«Скушай, деточка, яйцо антикризисное»

Для оживления падающего потребительского спроса рестораны и кафе начинают проводить различные акции по снижению цен. Выиграет тот, кто сможет сохранить качество услуг

«Скушай, деточка, яйцо антикризисное»

«Раньше в кафе и ресторанах даже ночью было полно народа. Особенно в Алматы. Люди гуляли ночи напролет. А теперь заведения обезлюдели», – жалуется Михаил, преподаватель вуза из Алматы, считающий себя завсегдатаем городских кафе.

Экономическая ситуация в стране заставляет людей сокращать расходы на походы в рестораны. На форумах и тематических сайтах в Интернете стали пользоваться популярностью рецепты недорогих и полезных блюд. В России Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) совместно с учеными Российской академии медицинских наук даже разработала и вывесила на сайте надзорного ведомства «антикризисное меню» – «вкусное, полезное и доступное для малообеспеченных групп населения». В Казахстане потребители тоже начали пересматривать размеры расходов, оставляя в семейном бюджете лишь самое необходимое. По мнению игроков рынка, спад в отрасли общественного питания составил 30–40%. Рестораторы отражают удары кризиса маркетинговыми акциями и скидками. С их помощью бизнесмены хотят заинтересовать потребителей и убедить их, что для экономии финансовых средств необязательно совершать трапезу исключительно дома.

Три корочки хлеба и бесплатный сыр

Заведения средней ценовой категории (чек – около трех тысяч тенге) наиболее активны и изобретательны, так как острее ощущают спад потребительского спроса, который достигает 40%. «Сейчас практически все демократичные рестораны и кафе, чтобы покрыть свои операционные расходы, начали завлекать людей своеобразными фишками. Существуют два вида акций – бонусы и подарки и предоставляющие скидки. Например, в заведении дарят шестую кружку пива бесплатно или говорят: закажи пиццу, а за доставку не плати. Сейчас люди идут туда, где есть какие-то подарки и сюрпризы. Если сидеть и ничего не предпринимать, то и гостей не будет. А реклама в газетах, журналах и на ТВ очень дорогая», – рассказывает исполнительный директор развлекательного комплекса «Казахстан» и руководитель сообщества работников ресторанного и гостиничного бизнеса (HoReCa) Азамат Удербай.

Часть заведений делает ставку на снижение цен. Сеть пиццерий в Усть-Каменогорске и Астане «Пицца-блюз» в январе и феврале предлагала своим посетителям специальное «Антикризисное меню» – любое блюдо в нем обходилось посетителю в 300 тенге. Как нам рассказали в заведении, в марте компания планирует ввести «постное» меню, следуя своей стратегии убедить клиентов, что обедать в «Пицце-блюз» не дороже, чем дома.

В кафе «Эдем» в Алматы посетители получают 20-процентную скидку на все блюда в любой день недели. Администратор заведения Гульбахыт Дарибаева рассказала, что компания решилась на этот шаг из-за высокой конкуренции в среднем ценовом сегменте. Кроме того, в долгосрочной перспективе собственники «Эдема» рассчитывают сохранить лояльность своих клиентов. «Мы снижаем цены, чтобы сделать наши услуги доступными всем слоям населения. К тому же сегодня он студент, а завтра – работодатель. У нас уже были примеры, когда бывшие школьники, заказывавшие раньше только колу, приходили к нам позже и устраивали банкеты на 100 персон», – рассказывает г-жа Дарибаева. По словам администратора другого заведения, пожелавшего остаться неназванным, его ресторан в первые месяцы зимы потерял практически 50% посетителей. В начале марта они ввели сразу несколько специальных предложений, направленных на снижение цен. О результатах говорить еще рано, но посетителей в ресторане прибавилось процентов на 15.

Для сохранения лояльности клиентов и увеличения размеров заказов сеть «РосИнтер» в феврале проводила сразу две акции – фуд-чек и «Вторая пицца бесплатно». Во всех заведениях сети ввели систему фуд-чеков размером в 500 тенге. Посетитель получал фуд-чек, если его счет превышал три тысячи тенге. При следующем посещении клиент мог расплатиться одним фуд-чеком. Преимущества этой акции для ресторанов очевидны – чтобы получить скидку, посетителю нужно вернуться к ним второй раз.

Игроки рассказывают, что партнерские отношения с поставщиками и продуманная политика позволяют держать расходы на проведение маркетинговых акций на невысоком уровне. «К примеру та же шестая кружка пива – ее стоимость может быть оплачена поставщиком. Он ведь тоже выигрывает оттого, что мы реализуем большие объемы», – объясняет г-н Удербай.

Перекрестный маркетинг и система лояльности

Помимо проведения акций кафе и рестораны для увеличения числа гостей начинают активно работать с постоянными посетителями и внедрять так называемую систему лояльности. Наиболее востребован этот инструмент маркетинга среди ресторанов премиум-класса, так как падение потребительской активности они ощутили меньше и снижать цены пока не намерены. «Заведения нарабатывают базу потенциальных клиентов. Допустим, администрация приходит в какую-то инвестиционную компанию или банк и предлагает им поучаствовать в программе лояльности. А те своим клиентам или работникам говорят, что предоставляют им скидку в определенный клуб», – рассказывает г-н Удербай. Таким образом, заведения увеличивают число посетителей из своей целевой аудитории.

Некоторые рестораны расширяют клиентскую базу и более простым способом. Например, алматинский ресторан Temujin проводит акцию «Ваша визитка – наша скидка». Оставив свои контактные данные, человек соглашается получать информацию об услугах ресторана и всех его нововведениях. Более одного раза визитная карточка на скидку не обменивается. Кроме того, некоторые рестораны направляют свои усилия на привлечение клиентов в будние дни. Например, в алматинском заведении Loud нам сказали, что в будни предлагают скидку в 20% на все меню. К подобным мерам начинает прибегать все большее количество заведений, позиционирующих себя между премиум и средним ценовым сегментами. Система лояльности дает свои преимущества, но тенденция такова, что потребители посещают рестораны исключительно в выходные дни.

Выживет креативный

Антикризисные меры предпринимают не только крупные, но и небольшие компании. В частности, MM Food Service, владеющая палатками Bubble Tea в Алматы, разукрасила их веселыми картинками и разноцветными надписями «Антикризисная политика». Раньше в этих палатках продавали только чай с различными добавками стоимостью 300 тенге. Теперь к нему добавились хот-доги по 250 тенге. Бизнесмены поняли, что в экономически смутные времена сытный бутерброд потребителям нужнее сладкого чая – продажи хот-догов на 60% выше, чем чая. «Теперь хот-дог в нашем меню будет постоянно», – рассказал соучредитель компании Ерлан Абдигалиев.

Для того чтобы выжить в кризисное время, рестораторам придется снижать цены, привлекать клиентов различными акциями и специальными предложениями и доказывать, что качество от снижения цен не ухудшилось. Пока посетители, опрошенные нами на выходах из алматинских заведений общепита, не жалуются на снижение качества сервиса, даже напротив: «Теперь за наши кошельки сражаются – кафе дорог каждый клиент. Улыбаться стали больше, а цены вроде бы ниже – я лично доволен», – резюмирует Михаил.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее