Пошлина должна быть своевременной

Пошлина должна быть своевременной

По мнению президента Astana Group Нурлана Смагулова, введение новых пошлин в условиях кризиса преждевременно. Причина – рынок ослабел на фоне кризиса, а отечественного автопроизводителя, которого нужно защищать пошлиной, еще нет.

– Нурлан Эркебуланович, есть ли сегодня предпосылки к созданию мощного отечественного автопроизводителя?

– На протяжении долгих лет идет ожесточенный спор, может ли Казахстан производить собственный автомобиль. Сегодня я не вижу предпосылок к этому. Чтобы произвести казахстанский автомобиль, необходимо, чтобы он хотя бы на 50% состоял из комплектующих и запчастей, произведенных внутри страны.

У нас мало опыта в этом сегменте. Казахстан – не густонаселенная страна с не очень развитым машиностроением. Даже в России, где есть опыт автомобилестроения, производители иномарок до сих пор не могут добиться 50-процентной локализации производства. У нас этого добиться будет намного сложнее.

При этом не имеет никакого значения, какие инвестиции – государственные или частные – будут задействованы в строительство автозавода.

– Против чего конкретно вы выступаете?

– Мы не против казахстанского автопроизводства! Мы выступаем против преждевременного, без учета ситуации на рынке повышения таможенных пошлин! Если увидим, что российские, западные или восточные автоконцерны готовы построить у нас завод с полным или хотя бы 50-процентным циклом производства запасных частей и комплектующих, то поддержим любые меры по защите внутреннего рынка.

На сегодняшний день есть только слухи о том, что какие-то бизнесмены интересуются казахстанским рынком и готовы инвестировать в производство. В качестве примера они приводят приезд в Казахстан представителей компании «Ниссан». Давайте внесем ясность: во-первых, они представляли не японскую компанию-производителя, а китайский завод, который производит по лицензии устаревшие модели «Ниссан», во-вторых, речь снова шла об отверточной сборке, а не полном или частичном технологическом цикле.

– Какой эффект даст повышение пошлин?

– Это спровоцирует возврат к 90-м годам: снова появится огромный серый рынок, желтые номера на авто, люди будут делать временный ввоз, разработают десятки, а может и сотни легальных и нелегальных схем ухода от растаможки. Согласно новым правилам цена растаможки автомобиля будет превышать половину цены самого автомобиля: естественно, покупатели сделают все, чтобы не заплатить эти деньги.

И потом не вижу прямой связи между новыми пошлинами и обновлением автопарка. Если рассматривать пошлину как инструмент ограничения ввоза в страну подержанных машин, то все сходится: поток секонд-хэнда существенно уменьшится. Не секрет, что доля подержанных машин со сроком эксплуатации семь лет и старше на сегодняшний день составляет 80–85% от всего импорта. В прошлом году Казахстан завез 155 тысяч автомобилей, из них 120–125 тысяч – подержанные.

Высокие пошлины сделают завоз подержанных авто невыгодным. Но так как пошлина применяется ко всему импорту, то подорожают и новые машины. Потребитель, как всегда, становится крайним, и должен будет из своего кармана платить за все последствия введения новой пошлины.

Думаю, часть официальных дилеров может уйти в серый рынок лишь для того, чтобы выжить. Дилеры сегодня напоминают зверя, загнанного в угол: его душат договоры с автопроизводителями по объемам продаж, гарантийные обязательства перед покупателями и тяжелая ноша долларовых кредитов, взятых у банков в свете оптимистических ожиданий роста продаж. Все это вместе взятое заставит некоторых официальных дилеров уйти в тень: другого пути не допустить дефолт у них не остается.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?