российской истории кредита – 25 млрд долларов на 20 лет: 15 млрд долларов для «Роснефти» (под гарантию поставок нефти) и 10 млрд для «Транснефти» (под залог инфраструктуры). По данным китайского информагентства «Синьхуа», ставка составит 5,5–6% годовых. Средства будут использованы на реализацию проекта нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), на строительство ответвления от ВСТО до границы с Китаем (ТЭО этой ветки уже готово и полностью профинансировано – на 37 млн долларов – китайской стороной), а также на развитие компаний. В обмен на кредиты «Роснефть» взяла обязательство поставлять в Поднебесную ежегодно 15 млн тонн нефти в течение двух десятилетий, а «Транснефть» – проложить трубу от магистрали до китайской границы.

Напомним, что конечной точкой магистрали ВСТО (она начинается в Тайшете, Иркутская область) станет пункт Сковородино в Амурской области. Оттуда нефть может поставляться либо в тихоокеанский порт Козьмино по железной дороге, либо по 70-километровой трубе до границы с Китаем. Ее строительство начнется в апреле – мае текущего года и закончится в середине следующего (ранее в «Транснефти» оценивали этот проект в 600 млн долларов).

Со своей стороны Китай за счет собственных средств построит 980 км трубопровода до Дацина. Сырьевой базой проекта ВСТО должны стать поставки нефти из Западной Сибири, с месторождений Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). При оптимистичных сценариях геологоразведки в Восточной Сибири компании смогут обеспечить ежегодную добычу дополнительно 50–55 млн тонн нефти примерно к 2013–2015 году. Из них около шести миллионов тонн в год будет добывать «Сургутнефтегаз», 12,8 млн – «Славнефть», 15 млн – «ТНК-ВР» и более 22 млн тонн – «Роснефть». Основным поставщиком сырья для заполнения нефтепровода станет расположенное на севере Красноярского края Ванкорское месторождение, на котором «Роснефть» предполагает добыть до 515 млн тонн нефти. Ввод месторождения в эксплуатацию намечен на середину текущего года. Следует отметить, что «Роснефть» смогла гарантировать поставки только после того, как правительство пообещало обнулить ставки экспортных пошли для Восточной Сибири, где будет добываться нефть, предназначенная для Китая.

Кредитный сыр

Безусловно, для китайской стороны сделка выгодна: «Роснефть» и «Транснефть» берут в долг у Китая, на эти деньги строят инфраструктуру для снабжения его нефтью и в счет погашения долга 20 лет гонят нефть, снижая его зависимость от поставок из Персидского залива.

Российской стороне деньги, как говорится, нужны здесь и сейчас. Правительству договоренности, достигнутые с Китаем, позволят снизить кредитную нагрузку на подконтрольные государству российские банки, которые финансируют крупные корпорации, и направлять денежные средства на поддержку других отраслей. По словам министра энергетики Сергея Шматко, в этом году недофинансирование нефтяной отрасли может составить порядка 200 млрд рублей.

Российским компаниям полученные кредиты помогут рефинансировать свои задолженности. К примеру, чистый долг «Роснефти» на конец прошлого года составлял 19,4 млрд долларов. В этом году компании предстоит выплатить около восьми миллиардов, еще столько же «Роснефть» планирует потратить на свою инвестпрограмму. Существенное улучшение финансового положения в «Роснефти» положительно повлияет на динамику котировок ее акций. Однако этого нельзя сказать о «Транснефти». Крупномасштабные проекты компании практически полностью поглощают генерируемые ей денежные потоки. И это понятно. Стратегия компании предполагает, что 30% совокупных инвестиций покрываются за счет собственных денежных потоков, а оставшиеся 70% – за счет внешнего финансирования.

К сожалению, пока неясно, по какой цене в Поднебесную будет поставляться российская нефть. «Роснефть» может вновь оказаться в китайском капкане. Дело в том, что в 2004 году с Пекином было заключено аналогичное соглашение по схеме «кредит с залоговым обеспечением в виде поставок нефти». После существенного роста нефтяных цен на мировом рынке российская компания пыталась пересмотреть условия соглашения, но добилась немногого. Китайская сторона согласилась на увеличение отпускных цен за баррель нефти лишь на 0,675 доллара. Нынешнее соглашение заключено в период падения мировых цен на сырье, и высока вероятность повторения ситуации.

Казахстанская альтернатива

Единственной стороной, которая может пострадать из-за запуска новой транспортной магистрали, окажется Казахстан. Помимо транссибирской магистрали нефть из России в Китай поставляется с прошлого года по нашему нефтепроводу Атасу – Алашанькоу. Эта магистраль с первоначальной пропускной способностью 10 млн тонн в год сдана в коммерческую эксплуатацию и начала промышленные поставки сырья в Китай в июле 2006-го. Несмотря на оптимистичные ожидания казахстанской стороны транспортировки в 2006 году в данном направлении около шести миллионов тонн казахстанской и российской нефти, фактический объем прокачки составил 2,16 млн тонн. А ведь, по мнению специалистов, этот маршрут выгоден для экспорта российской нефти в Китай с точки зрения затрат. Низкий тариф прокачки нефти из Атасу в Алашанькоу (1,4 доллара за баррель) позволяет поддерживать конкурентоспособность данного направления по сравнению с ВСТО («Транснефть» за прокачку нефти по нему из Западной Сибири в Сковородино планировала собирать около семи долларов за баррель).

Нефтяные предприятия с китайским участием – «ПетроКазахстан», «CNPC-Актобемунайгаз», «Казгермунай» – не могут загрузить трубу казахстанским сырьем в полном объеме. Поэтому нужны новые экспортеры-пользователи, которых можно привлечь к маршруту невысоким тарифом. Нефть российских поставщиков в эту экспортную магистраль может попасть по трубопроводу Омск – Павлодар – Шымкент, недозагруженные мощности которого можно расширить.

После запуска Атасу – Алашанькоу целый ряд российских компаний решил опробовать новый маршрут и сообщал о планах поставок по нему своего сырья в Китай. Так, госкомпания «Роснефть», экспортировавшая нефть в Китай по железной дороге, подала заявку на транспортировку по трубопроводу 1,2 млн тонн нефти. Подавала заявки на прокачку нефти по этой трубе и ТНК-BP. Не исключал возможности поставок по Атасу – Алашанькоу добытой в Казахстане нефти ЛУКОЙЛ. Однако поставки так и не были начаты, поскольку эти экспортные планы не утвердили чиновники Минпромэнерго РФ. Таким образом, несмотря на прогноз бывшего президента «Транснефти» Семена Вайнштока, что суммарный транзит сибирской нефти через Казахстан в Китай по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу в 2007 году может составить семь миллионов тонн, по нему до 2008 года официально её не было прокачано ни капли.

Подвижки начались после ноября 2007-го, когда Россия и Казахстан подписали соглашение о поставке нефти в Китай по трубопроводу Атасу – Алашанькоу в объеме пяти миллионов тонн в год. В марте 2008 года только компания ТНК-ВР получила разрешение на поставку по нему 500 тыс. тонн нефти. В сентябре того же года Минэнерго России утвердило заявку компании «Газпромнефть» о поставке нефти в Китай транзитом через Казахстан в четвертом квартале 2008 года. Правда, заявка была удовлетворена в объеме 250 тыс. тонн, хотя подавалась на 300 тыс. тонн.

 По итогам 2008 года по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу потребителям в КНР было прокачано 6,11 млн тонн нефти (в 2007-м – 4,77 млн тонн). При этом транзит российской нефти по маршруту Омск – Павлодар – Атасу – Алашанькоу составил 1,38 млн тонн.

Следует отметить, что летом 2007 года CNPC подписала соглашение о расширении нефтепровода Атасу – Алашанькоу, и уже в декабре того же года было официально начато строительство второй очереди нефтепровода Казахстан – Китай, во время которого планируется проложить участок Кенкияк – Кумколь протяженностью 841,5 км. Сдача в сентябре 2009 года этого участка завершит строительство нефтепровода, общая пропускная способность которого составит 20 млн тонн в год. Таким образом, российская сторона может увеличить прокачку своей нефти по этой магистрали почти в 10 раз. Дело за малым – сломить сопротивление российских чиновников и госменеджеров из «Транснефти».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности