Итальянцы спасают кумиров

В компании IT Holding, владеющей известным итальянским брендом Gianfranco Ferre, введено внешнее антикризисное управление. Вряд ли бренду дадут умереть, но удержать его в собственности итальянцев едва ли удастся

Итальянцы спасают кумиров

Про Тонино Перна в Италии ходят легенды. Для одних он человек с обаятельной улыбкой, умеет убеждать и нравиться, для других — резкий, может послать и журналистов, и нежеланных собеседников. Но всем известно, что из заурядного продавца одежды Тонино Перна превратился в собственника известных марок Malo, Exte и, конечно, Gianfranco Ferre. Кроме того, он шьет одежду для Versace Vjc (jeans couture), Just Cavalli и C'N'C Costume National.

В жизни этого человека были и взлеты, и падения. Еще в 70-е годы он с нуля начал выпускать джинсы Pop84. Российский потребитель о таких не помнит (в то время джинсов в Советском Союзе практически не было за таким редким исключением, как Levis и Montana), а вот у итальянцев среднего возраста глаза загораются, когда они говорят об этой марке. Она была спонсором итальянcкой национальной сборной по футболу. «Скуадра адзурра» тогда очень неплохо выступала, и джинсы Pop84 стали самыми желанными во всей Европе. Но в начале 90-х эта сказочная история подошла к прозаическому концу. Обнаружились долги в 200 млрд лир (тогда еще Италия не перешла на евро, 1 евро был равен 1927 лирам). Владеющую маркой Pop84 компанию Pantrem попытались спасти всем миром — и государство, и областное правительство. Но, несмотря на огромные вливания денег, в 1993 году Pantrem обанкротилась, оставив несколько тысяч безработных и дыру в 350 млрд лир. История тогда еще не знала краха Enron и Parmalat, и по тем временам это были огромные деньги.

Прискорбное событие не охладило пыл Тонино Перна, и вскоре он создает IT Holding, который снова занимается пошивом одежды. Причем для таких брендов, как Romeo Gigli и Dolce & Gabbana. Потом эти марки отказались от сотрудничества, но брендов хватало: именно тогда стали выпускаться по лицензии Versace, Just Cavalli, C'N'C Costume National. В 2000 году Перна получил контроль над маркой Gianfranco Ferre, финансовое положение которой было очень тяжелым, близким к банкротству. Тем не менее покупка Gianfranco Ferre превозносилась Перна как огромный успех. Немаловажная деталь: уже один раз разорившийся бизнесмен купил эту марку на заемные деньги.

Тонино Перна хотел вытащить марку из кризиса. Однако каких-либо важных инноваций в компании произведено не было, она продолжала жить по старым принципам. Ядром компании оставался великий Джанфранко Ферре, известный своей любовью к оригинальности и экспериментам. Пока он творил, коллекции как-то продавались. Но после смерти Ферре в июне 2007 года дела в компании значительно ухудшились. Если в 2007 году оборот Gianfranco Ferre составлял 130,6 млн евро, то за первые 9 месяцев 2008-го опустился до 44,1 млн евро. Незавидным было положение и самой группы IT Holding. Навалился кризис, банки все разом отказали в реструктуризации долга и выдаче нового кредита. Сложилась ситуация, когда у компании с оборотом в 640 млн евро не осталось оборотных средств. Долги превысили 300 млн евро, и часть их нужно было срочно отдавать. Вопрос встал либо о полном банкротстве, либо о реструктуризации под управлением кризисного менеджера, назначенного государством. Выбрав второй вариант, Тонино Перна схватился за последнюю соломинку: по закону Марцано государство защищает компанию от должников, отстраняет бизнесмена от управления и назначает кризисного управляющего, который попытается спасти все, что еще можно спасти.

Итальянские инвесторы пока не торопятся покупать свою прославленную марку Gianfranco Ferre

На спасение IT Holding был выдвинут целый триумвират кризисных менеджеров. Главной ценностью группы остается марка Gianfranco Ferre, но итальянские инвесторы не торопятся ее покупать: кризис в модной индустрии и сильнейший спад в финансовых показателях отпугивают потенциальных покупателей. Пока о своем интересе объявил только Ашраф Абу Исса, президент катарского Abu Issa Holding, у которого уже есть 55 магазинов в Катаре, где он продает итальянские марки Corneliani, Pal Zileri, Moschino, Diesel, Cerruti, Trussardi и Damiani Jewelers: «Мы сейчас оцениваем возможность покупки миноритарной доли или контроля в некоторых итальянских брендах, и среди них, конечно, Gianfranco Ferre. Но эта марка требует значительных расходов для ее успешного роста».

Кризис, возможно, подтолкнет IT Holding к продаже и других своих марок — Malo и Exte, но об этом пока никто не говорит, а может затронуть и бренды, для которых он выпускает одежду, — Versace, Just Cavalli и Costume National. Versace пока молчит, а Роберто Кавалли в последний момент был вынужден отказаться от показа на нынешней Миланской неделе женской моды коллекции Just Cavalli. «Сложная ситуация компании Ittierre (компания, которая шьет для Роберто Кавалли, полностью контролируется IT Holding. — “Эксперт”) не давала мне гарантии и уверенности быть, как всегда, в авангарде с моей молодежной линией», — сетует модельер. Карло Капаза, глава Costume National, делится своими планами: «Мы разговариваем с другими компаниями, у нас много предложений, и мы примем решение к концу этого месяца, но надеюсь, что сможем сотрудничать с обновленной Ittierre».

Пессимисты считают ситуацию с IT Holding только первой ласточкой упадка модной индустрии. Но Марио Бозелли, президент Национальной палаты итальянской моды, настроен на оптимистический лад: «В декабре сектор моды почти охватила паника, в январе на мужских миланских показах по сравнению с прошлым годом было на 20 процентов меньше коллекций. Но на нынешней Неделе женской моды у нас, наоборот, на 10 коллекций больше, чем в 2008 году. И даже Gianfranco Ferre сумел представить свою коллекцию. И потом, евро на отметке 1,25–1,30 доллара, что помогает нашему экспорту. При высоком курсе евро — 1,50 доллара — нам трудно соперничать с азиатскими странами. Главное беспокойство сейчас вызывает продолжительность общемирового кризиса. Если кризис не продлится долго, нам он не нанесет большого урона».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?