Миф о времени

Миф о времени

Дэвид Финчер опять снял фильм, посвященный проблемам современного постиндустриального общества. Если «Бойцовский клуб», сделавший его знаменитым, был экранизацией одноименного романа современного культового писателя Чака Паланика, то «Загадочная история Бенджамина Баттона» снята по рассказу «Загадочный случай с Бенджамином Баттоном», написанному в 1922 году классиком американской литературы Френсисом Скоттом Фицджеральдом. Фильм был одним из главных претендентов на получение «Оскара», но в итоге получил его за спецэффекты. Они там, конечно, есть, но составляют не главное его достоинство. Картину можно было бы оценить и более высоко.

В древние времена возник миф о золотом веке, согласно которому человечество деградирует, двигаясь от расцвета к упадку. В золотом веке древние предки человечества обладали мудростью богов и жили по совершенным законам. Потом наступили серебряный, бронзовый и, наконец, железный век. Названия веков призваны символизировать регресс, ухудшение жизни общества. В повседневной жизни миф поддерживается психологическим типом личности, полагающим, что прошлое всегда лучше настоящего и будущего. Эти переживания находят свое выражение в архетипе коллективного бессознательного – тоске по потерянному раю. Чувство, что древние, создавшие пирамиды и великие цивилизации, владели какой-то тайной, утерянной человечеством, часто оказывается подлинной причиной, по которой пытливые умы решают встать на стезю истории и археологии. Подтверждение тому то, с каким интересом мы смотрим научно-популярные фильмы о загадках древних майя и египтян. Хочется верить в то, что рай уже когда-то был и был на земле, и тогда человечество было более мудрым и совершенным, чем сейчас. В отношении личной жизни чувство, что лучшее осталось позади, и когда мы были молоды, то трава была зеленее, и солнце светило ярче – чаще возникает в зрелом возрасте и в старости.

В рассказе Фицджеральда жизнь переворачивается с ног на голову. Сюжет о младенце, родившемся стариком и проходящем все стадии жизни в обратной последовательности, был придуман американским писателем с иронической целью для критики обывательских представлений. Загадочный случай – шутка природы над погрязшим в стереотипах обществом, не способным ни осмыслить, ни примириться с тем, что нарушает обычный ход вещей. В картине Финчера это уже не просто загадочный случай, казус, а история, обретающая трагические черты, говоря философским языком, экзистенциальное измерение. В ней судьба одного человека рассматривается в свете представлений целого общества об истории, о прошлом и будущем. «Загадочная история Бенджамина Баттона» – это киноэпопея, пытающаяся ответить на вопрос: в чем смысл человеческой жизни. Изменение жанрового видения, а соответственно, характера постановки проблем – серьезная творческая задача. Версия Финчера – это интерпретация классического рассказа, но генерирующая смыслы иного уровня. Это не шутка, заставляющая зрителя улыбнуться, и не пародия, высмеивающая недостатки общества. Предпринятое режиссером смещение жанра – дань продолжающей классические традиции культуре ушедшего века, с ее экзистенциальной философией и литературой абсурда.

Во время просмотра фильма возникают мысли о разнице мировосприятий не только в западной и восточной культурах, но и в традиционном и современном обществах, в их отношениях к индивиду, его жизни, к старости и молодости. Для американца Фицджеральда рождение младенца-старика – фантасмагория, при помощи которой можно перевернуть взгляд на привычные вещи и поставить персонажей в курьезное положение. Китаец же, скорее, вспомнит легенду о родившемся стариком мудреце Лао-Цзы. Притча о старом младенце указывает не столько на парадоксальность и загадочность этого факта, сколько на величие и предназначение, данное человеку свыше. В традиционном обществе, где взрослые учат детей, передавая им накопленный опыт, к старости относились с уважением, она рассматривалась как синоним мудрости и высокого социального положения. Современное общество больше ориентировано на культ молодости, старость и смерть фактически исключаются из гламурной эстетики моды, телевидения и глянцевых журналов. О старости если и говорят, то в связи с общественными обязательствами, экономической и политической ситуацией.

Фитчер возвращает старость и смерть на орбиту доступного широким массам искусства. Он пользуется отнюдь не новаторскими для кинематографа Голливуда приемами контрэстетики. Более того, последнее время они даже входят в моду у пресыщенных стандартными образчиками молодости и телесной красоты массмедиа. Финчер нарочито демонстрирует пористую поверхность кожи, складки, морщины, родинки. Не важно, принадлежат ли они актерам или их персонажам, ведь здесь главное – эстетика увядания, выражающая единственно верную правду жизни. Актриса Джулия Ормонд, сыгравшая дочь главной героини, выглядит старше своего возраста и возраста своей героини. По-голливудски привлекательная внешность Брэда Пита (сыгравшего собственно Баттона) чудесным образом трансформируется не только при помощи грима и парика, но и виртуальных спецэффектов.

Действие фильма начинается в доме престарелых, периодически туда возвращается и в конце концов завершается там же. Современные реалии третьего тысячелетия в картине присутствуют скорее фоном, это место, где герои вспоминают век ушедший с его двумя мировыми войнами, холодной войной, собранными вручную антикварными часами и расцветом театрального Бродвея. В большинстве сцен освещение носит приглушенный, тусклый, сумеречный характер, символизируя мировосприятие ушедшего века декаданса, сумерек и заката культуры. Архетипом становятся часы, отсчитывающие время в обратную сторону. Но часы – это и круг, замыкающий начало и конец, жизнь и смерть. Поэтому уже не важно, в какую сторону течет время. Утопия, неосуществимая мечта о том, как повернуть время вспять, воплощается в жизни одного человека – Бенджамина Баттона. И, о чудо, он проживает ее так, как любой другой. Но благодаря его загадочной истории мы можем приблизиться к тайне обычной жизни с ее рождением, детством, отрочеством, взрослением, старостью и смертью.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности