Транзакции под налогом

11 стран ЕС договорились о введении налога на финансовые операции, который,возможно, начнет действовать уже с 2014 года. Впрочем, ясности в отношении механизма действия налога нет, так как эксперты предупреждают о рисках оттока капитала из Европы в случае его введения. К тому же принятие решения о налоге углубило раскол в рядах членов валютного союза

Транзакции под налогом

Министры финансов Евросоюза разрешили 11-ти государствам облагать налогом финансовые транзакции. В числе этих стран Германия, Франция, Италия, Испания, Австрия, Португалия, Бельгия, Эстония, Греция, Словакия и Словения. Страны, получившие разрешение, могут применять этот налог с января следующего года, если правительства быстро согласуют его форму.

Налог на прибыль, также известный как налог Тобина (по имени нобелевского лауреата Джеймса Тобина, предложившего его введение около 40 лет назад), предполагает взимать 0,1% от стоимости любой торговой операции с акциями или облигациями и 0,01% – от операции с производными контрактами. Некоторые европейские правительства обвиняют спекулянтов: они  создают излишне сильные колебания на финансовых рынках, чтобы на этом заработать. В частности, так происходило в период кризиса 2008-2009 годов. Новый налог призван снизить количество спекуляций. По некоторым оценкам, дополнительный доход после введения нового налога может достигать 35 млрд евро в год.

Пока еще неясно, каким образом доходы от налога будут использоваться, но вполне вероятно, что часть денег пойдет на финансирование фонда спасения Еврозоны. «Но это является важной вехой для ЕС – общая налоговая политика, так как она прокладывает путь для амбициозных государств-членов к достижению прогресса в налоговом законодательстве, даже если единогласие не может быть достигнуто», – сказал Альгирдас Шемета, комиссар ЕС по налогам. «Те, кто хочет двигаться вперед и кто ценит достоинства более тесного сотрудничества по вопросам налогообложения на уровне ЕС, может сделать это», – добавил еврокомиссар.

Предложения по механизму работы налога и его введению должны быть готовы до конца года, а взимать его начнут уже к 2014 году. Впрочем - пока, по словам Шеметы, «сейчас недостаточно ни энтузиазма, ни ясности». Налог прежде всего должен быть направлен на пополнение бюджетов стран Еврозоны, а также на создание некоторого резерва, чтобы обеспечить поддержку банков в случае кризиса, считает аналитик Инвесткафе Дарья Пичугина. Также решение о введении налога может быть и политическим шагом: оно покажет гражданам, что их правительства собирают больше налогов с богатых, что всегда находит поддержку среди большинства не слишком обеспеченного электората.

Ранее предполагалось ввести налог со следующего года, и в этом был смысл: именно сейчас странам Еврозоны необходимо как-то решать проблемы с наполнением бюджета. Однако, по всей видимости, некое финансовое лобби смогло добиться переноса налога на 2019 год. Неизвестно, что тогда будет с экономикой Еврозоны; пока прогнозы достаточно оптимистичные, так что налог уже не будет актуален. С другой стороны - тогда и финансисты будут в более стабильном положении, и налог для них не будет столь тяжелым бременем.

Но налог на финансовые транзакции – спорный сам по себе, говорит начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. Его необходимость не очевидна, а эффективность – под вопросом. Для того, чтобы он достиг цели (помимо чисто фискальной), необходимо одновременное его введение во всех юрисдикциях с мировыми финансовыми центрами. Введение этого налога только на части территории Европы приведет, скорее всего, к перетоку операций на те биржи, где такого налога нет. Противоречия по этому налогу сохраняются и внутри самой Европы, где есть группы, выступающие «за» и «против». По мнению эксперта, вероятность того, что такой налог будет в итоге введен, на ближайшие несколько десятилетий невелика.

Действительно: ранее правительства региона не смогли договориться о введении налога для всех 27 стран-членов региона или хотя бы 17 членов Еврозоны. В ходе голосования 22 января Великобритания наряду с Люксембургом, Чехией и Мальтой от решения воздержались. Ранее Великобритания и 15 других стран-членов ЕС отказались вводить налог, который должен препятствовать спекулятивным операциям на финансовых рынках. В Великобритании и Швеции указали, что выступают не против налога в принципе, но считают, что его введение не имеет смысла, если он не станет применяться во всем мире, так как инвесторы будут перемещать свою торговую деятельность в другие страны, чтобы избежать уплаты налога. Страны вполне обоснованно предполагают отток инвесторов со своих финансовых рынков.

Между тем разделение стран ЕС на два лагеря продемонстрировало, что раскол в рядах членов валютного союза расширяется. Соглашение по налогу было достигнуто до начала заседания министров, и положительное голосование была просто процедурным вопросом, по словам ирландского министра финансов Мишеля Нунана. Голосование использовано для того, чтобы властям региона формально можно было определить группу, нацеленную на более глубокую интеграцию в союз в дальнейшем.

Раскол в политике ЕС действительно присутствует, причем - не только в финансовой, указывает замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Кризис поднял все старые европейские противоречия, прежде всего - между континентальной Европой и Великобританией. И на сегодня существует целый спектр неразрешимых вопросов: это и налог на финансовые транзакции, и повышение прозрачности таких транзакций, и единый банковский надзор, и формирование единой финансовой политики.

Фактически ЕС в лице континентальных стран предлагает снизить зависимость региона от рисковых финансовых операций и спекулянтов. Великобритания, которая не может похвастаться серьезными результатами по выходу из кризиса, опасается, что это окончательно подорвет ее экономические основы – в отличие от Германии, Англия строит свою модель именно на финансовом секторе, а не на промышленности. И это разногласие преодолеть - не получится. Видимо, представители ЕС это понимают, поскольку уже готовы отложить введение налогов до тех пор, пока Великобритания не определится окончательно со своим членством в союзе.

Что же касается эффективности нового налога, то о ней можно будет говорить только тогда, когда все основные игроки в мире введут этот налог, считает начальник отдела экспертов БКС Экспресс Дмитрий Шишов. Если ЕС введет его в одностороннем порядке, то другие игроки просто получат конкурентное преимущество, а Европа в очередной раз проиграет. К тому же сами меры, которые предлагаются для введения, вызывают много вопросов, и непонятно: будут ли они эффективны и не переложат ли финучреждения все эти издержки на плечи потребителей. Поэтому пока неясно, кто все-таки в итоге будет платить за возможный будущий кризис. По всей видимости, за все снова заплатят граждане, в данном случае европейские. С другой стороны, все понимают, что текущее положение дел также не выдерживает критики и что-то нужно делать, систему необходимо менять.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности